<<
>>

5.2. Игры в обучении праву

Со времен античности игре придавали важное значение, включая ее в культовые праздники. Во время игр свободные граждане не работали. Игры сопровождались процессиями, спортивными, музыкальными состязаниями, сценическими представлениями.
Они вызывали интерес, а посредством их

процесс познания окружающей действительности превращался

2

в «некое удовольствие».

В правовом обучении используются различные игры, кото­рые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуаци­ях) либо его формой (урок-игра). Дидактическая игра —это твор­ческая деятельность детей, которая имеет педагогическую направленность и взаимосвязь с другими видами учебной работы школьников, «где обучающее воздействие оказывает дидакти­ческий материал, игровые действия направляют активность уча­щихся в определенное русло учебного процесса, а игровые при­емы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе»[108].

Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непро­извольно. Игра связана с импровизацией.

Вот некоторые правила проведения уроков в форме игры по праву:

1. Ученикам следует четко, доходчиво объяснить правила игры.

2. Нельзя увлекаться формальной стороной игры, необходи­мо сосредоточиться на ее содержании.

3. Игра должна быть четко продумана и организована ( цель, задачи, методы, результат).

4. Нельзя проводить из урока в урок по праву игры, не обоб­щая правового материала. Доминирование игр в области правового обучения так же вредно, как и их отсутствие.

5. В игру следует вовлекать всех учеников.

6. Каждая игра по завершении должна быть обсуждена, про­анализирована.

7. В процессе игры дети должны усвоить не только важный юридический материал, но и отработать необходимые уме­ния применять теоретические правовые знания в конкрет­ных ситуациях.

8. Нецелесообразно проводить игры в форме суда по произве­дениям литературы, сказок и проч.

Это может привести к неверным трактовкам деятельности героев и проч.

9. Игра должна носить добровольный характер, творческий, и не превращаться в спектакль, где герои действуют по за­ранее подготовленному сценарию.

7

193

3666

В игре школьники принимают самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности.

Правовые учебные игры специалисты предлагают разде­лить на:

1. Дидактические игры и игровые элементы.

2. Имитационные игры.

3. Сюжетно-ролевые игры.

4. Деловые игры.

5. Иллюстративные игры.

В основу классификации положено понимание того, на что направлена деятельность ребенка, что является предметом и движущей силой игры, насколько жестко определены ее прави­ла и ожидаемый результат, наконец, какое количество времени будет затрачено на каждую игру.

Рассмотрим особенности некоторых игр, которые можно использовать в процессе обучения праву.

Дидактические игры

Дидактические игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных си­туаций, которое носит интеллектуальный, познавательный ха­рактер. Правила такой игры подробно объясняются всем учени­кам. Специалисты считают, что они похожи на соревнование. Обучаемый должен быстро дать верный ответ на предложенный вопрос, решить правовую задачу творческого характера с опо­рой на тот багаж знаний, которым он обладает. Методисты рекомендуют проводить такие игры в начале изучения новой темы или для закрепления ранее изученного правового матери­ала. Для этого отводится немного времени. Учитель права дол­жен организовать такую игру с учетом уровня подготовленности класса. В том случае, когда игры не проводились, следует объяс­нить ученикам правила поведения (соблюдение дисциплины, уважение других). В процессе игры нельзя менять правила. Учи­тель, разрабатывая игру при подготовке к уроку, должен учиты­вать возрастные особенности класса.

Приведем в пример варианты проведения игр, рекоменду­емых для учителя права И.Е.

Уколовой, И.Л.Друбачевской, А.П. Вакуленко, СИ Володиной, А.М.Полиевктовой1.

«Чудо-фраза». Игра направлена на любое восстановление не­скольких заданных целых из одного. Пример применения. На разре­занном плакате записывается определение юридической ответственно­сти, заведомо неверное, состоящее из признаков уголовной, гражданской, административной и дисциплинарной ответственности. Оно помещено в центре доски (на отдельной доске). Команды забира­ют «свои» части, соответствующие заданным им видам ответственнос­ти, размещают их на своем игровом поле (стена, доска) и достраивают мелом недостающие детали. (Также различные виды договоров в Граж­данском кодексе.) Такие задания можно использовать в КВН, при про­ведении правовой олимпиады, интеллектуального марафона.

«Летает— не летает» (вариант известной детской игры). Учи­тель называет слова, знание которых ему необходимо проверить, а также иные слова, не имеющие отношения к теме, и при каждом сло­ве поднимает руки. Если названное слово относится к нужной группе («летает»), дети тоже поднимают руки, если нет — просто сидят. Под­нятие рук можно заменить хлопками, топаньем, кашленьем, кивани­ем ладошкой.

Шарады. Одна группа школьников после краткого совещания показывают «немую сценку» (пантомимическое групповое изображе­ние), другая - отгадывает, какой сюжет им загадали. Можно загады­вать любую юридическую профессию, формы собственности (государ­ственная, частная, муниципальная), виды договоров (купли-продажи, аренды), правоотношения (взаимные обязанности супругов, родите­лей и детей) — т. е. любые правовые ситуации. Не стоит показывать сцены из области уголовного и административного права, чтобы не фиксировать в памяти детей модели неправильного поведения.

«Контакт». Участники игры делятся на две команды. Первая втай­не загадывает какое-либо понятие (например «дееспособность»), за­тем выбирает одного человека из второй команды и называет ему за­думанное слово. Последний без слов, только жестами, мимикой, некоторыми условными знаками, которые будут выработаны во вре­мя игрового общения, должен «объяснить» своей команде замысел соперников.

«Странные рассказы»:

А) «Прерванный рассказ». Команды (обычно две) рассказывают историю на правовую тему, неожиданно прерывая ее на самом инте­ресном месте: «И вдруг...», «И в эту самую минуту...». Задача соперни­ков - продолжить рассказ.

Б) «Рассказ наоборот». Педагог придумывает казус и говорит последние 1-2 фразы, например: «И тогда ей присудили 50 милли­онов долларов...». Играющие дополняют рассказ по одной фразе в об­ратном порядке. Играть можно до завершения сюжета.

Сюжетно-ролевые игры

В основе сюжетно-ролевой игры может быть любая жизнен­ная ситуация, которая носит правовой характер. Ее ведущим ком­понентом специалисты называют сюжет. Он может быть вымыш­ленным или реальным. Участники игры распределяют между собой роли, «исполнение» которых предполагается в ее процес­се. Не целесообразно превращать игру в спектакль, заставляя уче­ников лишь воспроизводить сценарий.

Учитель может быть организатором игры, имея право вно­сить исправления, пояснения в случае ошибок. Так закрепляет­ся правильная модель поведения в процессе игры с помощью специальных приемов.

Ход игры продумывается заранее. Допускаются некоторые отклонения от тактики игры. Педагог может сам выполнять оп­ределенную роль.

Вот такие игры подобного вида предлагают И.Е. Уколова, И.Л.Друбачевская, А.П. Вакуленко, СИ Володина и А.М.Поли- евктова:

«Шаг за шагом». Группам школьников предлагаются темы, ко­торые следует проиграть (при этом темы должны быть связаны меж­ду собой логическим путем): таким образом дети показывают несколь­ко спектаклей, которые образуют (возможно, довольно неожиданным образом) единую пьесу-реконструкцию. Пример применения. Так можно воспроизводить различные стадии процесса: арбитражного, уголовного, гражданского. Например: «Пенсионер Иван Иванович Пузырьков защищает свое право на дачный участок. Местные власти захотели забрать его под предлогом отчуждения для строительства дороги за мизерную компенсацию в ценах пятилетней давности. Иван Иванович полагает, что это место просто понравилось кому-то из на­чальства и решает обратиться в суд».

Каждая группа показывает свой этап в развитии этого дела:

— подачу искового заявления;

— суд первой инстанции;

— суд второй инстанции.

Или: «Бабушка оставила завещание в пользу племянницы, но ее дочь и внучка собираются оспаривать его». На любом этапе (от пода­чи иска до выступлений сторон в суде) может наступить мировое со­глашение: это зависит от исполнителей ролей. Если удалось прими­риться уже на первом этапе, то вторая группа может показать, как могла бы развиваться ситуация дальше. Таким образом, здесь нет предопределенности, и это дает ребенку понять, что, конечно, право­вой механизм един и конкретен, но есть обстоятельства дела и уси­лия сторон, которые позволяют в некоторых случаях менять внутрен­нее содержание этого механизма.

«Пересказываем сказку». Играющие должны пересказать со­бытие от лица его участников. Ученики должны разобраться в той роли, которую они представляют. Поэтому во время рассказа кто-то будет постоянно вмешиваться, ссориться, выяснять отношения. Остальные ученики - зрители. Пример применения. Проводя эту игру, педагог исходит из того, что ребята знакомы с текстом учебников «Основы пра­вовых знаний» Проекта РФПР, в каждом из которых есть казусы, но они упрощенные (облегченные) модели реальных жизненных ситуа­ций. Теперь, в игре, школьники могут оживить любую заинтересовав­шую их историю, пересказав от лица ее участников. Исполнители ро­лей могут изменить казус жизненными подробностями, эмоционально апеллировать к «своей правде»; так появится возможность зримо про­демонстрировать, что в реальности правовая проблема обычно зат­рагивает интересы большого круга людей, каждый из них может быть защищен законом.

«Ролевое обсуждение». Нескольким желающим школьникам раздаются карточки с обозначением роли (имени или должности) в иг­ровом обсуждении. Роли являются тайной для всех, в том числе и для партнеров по игре. Через 10-15 мин. дискуссии зрители должны оп­ределить, кто в какой роли выступал. Пример применения. Игра пред­назначается для старшеклассников, углубленно занимающихся пра­вом, - например, историей юриспруденции.

Тогда в ролях могут выступать известные русские адвокаты, современные деятели юрисп­руденции. Можно разыгрывать процесс над Верой Засулич, заседа­ние Госсовета по поводу принципов судебной реформы 1864 г. или же просто показать фигуры-знаки представителей правовой системы, в частности, их встречу во время судебного процесса.

«Один в поле воин». Один ученик, выступающий в определен­ной роли, должен убедить свои одноклассников принять его точку зре­ния. После истечения указанного времени проводится обсуждение: удалось ли это сделать, какие аргументы приводились для убежде­ния, какими способами воздействия на аудиторию пользовался выс­тупавший. Пример применения. Игра может использоваться при изу­чении законов, с которыми дети постоянно сталкиваются в жизни: например, Закона о защите прав потребителей. На практике его нор­мы постоянно нарушаются, и свои права надо уметь отстаивать. Один школьник играет роль покупателя (больного, пр.), остальные— пер­сонал магазина (поликлиники, пр.). Выбирается любая ситуация:

— продан бракованный прибор бытовой техники, но неисправность

обнаружилась на второй месяц эксплуатации;

— ремонт в квартире закончен, но полы оказались испорченными;

— пломба после лечения зуба выпала через неделю и т. д.

Потребитель должен заставить другую сторону удовлетворить его

претензии. При этом «пострадавший» должен знать пределы своих требований, которые устанавливает закон. Если ученику не удалось добиться желаемого, то после обсуждения игру можно продолжить: решить, в какие органы потребитель может обращаться с жалобой, и разыграть эту сцену по прежним правилам.

«Тайные цели». Дается игровая установка: «В нашем обществе назрела необходимость разрешить некоторые серьезные проблемы. Несколько групп (обычно две-три) начинают разрабатывать решение этих проблем (например, пишут законопроект). Предполагается, что герои, которых представляют ученики, наделены властью (предста­вители государственных структур), но имеют определенный «тайный умысел», неизвестный остальным. Какая-то контрольная группа боль­шинства (например простые обыватели этого общества) рассматри­вает предложения групп, выбирает подходящие предложения, отправ­ляет на доработку. Группы-разработчики убеждают общество в своей правоте; их задача - провести как можно больше «своих» законопро­ектов. После принятия документов роли раскрываются, и члены «тай­ных групп» объясняют, в чем состоял их умысел, насколько они пре­успели и как теперь изменится жизнь всех в соответствии с принятыми законами. Пример применения. Эту игру лучше адресовать старшек­лассникам. Учитель права поясняет: «Общество с переходной эконо­микой попало в полосу кризиса. Одна группа (например депутатская фракция) предлагает принять пакет законопроектов, способных оз­доровить экономику. Их «тайная цель» — создать препятствия свобод­ному экономическому развитию, но предлагаемые законы не показы­вают эту цель, они не очевидно антирыночные. В частности, предлагается Закон по обеспечению всеобщей занятости (государство гарантирует всем гражданам право на труд, выпускники школ, не по­ступившие в вузы, обязательно получают работу, например, осуще­ствляют ремонт дорог, озеленение города: для этого вводятся специ­альные квоты, проходит агитация в школах. Люди предпенсионного возраста, потерявшие работу, озеленяют улицы, в зимнее время - убирают снег. Оплата общественных работ гарантирована, на это из бюджета выделяется определенная сумма, которая делится на число работающих. Для пополнения фонда заработной платы вводится но­вый налог- 3%). Предлагается принять Закон о нотариате, по кото­рому деятельность частных нотариусов не запрещается, но они стано­вятся в неравные условия с государственными.

Другая группа предлагает создание гражданского общества со свободной экономикой, принятие Закона о налогах, который устано­вит налогообложение с физических лиц не более 14% от полученного дохода, и Закона об обороне, по которому министром обороны дол­жно назначаться только гражданское лицо, а набор в армию осуще­ствляется по контракту[109].

Деловые игры

Основная цель деловой игры заключается в том, чтобы обучить школьников умению применять правовые знания при решении важных, глобальных проблем жизни, где взаимодей­ствуют различные субъекты права, разрабатываются нестан­дартные выходы из сложившихся противоречий, возникают новые идеи и проекты. Здесь нет заранее прогнозируемого результата, требуется творческое и многоаспектное поведение участников. Деловые игры популярны в обучении управлен­цев, экономистов и юристов в системе профессионального образования. Они призваны моделировать важные процессы правовой жизни общества.

В школьном правовом образовании уже есть примеры ис­пользования деловых игр. Вот некоторые их примеры:

«Выборы местной власти». Игра призвана показать механизм формирования местной власти - органов местного самоуправления. Основой для ее построения будет служить текст Закона о выборах в ор­ганы местного самоуправления, который необходимо тщательно изу­чить всем участникам; для достоверности игры можно использовать образцы избирательных бюллетеней, регистрационных документов (подписных листов). В таких случаях учитель права должен обратить­ся за консультацией в органы местного самоуправления. Внеся игро­вые изменения в условия Закона (сроки предвыборной компании, ко­личество необходимых голосов для регистрации кандидата, число округов и участков), его обнародуют, тиражируют и приступают к под­готовке выборов.

Прежде всего образуется избирательная комиссия. Она объяв­ляет условия регистрации кандидатов: для регистрации желающему необходимо собрать не менее «X» подписей участников игры, под­держивающих его как кандидата, и предоставить в избирком свою программу.

Всем потенциальным участникам предлагается выдвигать канди­датов, вокруг которых формируются группы поддержки. Кандидаты могут быть независимыми или выдвинутыми от партий. Эти партии складываются тут же, в процессе игры, они вырабатывают свою плат­форму, определяют ключевые местные проблемы и пути решения, ко­торые их кандидат предложит обществу. Дети, объединившиеся в пар­тийные группы, не должны увлекаться межпартийной борьбой, политической и идеологической агитацией. Их цель — продемонст­рировать механизм участия партий в избирательном процессе, поэто­му названия партий должны быть по возможности нейтральными, не вызывать злободневных ассоциаций: например, «зеленые», консер­ваторы, «отличники». Несколько участников игры получают роли жур­налистов (местной газеты, радио и телеканала), которым предстоит освещать избирательную кампанию.

Этот этап заканчивается регистрацией кандидатов, набравших необходимое число подписей.

Далее проходит этап наиболее острой предвыборной кампании: публичные дебаты кандидатов, расклейка листовок, выпуски полити­ческой рекламы. Журналисты берут интервью у кандидатов, полити­ческих лидеров, организаторов, проводят с ними пресс-конференции, пишут репортажи, выпускают газеты. В ходе игры легко увидеть, на­сколько знакомы школьники с действительными трудностями родного города; впрочем, именно требование роли могут побудить их заинте­ресоваться «проблемами взрослых»: экологической обстановкой, ко­личеством правонарушений, недостаточным финансированием и т. п.

Избирательная комиссия определяет место проведения выборов, составляет план избирательного участка (участков), вырабатывает форму избирательного бюллетеня, составляет списки избирателей, протоколы подсчета голосов, готовит оборудование для избиратель­ного участка. Между членами комиссии распределяют роли: выбира­ются председатель избиркома, заместитель председателя, секретарь. Точно в срок агитация прекращается. Наступает день выборов. На собрании всех участников игры председатель избиркома объясняет процедуру голосования. Затем все участники приглашают­ся на избирательный участок. Им вручаются бюллетени. Происходит процедура голосования. На избирательном участке присутствуют не­зависимые наблюдатели, представители СМИ. По окончании голосо­вания вскрывается урна, подсчитываются голоса, составляется прото­кол голосования, объявляются его результаты.

По такой же схеме можно провести игровое моделирование ме­стного референдума по какой-либо реально существующей в городе проблеме и в строгом соответствии с Законом.

Иллюстративные игры

Иллюстративные игры применяются в обучении с целью детального разъяснения правовых явлений, понятий. Каждая такая игра создается для иллюстрации определенного конкрет­ного юридического понятия, явления, мысли: поэтому она не может служить моделью, на ее основе не может быть сконстру­ировано несколько идентичных игр с другими подробностями (как в ролевых).

Обычно иллюстративные игры проводятся для 7—8 классов. «Ты не один»[110]. Варианты этого игрового приема часто встреча­ются в психотехнике и актерском тренинге. В правовом обучении они показывают:

— что люди зависят в своих действиях, решениях от других людей, что все члены общества достаточно крепко связаны;

- что жизнь в обществе заставляет людей постоянно искать комп­ромисс, вырабатывать решения, согласовывающие интересы многих.

Возможно, после игры дети дополнят этот перечень. А) Упражнение «Связка». Для игры понадобится прочная верев­ка длиной в несколько метров. Три игрока обвязываются веревкой и с этого момента могут двигаться только вместе. Остальные члены клуба разделяются на три группы, занимают в помещении место подальше

друг от друга и с воодушевлением начинают заниматься чем-то таин­ственным и очень непонятным для стоящих в связке (перешептыва­ются, хохочут, вместе что-то рисуют и т. п.). Их задача — сделать так, чтобы связанные захотели посмотреть, что делается в группах. Но по­скольку существует ограничение каким-либо предварительно введен­ным условием (например лимитом времени) или же каждой группе удалось придумать действие, особенно интересное только для одно­го из тройки, достичь единодушного согласия о направлении движе­ния в связке не удастся, и им придется договариваться.

Веревка наглядно показывает, как происходит поиск компромис­са: она провисает, когда игроки достигли взаимопонимания, и натя­гивается, когда они непримиримы. Во время обсуждения игры мож­но поговорить и о способах, которые применяли ученики для выработки решения: убеждение, давление и т. д.

Б) Упражнение «Цепочка» («Гусеничка»). Для игры понадобятся воздушные шарики - на один меньше числа игроков. Участники стро­ятся цепочкой, положив руки на плечи впередистоящего; между жи­вотом одного играющего и спиной другого зажат воздушный шарик, который запрещается поправлять и придерживать руками. Теперь цепочка получает задание: пройти по маршруту, преодолеть препят­ствия (перевернутые стулья, натянутые веревки, завороты в самых нео­жиданных местах). Практически сразу участникам становится ясно, что успех общего движения напрямую зависит от умения каждого скоор­динировать свои усилия с действиями остальных.

Обе игры желательно провести друг за другом, а потом учитель права задает школьникам такие вопросы: «Что ощущали участники во время игры?», «Какие наблюдения и выводы они сделали из этого игрового переживания?»

«Яблоко». Игра внешне похожа на сюжетно-ролевую, но имеет жестко-заданный итог: в конце игры ученики должны прийти к мысли о создании закона как всеобщего обязательного регулятора отноше­ний. Задается сюжет: «В первобытном племени на народное собра­ние приходят шесть человек (три пары) и обращаются к старейшине. Каждая пара состоит из человека, укравшего яблоко, и хозяина ябло­невого сада (дерева). Слушаются три истории (происходит ролевой рассказ пар о том, как все было), в каждой из них - одинаковое пре­ступление, но разное наказание:

- первого вора первый хозяин отпустил;

- второго вора второй хозяин сильно избил;

- у третьего вора третий хозяин забрал имущество и продал се­

мью в рабство.

Хозяева могут обосновывать принятые ими меры (своей добро­той, обстоятельствами жизни и пр.).

Каждый воришка протягивает старейшине яблоко (зримый эле­мент игры) и недоумевает: «Как же так? Почему за одинаковое дело нас наказали по-разному? Где справедливость? Рассуди, как судили предки!» Старейшина бессилен: «Раньше у нас не было яблоневых садов!» Происходит общенародное обсуждение (желательно, чтобы те шесть участников, которые имеют конкретные роли, здесь макси­мально проявили себя). В результате вырабатывается принцип пра­вил - единых для всех случаев и обязательных для всех людей.

«Разные значения слова «закон»»[111]. С помощью этой игры мож­но наглядно рассмотреть и обсудить отличие законов юридических от нравственных и природных.

Ведущий предлагает поиграть в какую-нибудь известную детскую игру (например, когда число играющих на одного больше количества стульев, и надо успеть сесть по команде; оставшийся без места во­дит). «Время от времени, — говорит ведущий, — я буду добавлять но­вые правила, двух учеников попрошу быть экспертами и в конце игры сказать, хороши ли были новые правила и стоит ли их оставить в опи­сании игры». Игра начинается, и 2-3 раунда ребята играют по задан­ным правилам. Затем ведущий вводит новое: «Все должны не добе­гать до своих мест, а допрыгивать на одной ножке». Ребята играют раунд с этим правилом.

Вводится новое: «Все играющие должны быть добры друг к дру­гу, улыбаться и дарить друг другу подарки». Вначале это правило не вызывает особого затруднения. Ведущий строго следит за тем, чтобы никто не толкался, не обзывался («Все играющие должны быть добры друг к другу»), чтобы все действительно улыбались и дарили друг другу подарки. Для тех, кто не соблюдает правила, можно ввести «Ска­мейку штрафников». Вскоре ребята начинают чувствовать, что что-то здесь не то. Нельзя принудить быть добрым. Мы ввели в игру «нрав­ственный закон» и требуем его соблюдения.

Однако обсуждение будет в конце, а пока вводится новое пра­вило: «Когда водящий кричит «раз-два-три!», с потолка начинает идти снег, и все стараются быстро занять свободные стулья». Это уже инте­реснее. Мы попробовали добавить правило, нарушающее «закон при­роды». Выполнить его практически невозможно, поэтому игра в этот момент прекращается.

Ребята обсуждают, легко ли было соблюдать правила и почему. Ведущий проводит параллель между правилами игры и законами го­сударства, нравственными законами и законами природы1.

Некоторые специалисты считают, что увлекаться ролевыми играми на уроках права не целесообразно. Вот позиция педагога А. Луховицкой по этому вопросу:

«Для того чтобы проводить ролевые игры и полноценно участво­вать в них, нужно обладать, с одной стороны, определенными уме­ниями, а с другой - личными качествами, которые просто являются частью характера. Может оказаться, что вам просто не понравится «играть».

Необходимо задействовать в игре всех детей в соответствии с их склонностями и способноаями (в данном случае коммуникативными).

Очень вероятно, что в каждом классе найдется один или несколь­ко детей, которые откажутся играть вместе со всеми, сразу отойдут в сторонку. Тут перед учителем встают две задачи: определить, поче­му ребенок ведет себя таким образом, и придумать для него деятель­ность, соответствующую его возможностям и настроению. А ведь при­чины пассивного поведения могут оказаться самыми разными: от нежелания работать в одной группе с личным недругом до испуга в си­туации свободного выбора и полной независимости от учителя (пос­леднее— очень серьезный повод для индивидуальной работы). От­каз от участия в игре — это только одна из проблем, связанных с личным поведением ребят.

И еще один трудный момент, рождаемый особенностью детской психологии. Как правило, чем младше дети, тем глубже они входят в роль, тем труднее им отделить игровое поведение от. неигрового. Следовательно, эмоциональные переживания по поводу игровых со­бытий так же сильны, как и внеигровые. С одной стороны, именно этот факт составляет одну из основных дидактических ценностей игры: эмоциональный опыт, полученный в игре, будет так же важен, как и опыт реальный, а ошибки, ценой которых этот опыт приобретается, могут не иметь тех горьких последствий, какие влекут порой за собой ошибки в реальной жизни.

Игра должна быть правильно начата и правильно завершена.

' Также описания интересных иллюстративных игр можно найти в следу­ющих изданиях:

а) Пособие для учителей «Что говорит закон». — М., ИНТЭКЛТД. 1995. («Отпуск вашей мечты, превратившийся в кошмар» из разд. III);

б) Ловягин С. Право и лево: Учебник для 7 кл. — М., 1998. («Равные пра­ва» из гл. 3).

В ролевой игре дети часто сталкиваются с проблемами, самосто­ятельно решить которые будет им не под силу. Ответственность за то, как они преодолевают трудности, созданные игрой, и насколько се­рьезными будут психологические последствия игры, лежит на учите­ле. Это касается игровых ситуаций, которые в чистом виде, скорее все­го, не встретятся ребенку вне игры (будь то ситуация экономическая, правовая или этическая). Это также касается общей коммуникатив­ной ситуации игры.

Дети между собой и с учителем, как правило, устанавливают оп­ределенную дистанцию; существует набор правил поведения, даже ритуалы, позволяющие выдерживать эту дистанцию без особых зат­рат психической энергии. В игре эти правила и ритуалы не действуют. Участники ролевой игры часто вынуждены вести себя спонтанно: игра движется вперед. В игре проявляются черты характера, поведенчес­кие установки, убеждения, в другой обстановке не привлекавшие осо­бого внимания, скрываемые самим человеком.

Ситуация игры предполагает максимальную свободу действий, и, конечно же, это требует от учителя большой подготовки, гибкости, способности быстро реагировать на импровизации учеников, импро­визировать самому - и все это не выходя из роли. Естественно, что перечислены не все трудности, тем более, что их набор очень инди­видуален. Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод: игры мо­гут принести массу неприятностей детям, огорчений — учителю, да еще и совсем не гарантируют хорошего учебного результата. Нужны ли они вообще? Да, но только правильно методически организованные»1.

В практике работы школ используется проведение игр-кон - курсов по праву. В таких случаях осуществляется систематизация правовых знаний, их проверка, которая охватывает достаточно большой коллектив детей (школу, ряд школ).Учитель права дол­жен четко сформулировать цель предстоящей деятельности, раз­работать систему заданий и вопросов с опорой на содержание изученного школьниками материала. Целесообразно подготовить нестандартные задания, которые вызвали бы у участников меро­приятия интерес. Уровень их сложности определяется индиви­дуально. Детей не следует предварительно знакомить с вопроса­ми. Данные мероприятия имеют большой воспитательный эффект, поэтому многое зависит от корректного поведения пе-

' См.: Преподавание прав человека. Книга для учителя. Т. 1. 6—8 кл. — М.

дагога в процессе подготовки учеников для участия в игре. По итогам конкурса необходимо поощрить его участников.

Проведение игр-конкурсов по праву необходимо тщатель­но готовить, четко определив содержание игры и ее этапы.

Вот конкретный пример одного из вариантов такой игры.

Е.И. Бышков, учитель права средней школы № 14, г. Каменск- Шахтинский Ростовской области, создал и апробировал игру-конкурс по праву для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ горо­да, которая получила название «ИМЕЮ ПРАВО...».

Вот как должно, по мнению специалиста, проходить мероприятие.

ТЕМА ИГРЫ: «ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» ЦЕЛИ ИГРЫ:

- повышение уровня правовой культуры учащихся;

- формирование мотивов к активному изучению права;

- профессиональное самоопределение.

Задачи игры: помочь учащимся разобраться во всем многооб­разии отношений, урегулированных нормами права, научить их ува­жать законы и отстаивать свои права.

УЧАСТНИКИ ИГРЫ:

Конкурсанты: 14 учащихся 9-х классов, по 1 из каждой школы, объединенных в 2 команды по 7 человек свободным выбором.

Группа поддержки: по 3 учащихся от каждой школы — всего 42 человека.

Эксперты: трое родителей, имеющих высшее юридическое об­разование и работающих в правовой сфере.

Группа обеспечения: 5 человек из числа учащихся школы-орга­низатора игры (1 - помощник ведущего, 1 - музыкальное сопровож­дение, 3 — подсчет баллов и работа со зрителями).

Приглашенные - учителя права школ города, инспектор ГОВД по делам несовершеннолетних, инспектор отдела опеки и попечитель­ства управления образования мэрии города.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ

Игра включает в себя 3 этапа:

— представление;

— конкурс;

—синквейн.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

На данном этапе ведущий представляет каждого конкурсанта и дает возможность капитанам дать название команде и обосновать его смысловое содержание (например, команда «ВЕРА» — обозначает веру в то, что права ребенка будуттак же уважаемы, как и права взрос­лых. Команда «НАДЕЖДА» - означает надежду на то, что права ре­бенка будут не только декларироваться, но и исполняться). Ведущий представляет экспертов и приглашенных.

КОНКУРС

Данный этап игры включает 4 гейма:

- «разминка»;

- «заморочки»;

— «ты мне - я тебе»;

— «юридическая консультация».

1- й гейм: «Разминка»

Задачей этого гейма является ввод конкурсантов в круг понятий, которые будут использоваться в ходе игры.

Ведущий читает определения, а команда должна назвать поня­тие, к которому оно относится. Правильные ответы оцениваются по 1 баллу (оценивает ответы ведущий, каждой команде дается по 10 вопросов).

2- й гейм: «Заморочки»

В этом гейме в конкурсной форме определяется уровень теоре­тической подготовки и знание правовых норм о правах несовершен­нолетних. Ведущий предлагает каждому конкурсанту выбрать номер вопроса и ответить на него. При неправильном ответе он дает воз­можность ответить другому участнику этой же команды. Правильный ответ оценивается в 1 балл и засчитывается как конкурсанту, так и ко­манде. Правильность ответов оценивает ведущий.

3- й гейм: «Ты мне — я тебе»

В гейме «Ты мне - я тебе» проверяется способность конкурсан­тов переносить знания правовых норм на конкретную правовую ситу­ацию. Конкурс проводится в виде «дуэли» членов команд. Ведущий предлагает каждому конкурсанту изложить ситуацию своему сопер­нику из другой команды и попросить его дать этой ситуации право­вую оценку, после чего они меняются ролями. Правильность ответов оценивается экспертами в 1 балл и засчитывается как конкурсанту, так и команде. Вопросы конкурсантов являются их домашними за­готовками.

4-й гейм: «Юридическая консультация»

В этом гейме проверяются знания нормативных документов, форм и методов защиты прав несовершеннолетних. Каждый конкур­сант выполняет роль адвоката и дает юридическую консультацию од­ному из зрителей из зала (из числа группы поддержки другой шко­лы). Вопрос из зала является домашней заготовкой группы поддержки, которая самостоятельно выбирает себе «адвоката». Правильность от­вета оценивается экспертами в 1 балл и засчитывается конкурсанту и команде.

Синквейн[112]

Ведущий объявляет команду победительницу и лучшего конкур­санта по сумме баллов. В завершении игры предлагается зачитать син- квейны, подготовленные учителями права школ города. Эксперты объявляют лучший вопрос гейма «Юридическая консультация» и наи­более профессиональный ответ «адвоката».

ПРИЛОЖЕНИЯ

- объем информации, используемой в игре;

- вопросы гейма «Разминка»;

- вопросы гейма «Заморочки»;

- рекомендации к подготовке домашних заготовок.

Приложение № 1

«Объем информации, используемой в игре»:

Учебник «Основы правовых знаний». Книга № 1, уроки 1, 2, 3, 4, 5,6,9,10,15,16,18.

Учебник «Основы правовых знаний». Книга № 2, уроки 20, 37.

Уголовный кодекс РФ. Ст. ст. 20, 87-96.

Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Семейный кодекс РФ. Ст. 47, 54-60.

Трудовой кодекс РФ.

Конституция РФ. Ст. 17, 21, 43.

Конвенция о правах ребенка.

Закон об образовании РФ. Ст. 50, 51.

Приложение № 2

«Вопросы к гейму «Разминка»

Для команды № 1

общеобязательное, установленное, санкционированное и охра­няемое государством правило поведения людей

(норма права)

применение к лицу, совершившему правонарушение, преду­смотренных законом мер принуждения

(юридическая ответственность) нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные пра­вила поведения по важным вопросам общественной жизни, при­нятый высшим представительным органом государства

(закон)

человек, не достигший 18-летнего возраста

(несовершеннолетний) гарантированные государством возможности человека в эконо­мической, социальной, политической и культурной сферах

(права человека)

одна из правовых форм защиты прав и интересов граждан. Мо­жет устанавливаться над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей

(попечительство)

элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения

(санкция)

предусмотренное уголовным законом виновно совершенное об­щественно опасное деяние физического лица

(преступление) законные представители детей, защитники их прав

(родители)

способность лица иметь права и обязанности

(правоспособность)

Для команды № 2

общеобязательные правила поведения людей и их объединений, связанные с государством

(право)

общественное отношение, урегулированное нормами права

(правоотношение)

— объявление в установленном законом порядке несовершенно­летнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным

(эмансипация)

— правонарушение, которое представляет большую опасность и за­писано в уголовном законе

(преступление)

— способность лица своими действиями осуществлять принадле­жащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности

(дееспособность)

— человек, которому уже исполнилось б лет, но еще не исполни­лось 14 лет

(малолетний)

— выраженные в конституционных нормах требования государства к поведению любых лиц

(обязанности)

— мера государственного принуждения, назначаемая по приго­вору суда лицу, признанному виновным в совершении преступ­ления

(наказание)

— одна из форм защиты личных и имущественных прав граждан. Устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет

(опека)

— основной закон государства

(Конституция)

Приложение № 3

«Вопросы к гейму «Заморочки»

1. Нецензурная брань учащихся в школе — это издержки культуры или противоправное деяние?

(мелкоехулиганство)

2. В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной ответственности?

(Нет. УК РФ ст. 20 - с 16лет, а по отдельным случаям -с 14лет)

3. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-лет­ний подросток, вымогавший деньги у одноклассников?

(УКРФ ст. 20,163, ДА)

4. В каких случаях к несовершеннолетнему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия?

(УК РФ ст. 90, совершено впервые, преступление небольшой

или средней тяжести)

5. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообще­ние о готовящемся взрыве в школе учащимися, не желающими писать контрольную работу?

(УКРФ ст. 20,207, преступление)

6. С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав?

(СКРФ ст. 56,14лет)

7. С какого возраста ребенок вправе обращаться в органы опеки за защитой своих прав?

(СКРФ ст. 56, не установлен)

8. С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или ад­министративного разбирательства обязателен?

(СКРФ ст. 57,10лет)

9. Откуда может взяться имущество в собственности несовершен­нолетнего?

(СКРФ ст. 60, доходы, дар, наследование, приобретение на

средстваребенка)

10. Кто пользуется преимущественными правами в отношении де­тей — отец или мать?

(СКРФст. 61, равенство правродителей)

11. На ком, по закону, должен лежать основной груз выполнения обязанностей в отношении детей — на отце или на матери?

(СКРФ ст. 61, равенство прав и обязанностей)

12. У 15-летней Петровой родился ребенок. Кто вправе осуществлять родительские права?

(СКРФ ст. 62, до 16 лет совместно с опекуном)

13. Освобождаются ли родители от обязанности содержать своего ребенка в случае лишения их родительских прав?

(СКРФ ст. 71, не освобождаются)

14. Почему законодательство не допускает приема на работу лиц моложе 16 лет, а при определенных условиях - 14 лет?

(ТК РФ, необходимо получение образования)

15. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства?

(Конституция РФ ст. 17,срождения)

16. Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиг­рать на компьютере, подаренном ему на день рождения?

(СКст. 60, с согласия родителей)

17. Кем, в соответствии с законодательством, осуществляется защи­та прав и интересов ребенка?

(СКст. 56, родителями, органами опеки и попечительства,

прокурором, судом)

18. Какие обязанности государств по отношению к детям сформули­рованы в Конвенции о правах ребенка?

(охранять изащищать правадетей)

19. Назовите права детей, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка.

(на жизнь, уважение его взглядов и индивидуальности, свобо­ду выражения мнений, свободу совести, свободу ассоциаций)

и т. д.

Приложения № 4

«Рекомендации к домашним заготовкам к гейму «Ты мне — я тебе»

Ученики разрабатывают ситуацию, в которой необходимо дать правовую оценку действиям участников. Например, 13-летний Кисе­лев совершил кражу магнитофона из кабинета физики своей школы. Будет ли Киселев привлечен к уголовной ответственности?

С целью исключения подготовки однотипных ситуаций предста­вителям участвующих в игре школ рекомендуется подготовить по 1 вопросу: по административной ответственности несовершеннолетних; по уголовной ответственности несовершеннолетних; поличным пра­вам детей; по имущественным правам детей; по гражданской деес­пособности несовершеннолетних; по трудовым правам несовершен­нолетних; по способам защиты прав ребенка.

Приложение № 5

«Рекомендации к домашним заготовкам к гейму «Юридическая консультация»

Готовится вопрос от первого лица, в котором излагается конк­ретная ситуация и спрашивается совет, как поступить или какие по­следствия могут наступить. Например, «В конституции записано, что каждый имеет право на образование. Это значит, что человек сам ре­шает - воспользоваться ему этим правом или нет. «Я учиться не хочу, а родители заставляют и от этого у меня одни неприятности. Как мне защитить это мое право?»

Школы-участники игры готовят вопросы по отдельным блокам.

<< | >>
Источник: Певцова Е. А.. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 400 с.. 2003

Еще по теме 5.2. Игры в обучении праву:

  1. § 3. Основные тенденции развития конституционного права в XXI столетии
  2. Певцова Е. А.. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 400 с., 2003
  3. Раздел 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА
  4. 1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву
  5. 1.2. Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны
  6. 1.4. Развитие современной системы обучения праву
  7. 1.6. Учебная литература по праву и плани­рование правового обучения в школе
  8. Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения праву
  9. 2.1. Основные методы обучения праву
  10. 2.2. О методических приемах правового обучения
  11. 2.3. Наглядность в обучении праву
  12. 3.3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении
  13. 3.5. Диагностика результативного компонента правовой обученности
  14. 4.2. Методические основы подготовки учителя к уроку права
  15. 5.1. Инновации в обучении праву
  16. 5.2. Игры в обучении праву
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -