<<
>>

5.1. Становление и развитие учения о трудовых правах (XIX - начало XX в.)

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 2 Конституции РФ

В отечественной науке проведено достаточно много исследований, посвященных как правам человека в целом, так и социальным правам в частности[450].

Между тем трудовые права как относительно обособлен­ный феномен в системе прав человека специально не рассматрива­лись. В советский период к числу основных трудовых прав традици­онно относили права на труд, на гарантированную государством зара­ботную плату, на отдых, на здоровые и безопасные условия труда, на бесплатную профессиональную подготовку, на материальное обеспе­чение в старости и в случае потери трудоспособности. Они рассмат­ривались только в разрезе действующего трудового законодательства, а проблема, по сути, переводилась в плоскость основных прав рабочих и служащих по советскому трудовому законодательству[451]. В настоящее время назрела необходимость провести комплексный анализ трудовых прав и интересов человека как составной части его социальных прав.

В теории права общепринятой считается концепция «поколений» прав человека. Первым поколением прав человека признаются те традицион­ные либеральные ценности свободы и равенства, которые были сформу­лированы в ходе буржуазных революций. Имеются в виду личные (гра­жданские) и политические права как основные естественные и неотчу­ждаемые права человека. Эти права не зависят от государства, правовое государство обязано их обеспечить, воплощая в законодательстве.

Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борь­бы народов за улучшение своего экономического положения, повы­шение культурного статуса (так называемые позитивные права), для реализации которых требуется целенаправленная деятельность госу­дарства по обеспечению указанных прав. Речь идет о социальных, эко­номических и культурных правах. Сама идея социальных прав связа­на с идеей социального государства.

Третье поколение прав человека стало формироваться после Вто­рой мировой войны и связано с правом народов на мир, безопасную окружающую среду, международный информационный порядок и т.д. Соответственно возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право.

Если гражданские и политические права (первое поколение прав) характеризовались как способ ограждения и защиты индивида от про­извола государства, то социально-экономические права (второе по­коление) — в качестве средства получения помощи от государства. Если целью первых было названо установление равенства возмож­ностей, то вторые нацеливались на «уравнивание результатов». Если гражданские и политические права связывались с требованиями ус­ловий свободной самореализации личности, то социально-экономи­ческие права отождествлялись с возможностями обладания индиви­дом социальными благами, которые могли обеспечить ему существо­вание, отвечающее человеческому достоинству в рамках достигнутого обществом уровня материального благосостояния.

Как указывалось в Преамбуле к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами»[452].

К содержанию трудовых прав необходимо подходить конкретно- исторически. Современные трудовые права, зафиксированные в ме­ждународно-правовых документах, конституциях и законодательстве экономически развитых государств, — результат длительного истори­ческого становления и развития прав человека.

Социальные права человека: естественно-правовой и юридико-пози- тивистский подходы. Решающим этапом в развитии прав человека, и трудовых прав в частности, явились буржуазно-демократические ре­волюции ХУІІ—ХУШ вв., которые выдвинули не только широкий на­бор прав человека, но и принципы свободы и формального равенст­ва, ставшие основой универсальности прав человека. В становлении прав и свобод человека, в том числе социальных и трудовых прав, ог­ромную роль сыграло их идеологическое и доктринальное обоснова­ние — учение о естественных и прирожденных правах человека и юри- дико-позитивистское учение о правах человека. Отчасти этой пробле­мы мы уже касались в первом разделе данного Курса.

В основе естественно-правовой концепции лежали принципы сво­боды поведения человека в отношении государства и других лиц; ог­раничения вмешательства государства и других лиц в частную сферу человека; определения границ дозволенного человеку и дозволенно­го в отношении его.

Идеи естественных неотчуждаемых прав человека стали мощным фактором Великой французской революции, породившей историче­ски значимый правовой акт — Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Таким образом, естественно-правовая доктрина явилась рево­люционным поворотом в общественном сознании: индивид, ранее все­цело подчиненный государству и зависимый от него, приобретает авто­номию, право на невмешательство государства в сферу свободы лично­сти, очерченную законом, получает гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод. Одним из проявлений экономи­ческой свободы человека и стала свобода труда. Ее постулировали еще в XVIII в. классики экономической мысли британцы А. Смит, Р. Кан- тильон, Д. Рикардо, французы А. Тюрго, Ф. Кенэ. В конце того же века французские социалисты Г. Бабеф (1760—1797) и Ш. Фурье (1772—1837) впервые поставили вопрос о праве человека на труд. Первый из них от­мечал: «Общество должно обеспечивать своим членам работу и опреде­ленную заработную плату в соответствии с ценами на все товары с тем, чтобы этой заработной платы было достаточно для приобретения про­довольствия и для удовлетворения потребностей каждой семьи»[453]. В этом определении очевидна связь права на существование с правом на оп­ределенную заработную плату наемных работников. Великая француз­ская революция проходила под лозунгом «свобода, равенство, братст­во». Именно противоречие между свободой и равенством стало одним из главных предметов осмысления для многих социальных наук, в том числе права. Ш. Фурье доказывал, что право на существование челове­ка в обществе должно было заменить те основные естественные права, которые он имел до образования общества.

Социал-реформист С. Сисмонди (1773—1842) в 1819 г. в своем клас­сическом труде «Новые начала политической экономии» утверждал, что заработная плата должна быть выше скудных средств к существо­ванию и должна обеспечивать рабочего и в детстве, и в старости, и во время отдыха, и при временной потере трудоспособности. В качестве гаранта права на существование С. Сисмонди видел государство, ко­торое «может подняться над материальным расчетом увеличения про­дукции, необходимой для выживания, и сравнить с ним рост потребле­ния и достатка всех, что и должно быть целью, к которой стремится на­ция». Для достижения данной цели он предлагал целый комплекс мер: запрет труда детей, ограничение продолжительности рабочего дня, оп­лату предпринимателем времени болезни, безработицы, пенсии по ста­рости и др. По сути он обосновал идею о том, что право на труд и право на существование должно обеспечивать социальное законодательство. При проведении социальных реформ государство, по мнению ученого, не должно сковывать индивидуальной инициативы[454]. «Отец» полицей­ского права Р. Моль одним из первых употребил термин «рабочее (тру­довое) право» применительно к совокупности норм, регулирующих об­щественные отношения, связанные с наемным трудом.

На Западе проблемы права на труд и на существование в концен­трированном виде были поставлены и переведены в правовую плос­кость австрийским юристом и философом А. Менгером (1841—1907)[455]. Именно естественно-правовая теория послужила основанием выделе­ния ученым трех взаимосвязанных прав работника: на свободу труда, на произведенный им продукт, на свободный обмен продуктами тру­да. Последнее А. Менгер понимал следующим образом: «В силу права на труд каждый трудоспособный гражданин, не находящий себе рабо­ты у частного предпринимателя, может требовать от государства или от общественных союзов (общин и т.п.) обыкновенной поденной ра­боты с уплатой обычной заработной платы»[456]. В этой части А. Менгер развил учение британца В. Томсона, который еще в 20-х годах XIX в. обосновал три теоретических положения: труду должна быть предос­тавлена полная свобода; весь продукт труда должен быть гарантиро­ван производителю; обмен продуктами труда должен быть свободен. По мнению некоторых российских ученых, на эти положения при по­строении своего учения опирался К. Маркс[457]. Более подробно о соот­ношении права на существование и права на труд будет сказано в от­дельном параграфе данной главы.

Немецкий юрист Г. Еллинек (1851-1911) последовательно прово­дил идею о самоограничении полномочий государства изданными им же законами. Одновременно он выступал и за активную роль государ­ства в социальной сфере, предложив разделить субъективные права на частные субъективные и публичные субъективные права. Последние включали в себя право на положительные услуги со стороны государ­ства, что подводило основу под активную роль государства в обеспе­чении и защите прав человека, в том числе социальных[458]. Отметим, что

российские ученые отнеслись к этой теории неоднозначно. Некото-

3

рые из них заняли позицию позитивных критиков , но некоторые од­нозначно поддержали эту теорию[459].

Таким образом, осознание того, что рабочие имеют право на жизнь и минимально здоровые условия труда, стимулировало начало науч­ного осмысления рабочего вопроса. В 1795 г. в Манчестере был орга­низован Комитет по исследованию рабочего вопроса, а в начале сле­дующего года на одном из его заседаний доктор А. Персиваль сделал доклад о влиянии трудовой деятельности на здоровье детей. Харак­терно, что большинство инициаторов и сторонников принятия пер­вых фабричных законов в Англии 1802 и 1819 гг., в том числе Р. Пиль, Р. Оуэн, Р. Остлер и др., опирались в своей деятельности именно на идею о наличии у рабочих определенных неотъемлемых прав, связан­ных прежде всего со здоровьем и жизнью. Британский историк и фи­лософ Т. Карлейль (1795-1881) так писал об этом: «Денежное возна­граждение «в размере, достаточном, чтобы работник мог жить и даль­ше работать», так же необходимо для благороднейшего из тружеников, как и для ничтожнейшего, если вы считаете, что он должен остаться в живых»[460]. Но в отличие от последователей Д. Рикардо он считал, что зарплата должна быть не минимальной, на уровне физического вы­живания, а справедливой. К тому же Т. Карлейль провозгласил труд высшей социальной ценностью, в связи с чем право на труд призна­валось важнейшим неотъемлемым правом человека. В этом ключе он рассматривал требования рабочих в своем труде «Чартизм» (1846), так они понимались исследователями и в дальнейшем[461].

Однако названная доктрина естественных и неотчуждаемых прав и свобод была не единственной определяющей взаимоотношения чело­века и государства. Ей противостоял позитивистский подход к природе прав человека и взаимоотношениям государства и личности. Согласно этому подходу права человека, их объем и содержание определяются го­сударством, которое «дарует» их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистские функции. Противостояние этих позиций на­считывает столетия; они были характерны и для науки XIX и XX вв.

Неотчуждаемые права и свободы человека, положения Деклара­ции 1789 г., идеи правового государства получили поддержку и защиту в трудах многих известных дореволюционных русских ученых, таких как В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петра- жицкий, А.И. Покровский, В.С. Соловьев, Б.Н. Чичерин и др.[462], о чем мы уже писали выше. Надо отметить, что часть русских философов и мыслителей, в числе которых К.С. Аксаков, Н.А. Бердяев, Л.Н. Тол­стой, противопоставляли внутренней свободе, естественным правам внешнюю свободу, «законничество», понимая под последним пози­тивное право. Оно оценивалось ими сугубо отрицательно и зачастую трактовалось как антипод естественным правам. Но большинство вид­ных российских юристов начала ХХ в. можно назвать сторонниками естественно-правовой теории, не отрицавшими необходимость закре­пления естественных прав в действующем законодательстве. Именно такое закрепление виделось им как перевод социального идеала в кон­кретно-правовую плоскость. Более того, П.И. Новгородцев и И.А По­кровский подчеркивали юридическое значение естественного права человека на существование и прямо связали его с «достойным возна­граждением» за труд на уровне не ниже прожиточного минимума[463]. Ос­новываясь на доктрине естественных прав человека, Л.С. Таль писал о том, что «рабочей силе, как предмету обязательства, присущи все особенности личных благ. Они не могут быть отчуждаемы». Продол­жая эту мысль, Л.С. Таль подчеркивал: «Современное правосознание явно склоняется к признанию рабочей силы частью личной правовой сферы человека и требует охраны от посягательств наравне с други­ми личными благами»[464]. Его современник П.И. Астров прямо связы­вал законодательную охрану лиц наемного труда с их правом на жизнь и здоровье, которые не могут быть предметом договора. Он исходил из неразрывности личности и наемного труда работника, а правовую охрану трудовых прав личности в процессе труда признавал первей­шей задачей рабочего права[465].

Период с конца XIX в. связан с повсеместной легализацией права на труд и права на социальное обеспечение, обособлением отрасли трудового права[466]. В этот период труд оценивался большинством ис­следователей как высшая добродетель. Вот как писал об этом фран­цуз А. Моро-Кристоф в середине XIX в.: «Труд — это живая материя, из которой соткана жизнь; это — клетчатая ткань всего социального строя, непременное условие жизнеспособности отдельного челове­ка и целых народов, единственный и верный источник, из которого берет свое начало и богатство богача, и улучшение состояния бед­няка, и процветание целых государств и народов». В конце XVIII— XIX вв. были легализованы программные требования естественного права, касающиеся закрепления гражданских прав. Формальное рав­ное право воплотилось в законе, но не оправдало социальных ожи­даний. Это привело к кризису данной теории, снижению ее влия­ния на массовое правосознание. В то время право на существование доктринально связывалось с правом на труд и с достойным возна­граждением за него.

Таким образом, зарождение и становление трудовых прав стали одним из факторов, в значительной степени объединяющих, сбли­жающих названные учения о правах человека — естественного права и правового позитивизма. Трудовые права формировались на пересе­чении частных и публичных начал правового регулирования трудовых отношений. Этот синтез порождает трудовые права как разновидность социальных прав.

Первые специальные законодательные акты в сфере регулирования трудовых отношений были приняты в начале XIX в., но развернутое публично-правовое регулирование получило значительное развитие в последней трети XIX — начале XX в. В этот же период складывается сочетание частноправовых и публично-правовых начал в регулирова­нии труда при некотором доминировании первых.

Трудовое законодательство, т.е. легализация трудовых прав, в боль­шинстве стран принималось, как уже указывалось, в следующей после­довательности: регулирование охраны труда детей и женщин, формиро­вание некоторых минимальных требований по условиям индивидуаль­ного трудового договора (максимальная продолжительность рабочего дня сначала для некоторых, а затем для всех категорий работников, в отдель­ных случаях минимальный размер заработной платы и периодичность ее выплаты, санитарно-гигиенические требования к условиям труда). Зако­нодательное регулирование трудовых прав сводилось к защите наемного работника от чрезмерной эксплуатации, тем самым легализации подле­жали те трудовые права работника, которые обеспечивали прежде всего физическое выживание работника в эпоху первоначального накопления капитала. С начала 30-х годов XIX в. создаются государственные органы по надзору за соблюдением трудового законодательства. Чаще всего это были фабричные (трудовые) инспекции, деятельность которых постепен­но расширялась от контроля за условиями труда малолетних до общего контроля. Первыми фабричную инспекцию в 1834 г. создали англичане, а ее первого руководителя доктора А. Редгрейва, как и группу других фаб­ричных инспекторов (Р. Кук-Тейлор1, Л. Хорнер и др.), можно отнести к числу видных исследователей правового регулирования трудовых отно­шений. При участии государства формируются органы по разрешению трудовых споров (примирительные камеры, третейские суды и др.), при­чем в некоторых странах их решение имело обязательную силу. Пробле­мы охраны труда и деятельности фабричной инспекции будут рассмот­рены во втором томе Курса.

Дальнейшее развитие трудовых прав с середины XIX в. на Западе и на рубеже XIX—XX вв. в России связано с законодательным призна­нием трудовых прав работника, которые реализуются в коллективной форме: право на объединение, право на ведение коллективных перего­воров, право на забастовку. При этом правовая регламентация статуса профсоюзов, права на забастовку шла довольно трудно - от прямого их запрета и уголовного преследования до официального признания. Таким образом, доктринальным обоснованием государственного вме­шательства в регулирование трудовых отношений, легализации тру­довых прав служил юридико-позитивистский подход к определению природы прав человека.

К началу ХХ в. условно выделяются частное трудовое право и публич­ное трудовое право. Частное трудовое право имело два уровня. Во-пер­вых, это индивидуально-договорный, реализация которого происхо­дила посредством трудового договора. Во-вторых, коллективно-дого­ворное регулирование, реализуемое через коллективное соглашение. Л.С. Таль относил к частноправовым основам трудового права на­равне с двумя вышеназванными уровнями также и хозяйскую власть. Этот же автор именовал частное трудовое право собственно трудовым в узком смысле слова или социальным правом[467]. Публичное трудовое право, именуемое в русской юридической литературе также собствен­но рабочим, фабричным или промышленным, включает в себя госу­дарственные ограничения, запреты, предписания, влияющие прежде всего на договорную свободу сторон и главным образом работодателя. Сюда же относятся государственный надзор и контроль за соблюде­нием трудового законодательства и разрешение трудовых споров в ус­тановленном порядке. Промышленное право, по словам Л.С. Таля, «составляет нераздельную смесь норм публичного и частного права»[468]. В этой связи трудовые права, их объем, содержание, в соответствии с юридико-позитивистским подходом к природе прав, определяются государством, которое осуществляет по отношению к работнику па­терналистские функции. Один из отцов-основателей трудового права на Западе Г. Зинцгеймер обосновывал необходимость выделения тру­дового права в качестве самостоятельной правовой отрасли, указывал не только на особый объект правового регулирования - зависимый труд наемного работника, но и на особое социальное назначение от­расли. Трудовое право основано на принципе охраны человеческого труда как воплощения человеческой личности. Трудовое право в боль­шей мере учитывает потребности человека труда, чем право собствен­ности и свобода торговли[469].

Таким образом, в качестве общего вывода мы должны отметить следующее.

1. XIX в. — это век формирования, становления и начала обособ­ления самостоятельной отрасли — трудового права, легализации тру­довых прав, которые были основаны на единстве частных и публич­ных начал в правовом регулировании трудовых отношений. Частные и публичные элементы правовой регламентации трудовых отношений сосуществовали и сосуществуют в единстве и взаимодействии. Это происходит не только тогда, когда публичная власть напрямую при­нимает участие в правоотношениях, но и когда она заявляет о своем интересе и вмешивается в правовые отношения между частными ли­цами (работодателем и работником). Частно-публичная дихотомия в праве тесно связана также с основными вопросами философии го­сударства и права, особенно с идеями естественного права и право­вого позитивизма.

2. Доктринальное обоснование права на труд обусловлено реше­нием «основного вопроса» философии государства и права: какие права человека первичны — естественные или позитивные? Право на труд, как и другие трудовые права, — это результат диалектического единства естественных прав человека и позитивных обязанностей го­сударства по обеспечению, гарантированию этих прав. Это означа­ет, что данные права базируются на принципах свободы, равенства, являются по своей природе неотчуждаемыми, неотъемлемыми пра­вами человека. Их можно в этой части причислить к категории ес­тественных прав. С другой стороны, объем, содержательное напол­нение трудовых прав идет по пути их правового опосредования во­лей государства.

<< | >>
Источник: Лушников А.М., Лушникова М.В.. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, - 879 с.. 2009
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 5.1. Становление и развитие учения о трудовых правах (XIX - начало XX в.):

  1. Глава 5. Развитие учения о трудовых правах человека
  2. Тема 6. Политические и правовые учения в странах Европы в период становления и развития гражданского общества (конец XVIII - 1-я половина XIX в.)
  3. 12.1. Становление и развитие учения об источниках трудового права
  4. 14.1. Становление и развитие учения о трудовом правоотношении
  5. 11.1. Становление и развитие учения о принципах трудового права
  6. Становление конституционной монархии в России (конец XIX — начало XX в.)
  7. Государственный строй России в период становления капиталистических отношений (начало XIX в.)
  8. Общественный строй в период становления капиталистических отношений в России (начало XIX в.)
  9. 4.1. Генезис российской науки трудового права (конец XIX — начало XX в.)
  10. 5. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1789 г. (1791 г.). КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ США В КОНЦЕ XVIII-XIX в.
  11. 9. Становление и развитие русской политической и правовой мысли в XI—XIX вв.
  12. Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
  13. Развитие трудового законодательства в XIX-XX вв.
  14. 20.3. Развитие учения о трудовом договоре в постиндустриальную эпоху
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -