<<
>>

ГЛАВА 12. ЭТИКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ЮРИСТА

Чтобы говорить перед аудиторией, нужно обладать... умением публично мыслить.

И.А. Андронников

В студенческие годы одному из авторов этой книги посчаст­ливилось в стенах Московского университета на юридическом факультете слушать талантливых педагогов, прекрасных ора­торов, любимых студентами профессоров: по истории государ­ства и права - С.В.

Юшкова, по уголовному процессу - Н.Н. По­лянского и М.В. Кожевникова, по международному праву - В.Э. Грабаря и Ф.И. Кожевникова, по криминалистике - И.Н. Якимова. Доходило до того, что юристы выставляли охра­ну, чтобы любопытные студенты других факультетов не запол­няли аудитории, желая послушать интереснейшие лекции первого доктора юридических наук по криминалистике Ивана Николаевича Якимова и 90-летнего патриарха-международни­ка Владимира Эммануиловича Грабаря. Студенты юридиче­ского факультета шли на лекции не по какому-то предмету, а слушать любимого лектора. Основные качества их лекторского мастерства - это наличие дара общения, способность подчи­нять слушателей своему благотворному влиянию; вниматель­ность и чуткость, обаяние, доброта, строгость к себе и велико­душие к слушателям; безупречная грамотность. И еще, едва ли не главное - это высокая моральная чистота, честность, свой собственный почерк, индивидуальность.

Лекция - основная форма вузовского преподавания. Вузов­ская лекция и публичное выступление перед массовым слуша­телем при кажущейся внешне общей методике подготовки и исполнения различны между собой.

Если в вузовской лекции важно изложить тему, то в публич­ном выступлении - повлиять определенным образом на ауди­торию.

Лекции с правовой тематикой, читаемые массовому слуша­телю, существенно отличаются друг от друга по содержанию и методике. Эти различия зависят от характера излагаемого ма­териала, от уровня подготовки слушателей, от личных качеств лектора и целого ряда других обстоятельств. Тем не менее, не­смотря на отмеченное разнообразие, есть некоторые общие черты, характерные для всех лекций по праву.

Методика подготовки и чтения лекций по юридической те­матике определяется, во-первых, направленностью лекций, во вторых, характером и уровнем аудитории.

Еще Д.И. Менделеев предостерегал от чрезмерного увлече­ния фактами, которые, подобно поленьям, могут завалить весь очаг, не давая вырваться пламени мысли. «Ничто так не обна­жает бездарность в авторе, - сказал О. Бальзак, - как нагро­мождение фактов».

В лекции на юридическую тему должен содержаться не только новый для слушателей материал, а также материал, приводящий в определенную систему уже известные слушате­лям положения и материал, рассчитанный на изменение у слу­шателей мотивов, отношений к факту, данному событию.

Лектор-юрист должен быть человеком высокой общей куль­туры, глубокой эрудиции. Он должен достичь в своей отрасли знаний такого уровня компетентности, который способен убе­дить, удивить, восхитить. Известно, что информация сама по себе (одни лишь сообщенные факты) почти не изменяет уста­новки аудитории. Поэтому любое сообщение связывается в со­знании слушателей прежде всего с компетентностью лектора и достоверностью источника.

Авторитет лектора-юриста находится в прямой зависимо­сти от его профессионального мастерства.

Мастерство лектора - это и ясно выраженная цель лекции, и интересная композиция, и убедительная аргументация, это соразмерное сочетание ра­циональных и эмоциональных элементов в лекции, постоян­ный контакт лектора с аудиторией, это, наконец, правильная, живая, образная речь. Для совершенства мастерства музыкан­ту нужны ежедневные упражнения, лектору - постоянная практика. Выступающий с разовыми лекциями, кроме всех прочих достоинств, должен уметь каждый раз говорить по- новому, на ходу оценивая особенности незнакомой аудитории.

Просто и доходчиво материал излагает тот, кто знает хоро­шо свой предмет. «Чтобы быть хорошим преподавателем, - го­ворил В.О. Ключевский, - нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Учатся у того, кого любят.

В зависимости от формы изложения Е.А. Адамов делит лек­торов на четыре типа. Первый тип - это оратор-чтец, который написал текст выступления, положил его на кафедру и читает от начала до конца. Это самый плохой тип оратора. Второй тип оратора - оратор-декламатор. Он вскрывает причины, негатив­ные явления, декламирует речь. Это лучше, чем читать, но, иронизирует известный пропагандист права Е.А. Адамов, можно забыть кусок речи и... провалиться. Третий тип оратора самый распространенный. Он произносит речь свободно, лишь временами заглядывая в конспект. И последний, четвертый тип - оратор-архитектор, который лекцию не читает, а испол­няет и в своем выступлении показывает, что надо делать.

Вопреки известному изречению Цицерона о том, что поэта­ми рождаются, а ораторами делаются, мы склонны думать, что не каждый, имеющий высшее юридическое образование, мо­жет читать лекции в массовой аудитории. Для этого, кроме все­го прочего, нужна определенная одаренность, вдохновение и прирожденный артистизм.

Звания оратора будет достоин тот, «кто любой представив­шийся ему вопрос, требующий словесной разработки, сумеет изложить толково, стройно, красиво, понятливо», - утверждал Цицерон.

Методика подготовки чтения лекций на правовые темы должна полностью отвечать требованиям общей методики и учитывать принципы диалектики. Первое требование общей методики состоит в том, что каждая лекция должна представ­лять собой логически стройное, научно обоснованное изложе­ние того или иного вопроса, построенное на диалектико-мате- риалистической основе. Второе требование состоит в том, что каждая лекция, любое публичное выступление должно пресле­довать две цели: лекция должна нести знания - это ее инфор­мационная цель; лекция должна воспитывать слушателей, формировать их мировоззрение (в нашем случае законопослу- шание) - воспитательная цель. Объединение этих двух на­чал - образовательного и воспитательного - помогает связать отдельные звенья и элементы лекции в стройное целое. Отсю­да следует, что в лекциях по праву главным является пропаган­да законотворческой деятельности государства, воспитание граждан в духе уважительного отношения к законам и безус­ловного их соблюдения.

Подготовка к выступлению по конкретной тематике начи­нается с выбора темы. А выбор темы определяется знанием во­просов, с которыми выступаешь. Если не чувствуете потреб­ности высказаться по данному вопросу или нечего сказать больше того, что знает слушатель, не следует браться за такое выступление. При выборе темы лектор обычно исходит из сво­их знаний и профессиональных интересов. (Бывает, конечно, когда лектор выступает и не по своей специальности, если об­ласть, далекая от его образования и профессии, давно стала личным увлечением.) Точное определение темы имеет прог­раммное и организующее значение для любого устного пуб­личного выступления; она же определяет целевое назначение речи, ее информативность, степень проблемности и логико- психологическую структуру.

При выборе темы лектору необходимо учитывать не только свои знания и свои возможности, но и актуальность темы, важ­ность, адресность.

Непосредственная работа над темой начинается с точной ее формулировки (если она не взята из учебного плана), целевой установки и разработки предварительного плана, в который включаются основные вопросы темы.

После того как определена тематика выступлений, подбира­ется вся необходимая литература. Здесь нужен «компас», кото­рым могут служить предметные каталоги библиотек, энцикло­педии, справочники, ежегодники. Каждая статья в справочном издании завершается библиографическим указателем по теме. Так постепенно накапливаются источники, «адреса» информа­ции. При этом важно в каждом случае конспектирования де­лать отметку - откуда заимствована цитата, цифра, определе­ние. Эта библиографическая работа себя оправдывает, когда надо написать полный текст выступления, либо необходимо указать слушателю источник. Отбирать следует материал, ко­торый интересен не только аудитории, но и лектору, так как его увлеченность передается слушателям. Постепенно создается лекторский архив.

Далее следует подумать о названии лекции. В методике имеются определенные требования к названию. Оно должно отражать содержание, быть ярким, выразительным, образным и коротким, возбуждать интерес слушателя. К сожалению, многие названия публичных выступлений не отвечают этим требованиям. Лекторы часто злоупотребляют в названиях со­юзом «о»: «О Конституции», «О культуре поведения» и т.д., неграмотно используют соединительный союз «и»: «Воспита­ние детей и алкоголизм» (логически можно предположить, что в лекции будет идти речь о том, как надо воспитывать детей в духе алкоголизма). Название должно афишировать лекцию, звучать грамотно, нестандартно. Такое название, как «Борьба с преступностью - дело всех и каждого», уже примелькалось и проходит мимо сознания людей, тему выступления можно на­звать иначе: «Криминалистика: наука или искусство». Удачно по аналогии и следующее: «Дерматоглифика: наука или хиро­мантия?». Название нужно давать применительно к аудитории: для учителей - «Этика человеческого общения», а для учащих­ся - «Поговорим об этикете».

Когда источники в большинстве своем изучены и лектор по­чувствовал, что «вошел» в тему, можно приступить к составле­нию развернутого плана и написанию по нему текста лекции. Следует заранее определить объем лекции, исходя примерно из расчета 15-16 страниц компьютерного текста на один астро­номический час. При подготовке к лекции отбираются только нужные факты, яркие, надолго запоминающиеся примеры. Ма­териал лекции подбирается лишь тот, который неизвестен слу­шателям из учебников, периодической печати и популярной литературы, информация - та, которая отвечает требованиям достоверности и объективности, является современной. Слу­шатель всегда надеется, что ему будет преподнесено что-то но­вое и неизвестное. Оратор должен быть художником, а не фо­тографом, «...он не может, не должен опускаться до роли про­стого передаточного акустического снаряда, передающего уст­но почерпнутое из книги... Все сообщаемое должно быть им воспринято, переработано, войти в плоть и кровь и являться как бы самобытным продуктом»[124]. Любое выступление - если и не открытие нового, то всегда новое раскрытие уже известного.

И здесь важны план лекции и ее композиция. «Чем меньше составных частей в речи, тем лучше, - писал П.С. Пороховщи- ков. - Речь должна быть краткой; краткость же заключается не в том, чтобы она была непродолжительной, а в том, чтобы в ней не было ничего лишнего»[125].

Выступление должно быть написано от начала до конца в виде подробного логического рассуждения.

Написание текста является особой формой самоподготов­ки, выработкой собственного стиля ораторского труда и куль­туры словесного выражения, но, кроме этого, лекция - это си­юминутное творчество, живой обмен мнениями, импровиза­ция. Оратор - не чтец своего, а тем более чужого текста, он и не актер. Юрист - это и автор, и исполнитель своей речи, речи, создаваемой и произносимой, что называется, «на людях», в контакте с теми, кто его слушает. И публичное выступление - не монолог, а диалог. И слушатель - не просто слушатель, а молчаливый собеседник выступающего.

Чтение с листа допустимо лишь в докладах, отчетах, на официальных приемах, когда всякая оговорка может быть не­правильно понята и тенденциозно истолкована. В публичных выступлениях должно преобладать живое слово. Ведь недаром говорят, что слушают не лекцию, а лектора.

На этом подробно приходится останавливаться потому, что еще нередко бумага отдаляет лектора от аудитории, становится между ними стеной. При чтении с листа возможно только ин­формативное изложение материала, исключается наиболее эф­фективный проблемный подход, нет психологического контак­та, сорассуждения и сопереживания выступающего и аудито­рии, столь ценные для формирования убеждения, исчезает эмоциональность речи. Такая лекция перестает быть «публич­ным размышлением», как образно назвал ее М. В. Ломоносов.

Выступление без текста дает возможность следить за ауди­торией и видеть проявления внимания, интереса, удовлетворе­ния, утомления, недоумения, непонимания и быстро реагиро- вать на них либо усилением элементов занимательности, по­пулярности, либо созданием проблемной ситуации, переменой способа доказательств, либо изменением интонации, темпа речи и т.д. Знаменитый английский физик и популяризатор на­уки У.Л. Брэгг, выступая в Вашингтоне на заседании Амери­канской ассоциации содействия развитию науки, резко высту­пил против манеры читать лекцию с листа: «Я считаю, что со­брать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он против того, чтобы пройтись пешком, а самому ехать с ним рядом в машине»[126].

Итак, публичное выступление - не экспромт, а заранее под­готовленный акт, хорошо, до деталей продуманное действие. Очень опасно быть благодушным в отношении предстоящего выступления, надеясь на то, что материал известен и такая же лекция уже читалась ранее. К каждой лекции следует подхо­дить как к новой задаче: писать текст или конспект-тезисы, но выступать без текста. «Всегда лучше, чтобы текст был в голо­ве, а не голова в тексте» (Е.А. Адамов).

Тезисы - краткое изложение сути содержания публичного выступления, нечто среднее между планом, конспектом и полным текстом речи (лекции, доклада). В тезисах определя­ется концептуальность и формулируются основные положе­ния выступления, отражаются его направленность и логиче­ская последовательность, излагаются выводы. Тезисы - это опора для глаз, а не объект чтения, это - «подпорка» для па­мяти. Чем лучше подготовлен оратор, тем меньше по объему его тезисы.

Каждое публичное выступление должно состоять из трех частей: вступление, содержание и заключение.

Вступление (введение) в речь - начальная, как правило, са­мая краткая, но существенная часть. Оно может быть просто информативным, постановкой вопроса, сообщением о чем-то важном для данной речи, или же, что бывает чаще всего, опре­делением темы и цели публичного выступления. Но во всех случаях вступление программно по своему характеру.

Вступление необходимо для того, чтобы в двух-трех фразах очертить рамки предстоящего разговора, настроить слушате­лей, как говорил академик И.П. Павлов, «на коллективное мышление», подготовить их к усвоению материала. А.Ф. Кони считал: чтобы лекция имела успех, надо завоевать внимание слушателей. Но как это сделать? «Привлечь (завоевать) внима­ние слушателей, - писал он, - первый ответственный момент в речи лектора - самое трудное дело». Значит, первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и инте­ресны (должны привлечь, зацепить внимание). Этих зацепля­ющих «крючков» во вступлении может быть очень много: что- нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь пара­докс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всей речью), не­ожиданный и неглупый вопрос и т.п.». «Помолчав, начните с нескольких незначительных слов», - советует П.С. Порохов- щиков. Главная задача вступления - расположить слушателей к себе, настроить их на восприятие речи. Как писал М.В. Ломо­носов, «вступление есть часть слова, через которую ритор слу­шателей приготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, прилежно и понятно оную слушали». «Предисловие, - утверж­дал Аристотель в «Риторике», - есть начало речи, то же, что в поэтическом произведении есть пролог, а в игре на флейте - пре­людия. Они как бы прокладывают путь для последующего».

Первая фраза вступления продумывается заранее. Она должна быть простой, понятной, относиться к слушателям, волнующему их событию. Не следует начинать с громких фраз и общих положений, неоправданно пышного и многообеща­ющего вступления. «Заставить многого от себя ожидать есть верный способ упасть», - предупреждал М.М. Сперанский. Вступление - это мостик между лектором и слушателями. По­этому очень важны первые фразы. Не исключено, что первые фразы, сказанные выступающим, не дойдут до сознания от­дельных слушателей, которые еще рассаживаются, думают о своих делах и заботах, не настроились на коллективное мыш­ление. Вот почему целесообразно в процессе последующего изложения вернуться к тому, что говорилось вначале, дабы от­тенить смысл сказанного. Мастерство оратора в известной мере определяется уже первой фразой, которая является клю­чом к завоеванию доверия аудитории, пониманию всего выступ­ления, первой ступенькой к успеху. Удачное начало, как прави­ло, обеспечивает устойчивое внимание на протяжении всего выступления и полное доверие к оратору.

Слушатель с первых слов старается определить, насколько квалифицирован оратор как специалист, скажет ли он что-то новое и интересное, нужно ли, наконец, его слушать. Такое внимание, обусловленное настороженным любопытством к не­знакомому человеку на трибуне, называется авансированным. И важно воспользоваться этим вниманием, оправдать ожида­ния слушателей. Вступление не следует затягивать. Его можно начать с вопроса, приведения местного примера, шутки или просто с паузы, которая обычно оказывает дисциплинирующее воздействие на слушателей. Слушателя надо настроить на вос­приятие, «разогреть» его интерес. Какой продолжительности и каким должно быть вступление, оратор определяет в зависи­мости от темы выступления, состава аудитории, времени, от­веденного на выступление, и личного опыта.

В качестве интригующего начала может быть приведен либо какой-то интересный факт из современной жизни или из истории, либо краткая, в нескольких словах, информация о дискуссии по теме или одному из ее вопросов, либо обращен­ный к аудитории вопрос о связи данной темы с повседневной жизнью, либо юмористическое замечание и т.п.

Практика вузовской лекции выработала определенные тре­бования к содержанию вступления. В нем должна быть названа тема; количество времени, отведенного на ее изучение, и виды занятий (лекции, семинарские и практические занятия); опре­делено место и значение данной лекции в цикле читаемых по данной учебной дисциплине; изложен план лекции; предложен список рекомендуемой студентам литературы и даны методи­ческие рекомендации по ее изучению. Ценность вступления - в его органичной связи с последующим изложением основной мысли оратора. По вступлению встречают, а по содержанию и форме провожают лектора.

Вторая часть публичного выступления по времени самая продолжительная. Содержание, - это то главное в смысловом значении, ради которого произносится любая публичная речь. Будучи информативным, конкретно-предметным и отража­ющим существенные явления жизни и их верное познание, со­держание может быть концептуальным, т.е. каким-либо откры­тием или гипотезой, носить прогностический характер и раз­вивать ту или иную общественно значимую идею. Будучи со­циально направленным, сугубо теоретическим, обзорно-проб­лемным или же преследуя практические цели, содержание определяет ближайшую и дальнюю цели ораторского выступ­ления.

Основная часть публичного выступления может быть изло­жена различными способами в зависимости от того, какое ос­нование изложения является преобладающим: логическое, хронологическое или эмоциональное. Способ изложения мо­жет быть индуктивным и дедуктивным, историческим и логи­ческим, ступенчатым и концентрическим, концептуальным (рациональным) и эмоциональным.

Если лекция касается вопросов, требующих изложения в развитии, в соблюдении хронологических событий, материал предпочтительнее подать в историческом плане.

Чаще всего используется индуктивный метод изложения материала, когда лектор ведет слушателей от частных вопро­сов и примеров к обобщению, к научно обоснованному выво­ду. Но оправдан и иной путь: развитие мысли от общего к част­ному, дедуктивный. Здесь из общих положений, известных слушателям, выводятся частные положения и правила.

Возможно и ступенчатое изложение, то есть последователь­ный переход от одного вопроса к другому без возвращения к тому, что уже изложено. «Изложение идет по восходящей линии, от одной идеи к другой, причем каждая из них, будучи обосно­ванной самостоятельно, служит исходным пунктом для разъяс­нения последующей. И, в конечном счете, раскрывается та глав­ная идея, которая определяет цель данного выступления.

Академик И.П. Павлов говорил, что лекцию можно начать и с середины, со второго вопроса, с интересного. Такое изложе­ние носит название концентрического.

Тема выступления, характер лекции сами иногда подсказы­вают, какой путь изложения взять за основу. Но в любом случае композиция должна отвечать общим логическим законам, за­конам дидактики и строго соответствовать теме.

В зависимости от аудитории меняется методика и содержа­ние выступления. Хорошо иметь в запасе хотя бы два варианта: один - для более подготовленной аудитории, другой - для ме­нее подготовленных слушателей. Одно дело прочитать лекцию в университете или в заводоуправлении и другое - в ремонтно- механическом цехе или в цехе сборки. Опытный оратор чув­ствует, насколько то, о чем он говорит, нужно слушателям. В свою очередь, аудитория хорошо понимает того, кто хорошо понимает ее. Поэтому целесообразно заранее знать состав слу­шателей, их возраст, общеобразовательный и профессиональ­ный уровень. Трудна та аудитория, которую мы не знаем. Чем больше мы знаем о слушателях, тем вернее будет наш путь к их сердцам. А это значит, что не может быть «усредненного» вы­ступления, рассчитанного по содержанию и методике изложе­ния на всех и каждого, но ни на кого в отдельности.

В зависимости от состава слушателей оратор изменяет и структуру своего выступления, и приемы изложения материа­ла, избирает соответствующий стиль общения со слушателя­ми. Так, например, методика изложения меняется в зависимо­сти от временных рамок. Оратор рассчитывал на полный астрономический час, а его ограничивают тридцатью минута­ми. Неопытный оратор старается изложить весь материал пу­тем убыстрения темпа речи. Следует избрать такой темп, что­бы слушатели поспевали следовать за мыслью лектора. «Не надобно очень спешить или лишнюю протяженность употреб­лять для того, что от первого слова бывает слушателям невнят­но, а от другого скучно»[127].

При быстром темпе слушатели не успевают усваивать пре­подносимый материал, а при медленном - отвлекаются. Сред­ний темп - 80-90 слов в минуту, позволяющий легко слушать, конспектировать основные положения и стенографировать. Если приходится выступать в большом помещении, в аудито­рии, где много людей, пользоваться микрофоном, услугами переводчика, темп должен быть замедленным. Если в аудито­рии лица пожилого возраста, темп предпочтительнее замед­ленный, тон более уважительный, и почаще надо ставить рито­рические вопросы, вовлекая слушателей в коллективное мыш­ление и обсуждение. Общественно-политическая тематика и молодежная аудитория требуют более быстрого темпа изложе­ния, более ярких примеров, высокой эмоциональности.

Методика изложения основной части выступления меняет­ся в зависимости от того, впервые лектор в данной аудитории, или слушатели его где-то слышали. Лектору, столкнувшемуся с уже знакомой аудиторией, следует убрать из лекции все яркие примеры, которые были использованы ранее, и заменить новы­ми, а также поменять план изложения. Внешне такая лекция будет казаться совершенно новой.

Важным психологическим фактором, который приходится учитывать в методике, является пол слушателей. Однополая аудитория сложная: мужская - серьезная, солидная, скучная; женская - своеобразно эмоциональная. Для лектора лучше всего смешанная аудитория.

Опыт лекционной работы свидетельствует о том, что лекто­ру-мужчине оптимальнее выступать в женском коллективе, а лектору-женщине - в мужском. Женщину-лектора не всегда положительно воспринимают в женской аудитории. Недаром же говорят: мужчины при женщинах становятся умнее, а жен­щины при мужчинах - красивее. Люди положительно влияют друг на друга. И если есть возможность выбора, то этот психо­логический фактор надо учитывать при организации выступ­лений.

Завершающая часть лекции - заключение, подытоживающее главные мысли по излагаемой теме, оно определяется конкрет­ным содержанием и ближайшей целью лекции, научного докла­да, обзора и любого вида публичного слова. Оно может содер­жать призыв, быть обобщением ряда положений речи, краткой формулировкой ее некоторых идей, выводом, нацеливающим слушателей на определенные действия. Характер заключе­ния - самой краткой части публичного выступления - опреде­ляет темп речи, интонацию, в которой каждая фраза как бы от­чеканивается и произносится предельно ясно.

Заключение способствует осмыслению всего выступле­ния, уяснению выводов, вытекающих из него, и вместе с вступлением является как бы обрамляющей частью. Если цель вступления - заинтересованность слушателей, привле­чение их внимания (а удержать это внимание и удовлетво­рить запросы аудитории оратор должен содержательностью и глубиной изложения материала), то заключение должно побудить слушателя к размышлению, к активному действию. Общее требование к заключению: оно должно в той или иной форме резюмировать содержание лекции в полном соответ­ствии с ее целью. Естественно, что заключение чаще всего перекликается со вступлением. Его возможные конкретные формы, как и формы вступления, весьма разнообразны. Оно может вылиться либо в краткие выводы по всему содержа­нию лекции, либо в лаконичную формулировку ее централь­ной мысли. Для закрепления у слушателей основного содер­жания некоторые ораторы умело используют яркий образ. Вот какой была концовка лекции о русском писателе И.А. Гон­чарове, которую читал А.Ф. Кони: «На новом кладбище Александро-Невской лавры течет речка, один из берегов ко­торой круто подымается вверх. Когда почил Иван Алексан­дрович Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбеж­ная обыкновенная история, его друзья... выбрали место на краю этого крутого обрыва, и там покоится теперь автор Об- ломова... на краю обрыва...»[128].

Если выступающий продумывает заранее первую фразу, с которой он обратится к слушателям, в равной степени он дол­жен знать и последнюю, которой он закончит свое выступле­ние. Заключение - это не короткое повторение того, что до это­го было сказано. Заключение - это выводы, которые вытекают из всего того, что до этого было сказано. Не следует надеяться, что слушатели сами сделают выводы. Публичная речь без за­ключения, и особенно по праву, подобна «всаднику без голо­вы»: непонятно, зачем все это здесь говорилось.

Итак, «заключение важнее начала: оно должно подытожи­вать аргументацию и одновременно нести сильный эмоцио­нальный заряд, склоняя слушателей к определенному убеж­дению и конкретному действию»[129]. Последняя мысль устного выступления обладает наибольшей внушающей силой. Имен­но поэтому чрезвычайно важно сделать последней мыслью выступления - главную мысль. Вступление и заключение как бы опоясывают лекцию, образуя «ораторский поясок», широ­ко практикуемый опытными ораторами. Эмоционально окра­шенные, они способствуют эффективности публичного вы­ступления.

К каждому выступлению надо приучить себя составлять новый рабочий план, с которым и следует выходить к слушате­лям. Этот рабочий план содержит: план выступления, основ­ные формулировки, цифры и цитаты, даты и имена, пометки в примерах, расстановку времени.

Готовясь к выступлению, следует позаботиться и о своем внешнем виде, так как психологическое воздействие на слуша­телей мы оказываем не с того момента, когда начали говорить, а как только появились в аудитории. В костюме не должно быть ничего яркого, приковывающего внимание. Он должен соот­ветствовать деловой обстановке. Если выступающий - работ­ник прокуратуры, милиции и говорит о вопросах, связанных с профессией, целесообразно быть одетым по форме.

И последнее, что надо сделать, готовясь к выступлению. К.С. Станиславский от артиста, выходящего на сцену, требовал «духовного туалета», т.е. психологической подготовки к встре­че со зрителями. Этот «духовный туалет» нужен и лектору- юристу. В аудиторию следует войти оптимистично настроен­ным на встречу со слушателями. Это бодрое настроение пере­дастся и слушателям.

<< | >>
Источник: Порубов Н. И.. Юридическая этика: учебник / Н. И. Порубов, А. Н. По­рубов. - Минск : Выш. шк., - 319 с.. 2012

Еще по теме ГЛАВА 12. ЭТИКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ЮРИСТА:

  1. 10.5. Факторы, определяющие успех делового публичного выступления
  2. 3.1. Профессиональная этика юриста: понятие и содержание
  3. Практическое занятие № 11. Способы словесного оформления публичного выступления. Языковые средства выразительности.
  4. Раздел 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА
  5. Тема 7. Способы словесного оформления публичного выступления
  6. Практическое занятие № 6. Подготовка к публичному выступлению (судебному). Виды подготовки.
  7. Аракелов Ю. С., Джегутанов Б. К., Олейников В. С.. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменацион­ные билеты. — СПб.: Питер, — 128 с. — (Серия «Зав­тра экзамен»)., 2006
  8. Глава 2 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПУБЛИЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ, ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
  9. 8. В чем различие между понятиями «мораль», «нравственность», «этика» и «профессиональная этика»?
  10. Глава 37. Публичное обещание награды. Публичный конкурс. Проведение игр и пари
  11. Глава 30. ПУБЛИЧНОЕ ОБЕЩАНИЕ НАГРАДЫ. ПРОВЕДЕНИЕ ИГР И ПАРИ. ПУБЛИЧНЫЙ КОНКУРС
  12. ГЛАВА 35. Публичное обещание награды. Публичный конкурс. Игры и пари
  13. Глава 55 Обязательства, возникающие из публичного обещания награды, публичного конкурса. Проведение игр и пари
  14. ГЛАВА 10. ЭТИКА СУДЕБНЫХ ПРЕНИЙ
  15. § 8.4. Выступление адвоката в суде
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -