<<
>>

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Если цепь златая, унизанная жемчугом и дра­гоценными камнями, приятна для очей, на нее взирающих, тем более приятны красоты ду­ховные.

Кирилл Туровский

Категориями этики принято называть высшие моральные ценности, в обобщенной форме отражающие нравственные требования людей друг к другу и к окружающему миру.

В ис­тории этической мысли в зависимости от понимания приро­ды нравственности менялось конкретное содержание катего­рий этики, их форма и место каждой из них в общей системе понятий.

Этические категории, в отличие от категорий других наук, характеризуются следующими особенностями:

♦ областью исследования: область исследования нрав­ственных категорий - поведение людей и отношения людей между собой (о морали можно говорить только в том случае, если в наличии есть два человека), а также отношением людей к социуму, государству, своей семье;

♦ превращением категорий нравственности в регулятор общественных отношений с позиции сущего и должного;

♦ действием категорий не на принуждении, а на силе об­щественного мнения. «Некоторые неписанные законы тверже всех писанных», - утверждал римский мыслитель Сенека;

♦ аксиологическим характером категорий - оценкой явлений с позиций добра и зла, добра и долга, добродетели и совести;

♦ преобладанием эмоционального аспекта в характеристи­ке отношений между людьми[11].

Этические категории многочисленны и разнообразны. И классифицировать их можно по различным основаниям. Так, Эпикур в основу деления положил категорию счастья, Аристотель - категорию блага, Кант - категорию долга.

Основными категориями в истории этики обычно считают­ся понятия добра и долга, понятия добродетели, совести и не­которые другие. Если в основу деления положить признак об­щепризнанности, то наиболее важными в теоретическом и практическом отношении этическими категориями будут доб­ро и зло, свобода и справедливость, долг, совесть, ответствен­ность, достоинство и честь, гуманизм. К категориям этики от­носят также смысл жизни, счастье, и др.[12]

Рассмотрим основные этические категории: добро и зло, свобода и ответственность, справедливость, долг и совесть, честь и достоинство.

Добро и зло - антиподы, являющиеся нормативно-оценоч­ными категориями сознания, в предельно-обобщенной фор­ме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно- положительное благо, а с другой - нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.

В истории этики, начиная с древности, в интерпретации доб­ра и зла сталкивались материалистические и идеалистиче­ские тенденции. Первая связывала эти понятия с человечески­ми тенденциями и интересами, с законами природы или факти­ческими желаниями и устремлениями людей, с наслаждением и страданием, счастьем и несчастьем человека, с реальным социальным значением действий индивидов для совместной жизни. Вторая же выводила понятия добра и зла из божествен­ного веления или разума, из некоторых потусторонних идей, в результате чего конфликту между добром и злом придавался смысл обязательной борьбы двух извечных начал в мире. Иног­да содержание данных понятий сводилось к выражению субъ­ективных пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий че­ловека.

В словаре русского языка, как утверждают лингвисты, насчи­тывается около 200 положительных эпитетов, которые характе­ризуют сущность человека. Ту или иную их комбинацию можно отнести к определенной категории этики. Человека доброго мож­но охарактеризовать такими положительными эпитетами, как благонадежный, щедрый, уравновешенный, спокойный, пред­сказуемый и т.д., а противоположными отрицательными каче­ствами будут завистливый, лицемерный, непостоянный, надмен­ный и т.д.

Определение добра и зла мы находим у великих писателей прошлого:

«Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремле­ние к добру.» Л.Н. Толстой.

«Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.» Г. Торо.

«Доброта и скромность - вот два качества, которые никогда не должны утомлять человека.» Р. Стивенсон.

«Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.» М. Монтень.

Наличие зла среди людей в истории этики объясняется по- разному. В религиозных учениях зло - фатальная неизбеж­ность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло как результат непо­нимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывали зло с антагонистическим устройством общества[13].

Зло друг другу люди причиняют не столько действиями, сколько словом. И как важно бывает для общего блага вовремя промолчать, не сказать ничего лишнего. В этой связи француз­ский философ Ф. Ламенне писал: «Мы недостаточно представ­ляем все то зло, какое мы способны причинить себе и другим одним-единственным словом; это зло почти всегда неисправи­мо». Следует руководствоваться мудрым советом Эзопа: «Ве­лико ли, мало ли зло, его не надо делать». Знаменитый педагог нашего времени В.А. Сухомлинский, вторя Эзопу, писал: «Бе­реги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость дру­гого человека. Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства».

Следует иметь в виду, что человек, совершивший зло, на­казывает сам себя на всю жизнь. «Дурной поступок, - писал Ж.-Ж. Руссо, - мучает нас не тогда, когда он только что совер­шен, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает».

Правильное понимание этических категорий добра и зла имеет исключительное значение для юридической деятельно­сти, имеющей своим объектом исследования преступления - наиболее острую форму зла, и наказание как сатисфакцию за совершенное зло.

Свобода - это возможность человека действовать самостоя­тельно в соответствии со своими интересами и целями, выби­рать свою линию поведения сообразно желаниям и обстоятель­ствам объективной необходимости.

Абсолютной, абстрактной свободы не существует. Свобода всегда конкретна и относительна, так как поведение человека детерминировано условиями жизни, в которых он находится. «Свобода - это не праздность, - утверждал французский писа­тель и публицист Ж. Лабрюйер, - а возможность свободно рас­полагать своим временем и выбирать себе род деятельности». В зависимости от объективных условий и конкретных обстоя­тельств люди могут обладать свободой или же быть лишены ее: они могут обладать свободой в одних сферах деятельности и быть лишены ее в других; наконец, и степень свободы может быть весьма различной - от свободы выбора целей через сво­боду в выборе средств до свободы приспособления к действи- тельности[14].

Нравственная свобода, под которой понимается превраще­ние моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека, не является полной, если она не включает самопринуждения, самодисциплины. Человек нравственно свободен в том случае, когда его внутренние потребности сли­ваются с моральными требованиями общества. Нравственная свобода - это умение делать осознанный моральный выбор действий и поступков, давать им нравственную оценку, пред­видеть их последствия и осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями[15].

Когда внешняя нравственная необходимость превращается во внутреннюю, субъективную необходимость, а подчинение нравственному предписанию - в добровольное следование со­вести, когда выполнение правил внешнего поведения преобра­зуется в творческое осуществление моральных принципов на основе личного решения, тогда человек становится способным самостоятельно - свободно, без внешнего принуждения совер­шать поступки, наиболее целесообразные и для него самого, и для общества.

Иногда под свободой понимается все то, что не запрещено. Но это не означает, что остальная область возможного, все то, что находится по ту сторону запрета, - это область правоотно­шений, пока еще не регулируемая нормами права или морали. Лозунг М.С. Горбачева, юриста по образованию, что все, что не запрещено - то разрешено, в правовом отношении является неверным. Эта посылка может быть применена лишь в эконо­мике, и то до предела разумного риска. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом», - сказал Ш. Монтескье. Эту же мысль подтвердил и Вольтер: «Свобода состоит в том, чтобы быть в зависимости только от законов». Итак, чтобы стать свободным, нужно подчиняться законам.

Каждый человек, совершая тот или иной поступок, делает моральный выбор между добром и злом, между нравственным и безнравственным. И так как выбор зависит от самого челове­ка, он ответствен за свои поступки. «Свобода означает ответ­ственность», - утверждал Б. Шоу. Ответственность - обратная сторона свободы. Под ответственностью понимается характер взаимоотношений между личностью, с одной стороны, и кол­лективом, обществом - с другой, при сознательном осуществ­лении предъявляемых к ним взаимных требований. Проблема ответственности - это вопрос о реальной нравственной свобо­де человека.

Ответственность у человека формируется под воздей­ствием внешних требований, которые к нему предъявляет об­щество. Их принятие личностью становится внутренней по­требностью ответственного поведения. Становление личности предполагает воспитание у нее чувства ответственности, кото­рая затем проявляется как черта характера человека. Чувство ответственности, или, как писал один из основоположников научной организации труда П.М. Керженцев, «любовь к ответ­ственности» - это желание взять на свои плечи самую трудную задачу с самой тяжелой ответственностью. Чувство ответ­ственности - это не принудительный фактор, а глубокая внут­ренняя необходимость повседневной деятельности. Без готов­ности взять на себя всю полноту ответственности, без реши­тельности в действиях по использованию всей полноты власти юристу невозможно проявить инициативу, сметку и оператив­ность в борьбе с преступностью.

Ответственность может быть моральной и правовой. По­следняя в свою очередь делится на уголовную, администра­тивную, дисциплинарную и материальную. В зависимости от субъекта действий ответственность может быть индивиду­альной и коллективной. Мера ответственности зависит от полномочий и реальных возможностей индивидов: чем выше общественное положение - тем строже мера ответственно­сти. При решении вопроса об ответственности личности учи­тывается ее возможность выполнять предписываемые ей тре­бования, в какой мере эти требования поняты и истолкованы, как далеко простираются границы ответственности, должен ли человек отвечать за достижение требуемого результата и за те последствия своих действий, на которые оказывают вли­яние внешние обстоятельства, и мог ли он предвидеть эти по­следствия.

Ответственность неразрывно связана с дисциплиной.

Дисциплина - это определенный порядок поведения лю­дей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям коллективной организации. Дисцип­лина является необходимым условием нормального существо­вания общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает коллек­тивную деятельность и функционирование социальных орга­низаций. В обществе всегда существует общеобязательная дисциплина и дисциплина обязательная только для членов определенной организации (трудовая, воинская и т.д.).

Различают внутреннюю дисциплину, или самодисциплину, дисциплину из соображений выгоды и дисциплину по принуж­дению. Внутренняя дисциплина предполагает глубокое усвое­ние членами общества норм, регулирующих поведение людей. Такая дисциплина поддерживается без внешних санкций и принудительных мер. Дисциплинированный человек испыты­вает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения и в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины и т.д.

В отличие от внутренней дисциплины, дисциплина из со­ображения выгоды и дисциплина по принуждению опирают­ся на внешние санкции - положительные или отрицательные. В конечном счете дисциплина определяется степенью совпа­дения личных интересов членов общества, их потребностей и выполняемых ими социально обусловленных норм поведе­ния. Если эти нормы не становятся внутренними пружинами действий индивидов, возникают разного рода отклонения в поведении, которые либо регулируются с помощью механиз­мов социального контроля либо могут привести к изменени­ям и ломке существующих норм. Однако общественно вред­ной может оказаться и чрезмерно жесткая дисциплина, так как в этих условиях члены общества лишаются творческой инициативы, а общественная система утрачивает необходи­мую гибкость[16].

Справедливость - категория морально-политическая и правовая. Аристотель различал справедливость уравнитель­ную (справедливость равенства) и распределительную (спра­ведливость пропорциональности).

Справедливость в этике - категория, означающая такое по­ложение вещей, которое рассматривается как должное, отвеча­ющее требованию соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностя­ми, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их обще­ственным признанием[17].

«Справедливость, - утверждал Цицерон, - заключается в том, чтобы воздать каждому свое». «Справедливость - это мер- ка, - сказал Я. Колас, - которой нужно отмерять людям, как они того заслужили».

Справедливость характеризуется соотношением распреде­ления благ между людьми, которое определяется их ролью в жизни общества, их социальным положением, их вкладом в общественное благо. Справедливость требует, чтобы никто не обогащался незаконно в ущерб другому лицу.

Несправедливость - антипод справедливости. По мнению Цицерона, «несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом». При несправедливости человек унижен, его права нарушены, между людьми нет равенства, а блага распределяются непропорционально заслугам и труду. Чтобы достичь равновесия в справедливости, требуется сила государственной власти. «Справедливость без силы, - писал французский ученый Б. Паскаль, - одна немощь, сила без спра­ведливости - тиранична. Надо, стало быть, согласовать спра­ведливость с силой и для этого достигнуть, чтобы то, что спра­ведливо, было сильно, а то, что сильно, было справедливо». Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой.

Категория справедливости для юриста - специфически пра­вовая[18]. Справедливость главенствует в профессиональной дея­тельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни озна­чает справедливость ('шййа). Юрист, таким образом, «пред­ставитель справедливости», а идея справедливости, требова­ние справедливости пронизывают законодательство современ­ного демократического общества[19]. Требование справедливости заложено в основных международных документах - Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о граждан­ских и политических правах, в Основном Законе государства - Конституции Республики Беларусь и подзаконных норматив­ных документах - уголовном и уголовно-процессуальном ко­дексах, используются при реализации любой правовой нормы на всех стадиях правоохранительной и правоприменительной практики.

Правовой принцип справедливости является условием по­строения правового государства, закреплен во всех отраслях права и выступает как моральное качество правовых норм и правовых отношений, как критерий оценки и как нормативное требование, а также как принцип профессиональной морали юриста и как его моральные качества[20].

Справедливость как категория тесно связана с понятиями равенства, законности, правдивости, честности. Поэтому, пе­рефразируя известное изречение римского философа Квинти- лиана, можно сказать: правда, законность, равенство, чест­ность, добродетель - все это может быть объединено в понятии «справедливость».

Долг как категория этики - это отношение личности к об­ществу, другим людям, которое выражается в нравственной обязанности выполнять круг определенных действий по отно­шению к ним в конкретных условиях.

В этике моральный долг рассматривается как конкретизация общих требований морали, имеющих историческое происхож­дение, применительно к возникшим обстоятельствам, положе­нию, способностям и возможностям человека, которые опреде­ляют условия и меру его личной ответственности и составляют содержание его мотивов и совести. В долге, таким образом, вы­ражается нравственная специфика социально-идейной позиции личности по отношению к создавшейся общественной ситуа­ции, конфликту и расстановке общественных сил. Таким обра­зом, долг - это нравственные личные обязательства конкретного лица, взятые на себя добровольно на основании признанных им нравственных позиций. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации (А.С. Кобликов).

Долг принято делить на социальный (гражданский, пат­риотический, воинский), профессиональный (врача, юрис­та, педагога) и личный (родительский, супружеский, сыно­вий и т.д.)[21].

Из представления о должном складываются нравственные требования, представление о том, какие поступки люди долж­ны совершать. Применительно к человеку эти требования вы­ступают как его обязанности; последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах, заповедях. Все эти этические категории яв­ляются предметом изучения особого раздела этики - деонто­логии[22].

Долг юриста - это высокая и почетная обязанность, вытека­ющая из объективных потребностей защиты личности, обще­ства и государства, освещенная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями. У юриста профессия необычная, на что указывал еще И.Т. По­сошков, юрист, писавший в середине XVIII в.: «Я по своему мнению судное дело и управление судейское вельми поставлю высоко, паче всех художеств, на свете сущих»[23]. Юрист нахо­дится на ответственном участке наступления на преступность, а это ко многому обязывает. Одного лишь профессионального мастерства, не одухотворенного высокой нравственностью, явно недостаточно для выполнения долга перед народом и госу­дарством.

Долг неразрывен с совестью. Совесть - категория этики, ха­рактеризующая способность личности осуществлять нрав­ственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть - одно из выражений нравственного самосознания личности. «За­кон, живущий в нас, - писал И. Кант, - называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к это­му закону».

Во многих европейских языках слово «совесть» этимологи­чески значит «совместное знание», в русском языке оно проис­ходит от слов «себя ведать» - «знать». Совесть - это субъектив­ное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Но форма этого осознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руководствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени. Поэтому со­весть является оценочной категорией и она может проявляться как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных пережи­ваний (например, «угрызений» совести)[24]. «Когтистый зверь, скребущий сердце» - вот как назвал совесть А.С. Пушкин.

Одна из особенностей юридической деятельности заключа­ется в том, что юрист, выполняя функциональные обязанности, решает судьбы людей, затрагивает их жизненно важные инте­ресы, он призван принимать решения в сложных моральных ситуациях. «И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профес­сии и личности»[25].

Вот как характеризовали совесть великие люди: А.И. Гер­цен: «.беспощаднее инквизитора нет, как совесть». Овидий: «Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен». А.С. Пушкин: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

Честь - это, во-первых, моральное отношение человека к самому себе, во-вторых, отношение к нему со стороны обще­ства, окружающих, когда моральная ценность личности связы­вается с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслуга­ми. «Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь», - говорил А. Шопенгауэр.

В индивидуальной чести во внимание принимаются лич­ные заслуги человека, в первую очередь его труд и мера чело­вечности, в зависимости от которых определяется мера оказы­ваемого ему почета и уважения.

Честь дифференцированно оценивает человека, и это нахо­дит отражение в его репутации. Собственно честь требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит. Поэтому, как писал Ч. Диккенс: «Человек не должен никогда сходить с широкой дороги чести, даже под благовидным пред­логом, что цель оправдывает средства. К благородной цели всегда можно прийти честным путем. А если нельзя, значит, цель недостойная».

В условиях становления рыночных отношений совершен­ствуется правовая основа собственности и договорных отно­шений. Приоритетное значение приобретают прибыль, пред­принимательская инициатива, т.е. частный интерес. Утвержда­ются новые моральные нормы, переориентируются старые. Возникает афоризм: «Прибыль выше всего, но честь выше прибыли», в котором проявляется нравственное сознание ци­вилизованного предпринимателя.

Как мы уже говорили, честь - понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с кате­горией достоинства. Если понятие чести предполагает в отно­шении к человеку ту меру уважения, которую он заслужил, то достоинство личности основывается на равном праве каждого на уважение.

Достоинство - категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. С одной стороны, сознание человеком собственного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение подтверждающих его нравственных поступков. С другой стороны, достоинство личности требует от других людей уважения к ней, признания за человеком соот­ветствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему. Достоинство человека - одна из высших нравственных ценностей. В. Шекспир писал: «Величайшая обида, какую можно причинить честному человеку, - это заподозрить его в нечестности».

Если право на достоинство обретается человеком с момента появления на свет, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Как сказано в книге «Этика» под ред. Т.В. Мишаткиной и Я.С. Яскевич, «честь и достоинство - категории комплемен­тарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновре­менно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стрем­ление к нему, то достоинство - объективная ценность лично­сти, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек дол­жен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он чело­век (человеческое достоинство). Таким образом, понятие че­сти связано с социальным статусом личности, ее соответ­ствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворя­нина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем че­ловеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хотя осознание и чувство достоинства у них могут быть разными»[26].

Тонкости в различии чести и достоинства особенно важны для юриста, когда речь идет об оценке человека, соблюдении его прав и свобод, когда в результате его противоправных дей­ствий юрист обязан считаться с его человеческим досто­инством.

Заключая раздел о чести, приведем афоризмы великих лю­дей прошлого:

«Понятие о чести - наиболее сильный стимул нравствен­ности, чем всякие уложения о наказаниях.» А. Сен-Симон.

«Из всех алмазов самый ценный - это незапятнанная честь.» Ш. Петефи.

«Ближе всего к великому стоит честность.» В. Гюго.

«Честность, порядочность - это уже половина счастья.» Э. Золя.

«Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоя­тельствам.» Марк Аврелий.

«Утрата чести страшнее, чем смерть!» Ж.-Ж. Руссо.

«Когда виновный признает свою вину, он спасает един­ственное, что стоит спасть, - свою честь.» В. Гюго.

Наряду с категориями этика оперирует понятиями - спо­собностью человеческого сознания оценивать действитель­ность и принципами - убежденностью в чем-либо. Если к ос­новным понятиям этики относятся понятия счастья, смысла жизни, понятия любви, дружбы и др., то к принципам - гума­низм, преданность, добросовестность, честность, коллекти­визм, забота и т.д.

В группе понятий этики особое место занимают понятия счастья и смысла жизни.

Философский энциклопедический словарь и словарь по этике под счастьем понимают моральное сознание, обознача­ющее такое состояние человека, которое соответствует наи­большей внутренней удовлетворенности условиями своего бы­тия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Как и мечта, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от нее означает не устремление личности, а исполнение этих устремлений. Понятие счастья не просто характеризует определенное конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно является для него блаженством. Поэтому данное по­нятие имеет нормативно-ценностный характер. В зави­симости от того, как истолковывается назначение и смысл че­ловеческой жизни, понимается и содержание счастья.

Счастье - это не идеалистическое состояние удовлетво­ренности существующим, а, напротив, постоянное стремле­ние к лучшему будущему и преодоление препятствий на пути к нему, полное развитие и использование своих способностей в сознательной деятельности, подчиненной достижению об­щих целей.

Вот как характеризуют понятие счастья знаменитые люди Беларуси:

«Счастье может быть полным только тогда, когда все вокруг тебя ощущают себя счастливым.» Я. Колас.

«Счастье никогда не схватишь руками. Его нельзя ни уви­деть, ни услышать, ни понюхать. Счастье ощущаешь душой. Оно - в сердце.» З. Бядуля.

«Счастье человека слагается из тысячи мелочей. И до­статочно бывает двух-трех этих мелочей, чтобы принести че­ловеку кусочек радости.» П. Глебка.

«В жизни много счастья, только надо не биться за него, не добывать, выхватывая у других, а просто увидеть - которое твое: оно улыбнется навстречу.» В. Хоружая.

Понятие смысла жизни имеет емкое содержание, но все по­ложения сводятся к главному тезису, что жизнь обретает смысл, «когда она освещена определенными целями. Исход­ным общечеловеческим основанием смысла жизни является ценность самой жизни»[27]. «Жить - значит верить в правду, в лучшее будущее» - эти слова принадлежат знаменитому бело­русу - Я. Коласу.

Вспомним, что говорят знаменитости о смысле жизни:

«Горе людям, не знающим смысла своей жизни.» Б. Пас­каль.

«Смысл имеет лишь жизнь, прожитая ради других.» А. Эйн­штейн.

«Смысл жизни нашей - непрерывное движение.» Я. Колас.

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.» Э. Золя.

«Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, - вот цель разумной жизни.» А. Платен.

«Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.» И. Гете.

«Жить дурно, неразумно, невоздержанно - значит не плохо жить, а медленно умирать.» Демокрит.

Особое положение в этике занимает понятие семьи. Семья - это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья - это «отношение между мужем и женой, родителями и детьми».

В юридической этике понятие семьи имеет два аспекта - профессионального плана и личного. Во-первых, на бытовой почве в результате неправильных взаимоотношений в семье со­вершается большое число преступлений, которые впоследствии становятся объектами профессиональных действий юриста. Во- вторых, личная жизнь самого юриста должна быть хорошо устроена: испорченные отношения, конфликтные ситуации, пло­хое настроение в семье отрицательно сказываются на произво­дительности труда.

Отсюда, самое важное - всемерное укрепление семьи на ос­нове любви, взаимного уважения, равноправия.

Лидерство в семье определяется не полом, а характером, темпераментом, наличием организаторских способностей у кого-то из супругов. Организатор - он же и лидер. Противники лидерства в семье утверждают, что между мужем и женой су­ществует равноправие, ссылаются даже на конституции, закреп­ляющие равные права мужчин и женщин. Надо иметь в виду, что здесь речь идет о разных понятиях равноправия: юридиче­ского, правового и фактического, житейского. Равные права не означают равных возможностей, равенство не есть тождество. Разве могут быть муж и жена равны физически, физиологиче­ски, психологически? Конечно, нет! Как ни странно, даже в дружбе нет психологического равноправия, а есть ведомый и ведущий. И роли между ними распределяются незаметно для них самих.

Писатель Бернард Шоу сказал: «Вежливый мужчина дол­жен относиться к жене так же, как к незнакомой женщине, но только в десять раз вежливее». Если бы мы научились стро­ить отношения в семье на этой основе, у нас не было бы ошибок, которые зачастую влекут за собой непоправимые последствия.

Из принципов этики наибольшую значимость в юридиче­ской деятельности представляют гуманизм и честность.

Гуманизм (от лат. Иитапш - человек, человечный) - это сис­тема воззрений (взглядов), признающая ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, спра­ведливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.

В основе гуманизма лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствова­нию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. По мнению основоположников гуманизма, человек является венцом природы, центром мироздания, а его стремле­ние к счастью - основа нравственности. Обосновывая теорию нравственности, И. Кант рассматривал мораль как область должного и сформулировал нравственное требование, которое назвал категорическим императивом (безусловное повеление). Правило это следующее: «Поступай так, чтобы ты всегда от­носился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству». Положение И. Канта созвучно с так называемым зо­лотым правилом в этике, которое формулируется следующим образом: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

В юриспруденции гуманистические идеи проявляются в содержании права, присутствуют в законодательных актах, пронизывают практическую деятельность юриста. Немец­кий писатель Г. Лихтемберг гуманизм в юриспруденции вы­разил следующими словами: «Прежде чем судить, всегда надо подумать, нельзя ли найти извинения». Но гуманизм применительно к юридической деятельности нельзя пони­мать как всепрощение. Так, например, при гуманном отно­шении к обвиняемому не следует забывать о потерпевшем, который несправедливо уже наказан самим фактом преступ­ления и ждет восстановления попранных прав, возмещения ущерба.

Честность является профессиональным моральным каче­ством юриста, причем, не просто честность, а исключительная честность, предельная объективность, неутомимые поиски исти­ны, способствующие принимать решения, соответствующие закону и собственному убеждению. Юрист - беспристрастный исследователь, задача которого - установить истину, добиться полной ясности в деле.

<< | >>
Источник: Порубов Н. И.. Юридическая этика: учебник / Н. И. Порубов, А. Н. По­рубов. - Минск : Выш. шк., - 319 с.. 2012

Еще по теме ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Глава 3. Этические основы деятельности адвоката
  2. 2.1. Основные категории и понятия рекламной деятельности
  3. Основные категории и понятия рекламной деятельности
  4. Глава 5. АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРОВ. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  5. Глава 7. Аттестация аудиторов и этические нормы аудиторской деятельности
  6. Глава 8. Контроль за деятельностью нотариусов: правовые и этические аспекты
  7. § 2. Содержание юридически значимых последствий оперативно-розыскной деятельности для отдельных категорий лиц
  8. ГЛАВА 6. ЗТИК0-ПСИХ0Л0ГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Профессиограмма юридической деятельности
  9. 12.1. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
  10. Глава 2. ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ И КАТЕГОРИИ
  11. § 9. Юридическая ответственность в системе юридических категорий
  12. § 9. Юридическая ответственность в системе юридических категорий
  13. § 9. Юридическая ответственность в системе юридических категорий
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -