<<
>>

Введение. Предмет и задачи теории прав человека

Предметом данной науки является одна из высших ценно­стей человеческой цивилизации, охватывающая самые различ­ные аспекты индивидуального и общественного бытия, — пра­ва человека. Права человека — это определенные нормативно структури­рованные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходи­мыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить че­ловека его естественных прирожденных прав — на жизнь, лич­ную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, авто­номию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые осно­ваны на принципах свободы, равенства, справедливости. Права человека как явление знаковое, всеохватывающее изу­чаются всей наукой о государстве и праве. И это понятно, так как человек является предметом исследования гуманитарных наук в различных аспектах его сущности и деятельности. Юри­дическая наука призвана изучать человека в его государственно- правовых связях и опосредованиях. И в этом смысле юристы изучают не просто абстрактные государственные и правовые формы, а явления и процессы, прочно вплетенные в человече­скую жизнь, в которых раскрываются свойства индивида, его связи и зависимости и которые составляют суть бытия челове­ка. Все сложнейшие государственно-правовые явления в конеч­ном счете кристаллизуются в правах человека, выступающих основой, центральным звеном государственной и правовой жизни. Права человека — это ценностный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» не только к государству, праву, закону, законности, правовому порядку, но и к граж­данскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объема этих прав и их реализации.
Пра­ва человека дают ему возможность не только участвовать в управлении государством, но и дистанцироваться от него, са­моопределяться в сфере частной жизни, выборе рода занятий и видов жизнедеятельности, убеждений, отношения к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государст­вом, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер. Становление и развитие прав человека позволяют раскрыть особенности той или иной цивилизации, поскольку отношения человека и государства, своеобразие взаимодействия людей в правовой сфере — важнейший признак, характеризующий при­роду той или иной цивилизации, а государство — как правовое или неправовое. Политико-правовая мысль, возникшая в условиях тех уни­кальных регионов мира, где зародилась демократия и высокая духовная культура (Афины, Рим), и объявившая человека «мери­лом всех вещей», дала толчок европейской цивилизации, осно­ванной на персоноцентристской парадигме: от человека к госу­дарству. В обществах, в которых взаимоотношения государства и человека основано на иных парадигмах, системоцентристском подходе, государство подчиняет своей воле человека, превратив его в послушного исполнителя, лишенного автономии и свобо­ды выбора. Поэтому права человека возникают и развиваются в различ­ных регионах мира разновременно в соответствии с характером культуры, философии, религии, общественным мировоззрени­ем, моралью, определяющими свойства той или иной цивили­зации. Универсальный характер они приобретают в развитых странах Европы, в которых в XVII—XVIII вв. свершились бур­жуазные революции под лозунгами свободы, равенства, спра­ведливости. Однако и в таких странах права человека утвержда­лись и утверждаются непросто, поскольку каждый период об­щественного развития создает свои проблемы, и человечеству еще неизвестна ситуация, не требующая усилий для поддержа­ния и защиты прав человека. Теория прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философ­ские, политические, этические, религиозные предпосылки, в контекст которых включается данный феномен.
Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства. Правовое демо­кратическое государство признает приоритет прав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через права че­ловека, место и роль индивида в обществе, его взаимоотноше­ния с государством. В теории прав человека необходимо исследовать их развитие и обогащение, появление новых «поколений» прав человека и причины, обусловившие такой процесс. Важно раскрыть струк­туру прав человека, определяемую спецификой сферы его дея­тельности: личной (гражданской), политической, социальной, экономической и культурной. Это вытекает непосредственно из понятия правового статуса человека (с учетом его расширения), взаимосвязи прав и обязанностей в данной структуре, а равно из предпосылок, определяющих известные различия в право­вом статусе в зависимости от того, выступает ли индивид в ка­честве человека или в качестве гражданина. Интересен вопрос о природе гражданства как особой поли­тико-правовой связи человека с государством, В современном мире происходит расширение правового статуса человека и граж­данина в результате развития норм не только национального, но и международного законодательства. Этот процесс взаимно­го обогащения законодательства — важная закономерность, поднимающая планку прав человека, повышающая их уровень. Наука о правах человека рассматривает их не только как яв­ление юридическое; она раскрывает связь этих прав с полити­кой, нравственностью, философией, религией, поскольку права человека — это сложное многомерное образование. В различ­ные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь поли­тико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание. Учитывая значимость прав человека в обеспечении нормаль­ной жизнедеятельности общества, следует обратить особое вни­мание на механизмы и процедуры их защиты, раскрыть ее кон­ституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохранительных механизмов в зару­бежных странах, их становление в российском государстве.
, , . Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина дополняются международно-правовыми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему меж­дународно-правовой защиты прав человека, ее развитие, соче­тание универсальных и региональных механизмов, осуществ­ляющих такую функцию. Все эти проблемы составляют предмет теории прав человека. Они требуют глубокого изучения и освоения, поскольку без этого невозможна культура гуманитарного мышления, «челове­ческое измерение» всех процессов, происходящих внутри об­щества и в современном мире в целом. При изучении теории прав человека неизбежно ее пересече­ние с иными юридическими науками — теорией государства и права, историей государства и права, историей политических и правовых учений, всеми отраслевыми юридическими наука­ми — конституционным, гражданским, уголовным, админист­ративным правом и др., процессуальными отраслями знаний — уголовной, гражданской, административной. Так, проблемы правового статуса личности, правоспособности, дееспособно­сти изучаются в общей теории права, в отраслевых юридиче­ских науках (отраслевой правовой статус); становление и раз­витие прав человека — в истории государства и права (зару­бежной и отечественной), в истории политических учений. В теории государства рассматриваются проблемы взаимоотно­шения человека и государства, концентрирующиеся в правах человека. Природа государства вообще, и правового и социаль­ного государства в частности, также предмет общей теории го­сударства; в то же время ее изучение — важнейший компонент теории прав человека, позволяющий раскрыть их сущность и социальную ценность. Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные пра­ва индивидов, в единстве своем образующие правовой статус человека и гражданина. Конституционное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное, административно-процессуальное право рас­сматривают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восстановления нарушенных прав.
Как уже отмеча­лось, теория прав человека также отводит большое место рас­смотрению данных вопросов. Международное право исследует систему международно- правовых актов по правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющих международно-правовую защиту этих прав. Поэтому особенностью теории прав человека является ее тесная взаимосвязь и пересечение со всеми иными юридиче­скими науками. В этой связи может возникнуть вопрос: нужна ли самостоятельная наука — теория прав человека или возмож­но и достаточно рассмотреть связанные с правами человека проблемы в иных (традиционных для отечественного правове­дения) науках? Нам представляется, что есть ряд факторов, оп­ределяющих необходимость выделения самостоятельной науки и учебной дисциплины — теории прав человека. 1. Особая значимость прав человека в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между индиви­дами и социальными группами, между личностью и государст­вом требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. Теория прав человека должна сформулировать те основные принципы, которые являются ценностными ориентирами в со­временном мире. Такие принципы формировались историче­ски, обогащались, совершенствовались; сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры. Эти принципы закреплены в Основном законе Российской Федерации, во­бравшем в себя опыт развития прав человека в демократиче­ских зарубежных государствах, а также международно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воплощение во Все­общей декларации прав человека, Международном пакте о граж­данских и политических правах, Международном пакте об эко­номических, социальных и культурных правах, в региональных конвенциях и хартиях о защите прав и свобод человека, ряде других актов: — права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждае­мыми; — права человека универсальны, основаны на принципе ра­венства; они гарантированы каждому, кто находится под юрис­дикцией данного государства; — права человека — высшая ценность, а их уважение, со­блюдение и защита — обязанность государства; ; й .
ч . , — права человека — средство контроля за властью, ограни­читель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека; — обеспечение прав и свобод несовместимо с дискримина­цией по какому-либо признаку; — осуществление прав и свобод человека не должно нару­шать права и свободы других лиц; — основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства; — личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны; в единой системе этих прав нет иерархии; — коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничи­вать правовой статус личности; — права человека регулируются Законом; — права и свободы человека могут быть ограничены Зако­ном на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важнейших международно-правовых актах: угрозы государст­венной и общественной безопасности, основам конституцион­ного строя, здоровью и нравственности населения, правам и законным интересам других лиц. Временные ограничения прав и свобод человека возможны в условиях чрезвычайного или во­енного положения. Они должны быть соразмерны и пропор­циональны ситуации, определяющей необходимость таких ог­раничений, и устраняться по мере нормализации обстановки, изменения причин, вызвавших их. Указанные принципы являются основой европейской кон­цепции прав человека. Наряду с европейской концепцией прав человека, нашедшей выражение в универсальных международ­ных актах по правам человека, принятых ООН, а также в Евро­пейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в современном мире существуют иные концепции, отражаю­щие цивилизационные особенности компонентов соционорма- тивной системы — религии, традиций, обычаев, своеобразных подходов к оценке роли права и прав человека в обществе[1]. 2. Россия приняла универсальные стандарты прав человека ООН и стала участницей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Она стремится к принятию ценностей прав человека, хотя путь к этому непрост. Россия — самобытная цивилизация с особенностями своего социального, политического, правового быта, с тяжелым историческим на­следием. В общественном сознании, в культуре страны — как дореволюционной, так и послереволюционной — права челове­ка не занимали сколь-нибудь значительного места. Идеи ре­формации и просвещения, связанные с демократией и правами человека, были восприняты лишь либеральными русскими юристами — П. И. Новгородцевым, Б. А. Кистяковским, В. М. Гессеном и др. Даже в среде интеллигенции они не полу­чили достаточно серьезного распространения. Н. Бердяев отме­тил, что в России рецепция идей демократии была оторвана от идеи прав человека и гражданина, поэтому автономия личности и ее неотъемлемые права были чужды и сознанию, и всему ук­ладу российского общества. Манифест 17 октября 1905 г. и «да­рованные» населению гражданские свободы не привели к су­щественным изменениям в этой области. Октябрьская революция изначально отреклась от идеи ра­венства, свободы и универсальности прав человека, установив в этой сфере жесткий классовый подход. Вся последующая исто­рия Советского государства неотделима от грубых массовых на­рушений прав человека. Характерно, что само по себе понятие «права человека», идеи естественно-правовой доктрины об их неотъемлемой и неотчуждаемой природе решительно отверга­лись. Господствовала теория октроированных, дарованных прав, которыми государство наделяет своих граждан. Полити­ческие и личные права и свободы носили чисто декоративный характер; человек был лишен автономии и личной неприкосно­венности, его участие в политической жизни было формаль­ным, механизмы защиты прав и свобод человека ненадежны, значение судебной защиты принижалось. Недооценка, а то и полное игнорирование прав человека на­шли выражение в советской учебной и научной литературе, в частности в учебниках по теории государства и права. Харак­терно, что в них отсутствовали разделы или главы, посвящен­ные правам человека, правовому статусу личности, ее взаимо­отношению с государством. Права и обязанности человека как субъекта права рассматривались в главах, исследовавших пра­воотношения, причем последние характеризовались как «осо­бый вид идеологических отношений». Однако в таком контек­сте речь шла о гражданах, государственных организациях, юри­дических лицах, общественных организациях, Союзе ССР, союзных и автономных республиках. Права человека растворя­лись в абстрактном юридическом понятии одного из «субъек­тов права» — гражданина. К тому же субъективным правом считалось только полномочие, возникающее в конкретном пра­воотношении, а конституционные и иные основные права ха­рактеризовались как «предпосылка» правоотношений, элемент правосубъектности. При таком подходе не могло быть и речи о неотъемлемой, неотчуждаемой природе прав человека, об их приоритете в жизни общества, о прямом действии конституци­онных прав и свобод. Впервые главы «Государство, право, личность», «Социали­стическое государство и личность» появились в курсе «Маркси­стско-ленинская общая теория государства и права» (Т. 1. 1970; Т. 3. 1972). Следует подчеркнуть, что для советской юридиче­ской литературы весьма непривычными были формулировки — «государство, право и свобода личности»; «права и обязанности граждан как необходимое условие их свободы» и др. Разумеет­ся, в соответствии с марксистско-ленинской традицией лич­ность признавалась свободной только в социалистическом об­ществе, однако сама по себе связь прав личности со свободой предполагала новый подход к их исследованию, выводила их за пределы конкретных правоотношений. При этом в ряде учебников по теории государства и права, вышедших уже в 80-е гг. XX в., сохранялся прежний подход, а в учебнике «Теория государства и права» 1982 г. в главе о право­отношениях даже отсутствовал параграф «Субъекты права»; во­прос о субъектах права был включен в параграф «Структура (элементы) правоотношений». Вопросы международно-правовой защиты прав человека рассматривались в учебной литературе по международному праву в связи с деятельностью ООН; излагались они абстраги­рование от советской реальности в сфере прав человека. Такой подход к ключевой проблеме юридической науки де­формировал всю структуру правовых знаний, подчеркивал па­терналистский характер государства по отношению к человеку, концентрировал внимание только на формально-юридической стороне его субъективных прав. Для нескольких поколений со­ветских юристов понятия прав человека как сферы его свободы, как ограничителя безмерных властных притязаний государства, как универсального фактора, обеспечивающего равенство и справедливость общественных отношений, свободу и автоно­мию индивида, попросту не существовало. Лишь в 70—80-е гг. XX в. проблемы прав человека, правового статуса личности при­влекли внимание отечественных юристов (Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, В. Н. Кудрявцева, В. А. Кучинского, Г. В. Маль­цева, Н. И. Матузова, В. А. Патюлина, Ф. М. Рудинского, В. М. Чхиквадзе и др.) В условиях реформирования российского общества необхо­димо в учебном процессе дать систему знаний о правах челове­ка во всей их значимости и многомерности, действии в нацио­нальной и международной системах права. 3. Права человека в современном мире — мощный пласт об­щечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оце­нивать всю систему сложных политических, социально-психо­логических, социальных, экономических, международных от­ношений. Ранее уже отмечалось, что права человека — высшая ценность и как таковая она является критерием «человеческого измерения» противоречивых процессов, происходящих сегодня как в России, так и в мире. Только овладение культурой прав человека дает ориентир личности в оценке существующих по­литических режимов, гуманитарной и социальной деятельности государств, правовой и нравственной культуры политических лидеров, правосознания народа. Понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобожда­ет его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств. Сегодня в России все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам. И это понятно, поскольку деформация правосознания, происходившая десятилетия, глубоко укоре­нившееся пренебрежение к правам и свободам, правовой ниги­лизм создают сложную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенность в предсказуемости действий властей. В связи с этим первостепенной задачей является обучение культуре прав человека, которое должно распространяться и на должно­стных лиц, и на всех людей, проживающих на территории стра­ны. Статья 2 Конституции РФ провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Принцип, содержащийся в данной статье, к сожалению, еще далек от воплощения. Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение но­сит массовый характер. Это определяется бюрократизацией и дегуманизацией чиновничьего аппарата, коррупцией, неуваже­нием к человеку, праву, закону, которое имеет глубокие корни в нашей истории. Преодоление такой ситуации зависит не только от государ­ства, которое не обеспечивает эффективность механизмов за­щиты прав человека, не учитывает резкое социальное расслое­ние общества, препятствующее доступу слабозащищенных сло­ев населения к образованию, здравоохранению, культуре. Социальные программы призваны обеспечить защищенность каждого гражданина страны, хотя для этого потребуются дли­тельные сроки. Необходим диалог народа и власти для обеспечения свободы выражения мнений, убеждений, для политической активности граждан. Нужны усилия и правозащитных организаций, и каж­дого человека, направленные на борьбу против нарушений прав личности, на установление юридической ответственности за та­кие действия. А для этого надо обладать знаниями о правах че­ловека и об их роли в обеспечении нормальной жизнедеятель­ности людей и общества в целом. Права человека призваны оказать воздействие на консолида­цию общества, преодоление политического противостояния, поскольку по своей природе они консенсуальны и основаны на принципе — «моя свобода не должна наносить ущерба свободе других». Из этого вытекает и их нравственная природа, осно­ванная на категориях добра и всеобщего блага. Это еще более повышает ценность прав человека, поскольку они должны со­действовать нравственному совершенствованию общества, фор­мированию солидарности, без которых невозможны реально ощутимые преобразования и реформы. Положение с правами человека, которое существует в ны­нешней России, — закономерный результат и ее предшествую­щего исторического опыта, и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы. Выдающийся юрист П. И. Новгородцев, предвидя пагубные последствия революции 1917 г., равно как и неизбежность крушения системы, установ­ленной после ее осуществления, в работе «Восстановление свя­тынь» писал: «Русскому человеку в грядущие годы потребуются героические, подвижнические усилия для того, чтобы жить и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков стране. Ему придется жить не только среди величайших мате­риальных опустошений своей родины, но и среди ужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ». Поэтому «нужно понять, что для создания новой России нуж­ны новые духовные силы, нужны воспрянувшие к новому свету души»[2]. Знания о правах человека, изложенные в настоящем учебни­ке, дают представление о важнейшем элементе современной, и в частности правовой, культуры. Они ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и ра­венства, но и создавать правовое общество, в котором права че­ловека являются священными и неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека — важнейшим свойством всего уклада го­сударственной и общественной жизни.
<< | >>
Источник: Отв. ред. Е. А. Лукашева. Права человека : учебник. —2-е изд., перераб. — М. : Норма : ИНФРА-М, - 560 с.. 2011

Еще по теме Введение. Предмет и задачи теории прав человека:

  1. § 5. Неокантианские теории права. П. И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский
  2. Глава девятая. ТЕОРИЯ ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА
  3. ЛЕКЦИЯ 2. Основные этапы развития общей теории права и государства в России
  4. Функции права (общественные функции права; распределительная функция права, в особенности и природе собственности]
  5. § 5. Неокантианские теории права. П. И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский
  6. Тема 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИ­ОННОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА
  7. 1.1. Понятие, предмет и система международного частного права
  8. Т е м а: ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ (2 часа)
  9. 1.2. Цели и задачи антимонопольного (конкурентного) права. Госу­дарственное регулирование отношений в сфере конкуренции и монополии
  10. Глава 3. Предмет, система и источники таможенного права § 1. Предмет и понятие таможенного права, его определение. Соотношение таможенного права с другими отраслями права
  11. ГЛАВА 1. Предмет, объект и методология теории государства и права.
  12. Глава девятая. ТЕОРИЯ ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА
  13. Краткий словарь терминов по теории государства и права
  14. 1.1. Учения о праве и трудовое право
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -