<<
>>

Этика делового общения в учении Конфуция

Конфуций (в лите­ратуре часто именуемый Кун-цзы — учитель Кун) был одним из первых, кто сформулировал в отрицательной форме категорический импера­тив поведения, имеющий универсальное значение и применимый в том числе и в деловом общении: «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»[262].
Положительная форма этой классической форму­лировки дана И. Кантом. Однако у Конфуция содержится большое количество изречений, посвященных этике именно делового обще­ния. Прежде всего они относятся к принципам поведения между ру-

ководителем и подчиненным и раскрытию тех норм и принципов об­щения, которые делают его наиболее эффективным и действенным с этической точки зрения. Приведем некоторые из них, весьма дос­тойные тою, чтобы над ними поразмышлять[263].

Изречения Конфуция

Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном.

Когда правитель любит справедливость, никто не осмелится быть непослушным, когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным.

Благовейно относись к делу и честно поступай с другими. Слушаю слова людей и смотрю на их действия.

Держать два конца, но использовать середину.

Благородный муж, когда руководит людьми, то использует талан­ты каждого, малый человек, когда руководит людьми, то требует от них универсалий.

Вести сражаться необученных людей — значит бросать их. Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии: у ма­лых же людей гармонии не может быть и при согласии.

Когда не говорите с тем. с кем можно говорить, то упускаете таланты; когда же говорите с тем, с кем говорить нельзя, тс тра­тите слова напрасно. Но умный никого не упускает и не тратит слов напрасно.

Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: говорить, когда не время говорить, — это опрометчивость; не г оворить, ког­да настало время говорить, — это скрытость; и говорить, не заме­чая его мимики, — это слепота.

Благородный муж... когда глядит, то думает, ясно ли он увидел; а слышит — думает, верно ли услышал; он думает, ласково ли выражение ею лица, почтительны ль его манеры, искренна ли ею речь, благоговейно ли отношение к делу; при сомнении думает о том, чтоб посоветоваться; когда же гневается, думает об отрицатель­ных последствиях; и перед тем, как что-то обрести, думает о спра­ведливости.

Тот будет человечен, кто сможет1 воплотить повсюду в Поднебес­ной пять достоинств... Почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброта. Почтительность не навлекает унижений, великодушие покоряет всех, правдивость вызывает у людей дове­рие, сметливость позволяет достигать успеха, а доброта дает воз­можность повелевать людьми.

Если для людей, которых заставили трудиться, выбирать посиль­ный труд, то у кого из них возникает злоба?

Казнить тех, кого не настаьляли, — значит быть жестоким; требо­вать исполнения, не предупредив заранее, — значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом добиваться срочности — значит наносить ущерб; и в любом случае скупиться при выдаче, оделяя чем-либо людей. — значит поступать Казенно.

Не зная ритуала, не сможешь утвердиться.

Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправ­лять других?

Изречения »елико» о филисофа, касающиеся этических норм обще­ния, не потеряли актуальности и в наши дни. Следование им, несом­ненно, окажет большую помощь в установлении эффективного взаи­модействия и поможет избежать многих ошибок в деловом общении. На самом деле, разве может потерять актуальность тот «путь золотой середины», путь компромисса, который проповедовал учитель Кун, утверждая необходимость «Держать два конца, но использовать сере­дину»? Не менее актуально звучит сегодня и его афоризм «Слушаю слова людей и смотрю на их действия», выражающий необходимость соблюдения единства слова и дела, необходимость проверять слово делом. Можно ли не согласиться с мнением мыслителя о том, что в деловом общении каждый должен соответствовать своему статусу и учитывать статус другого, и т.д.

<< | >>
Источник: Дорошенко В.Ю. Зотова Л.И. Лавриненко В.Н.. Психология и этика делового общения. Учебник для студентов вузов. – 415 с.. 2007

Еще по теме Этика делового общения в учении Конфуция:

  1. 4.2. Историко-культурные и социально-психологические факторы преступности в Японии
  2. 2.3. РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ
  3. 2.1. Политическая мысль Древнего Востока и периода античности
  4. Как развивали проблемы этики и психологии делового обще­ния мыслители древности и Нового времени
  5. Этика делового общения в учении Конфуция
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -