<<
>>

3.2. Социальное взаимодействие

Важным достоинством структурно-функциональной модели об­щества, разработанной Т. Парсонсом, являются ее верификация (эм-

пирическая проверяемость) и связь с жизнью каждого отдельного человека.

В рамках этой теории связь между личностью и обще­ством описывается через понятия «социальный статус», «социальная роль», «социальное взаимодействие».

Категорию «социальное взаимодействие» следует признать клю­чевой в теоретических построениях Т. Парсонса, так как и логичес­ки и исторически взаимодействие индивидов между собой предше­ствует образованию общества. Оно выступает как результат, «про­дукт» взаимодействия многих поколений людей. Категория «соци­альное взаимодействие» помогает отразить постоянно изменяющий­ся характер общественной жизни, дает возможность представить ее как процесс.

Социальное взаимодействие — система взаимообусловленных со­циальных действий, связанных циклической зависимостью, при кото­рой действие одного субъекта является одновременно причиной и след­ствием ответных действий других субъектов.

Социальное взаимодействие подразумевает в обязательном по­рядке наличие следующих элементов:

• двух или более субъектов взаимодействия;

• системы взаимных ожиданий;

• целенаправленной деятельности каждой из сторон;

• проводников социального взаимодействия.

1. Субъектами социального взаимодействия могут выступать как отдельные индивиды, так и группы, общности. Субъектом между­народного права всегда выступает государство, а чиновники различ­ного ранга, в том числе президенты, короли, шейхи, лишь представ­ляют интересы государства на высшем уровне. В зависимости от решаемых задач интересы государства могут представлять иные чи­новники: министры, руководители различных ведомств, спортсме­ны и т.д. Если же указанные представители государства совершают частный визит, то они выступают в качестве индивидуальных субъек­тов взаимодействия.

Проблема заключается в том, что, к сожале­нию, чиновники часто путают личный интерес (интерес социальной группы) с государственным. Каждый человек постоянно выступает в качестве субъекта или объекта социального взаимодействия, пере­давая или воспринимая определенные интересы, потребности, мо­ральные, правовые и прочие нормы и образцы поведения. Согласно интеллектуальному и нравственному уровню своего развития, а так­же достигнутому социальному статусу и социальной роли индивид старается выбирать и партнеров социального взаимодействия. По­этому верно подметили наши предки: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

2. Выбирая объект социального взаимодействия, субъект ожида­ет определенного поведения (ответной реакции). От адекватности этой реакции зависят дальнейшее поведение субъекта и форма взаи­модействия его с выбранным объектом. Если реакция отрицатель­ная, связь ограничится социальным контактом (подробнее об этом понятии см. ниже). Если выбранный объект поведет себя индиффе­рентно, т.е. нейтрально, без ярко выраженной позиции, то взаимо­действие может либо состояться, либо все ограничится социальным контактом. И наконец, объект может показать свою заинтересован­ность во взаимоотношениях с субъектом. В таком случае взаимодей­ствие сторон, вероятнее всего, будет серьезным. Важно подчерк­нуть, что ожидания всегда носят взаимный характер. Идя на встре­чу с незнакомым человеком, вы ожидаете от него поведения, адек­ватного целям и задачам встречи, а также нравственно-правовым нормам, принятым в той социальной группе (обществе), к которой вы принадлежите. Но и ваш партнер, идя на эту встречу, вправе ожидать от вас того же. Поэтому предварительно человек всегда мысленно проигрывает ситуацию ожидаемого взаимодействия в за­висимости от складывающейся ситуации.

Человек, имея несколько статусов и играя, соответственно, различные социальные роли, адаптирует к ним и систему взаим­ных ожиданий. Выступая в роли следователя, например, человек перед допросом строит ожидаемую картину взаимодействия с под­судимым.

Но тот же следователь, готовясь к встрече с тем же человеком, но уже оправданным судом или отсидевшим срок и выступающим теперь в роли обычного гражданина государства, вправе ожидать от этого контакта совсем иных формы и содержа­ния. То же самое касается и человека, выступающего сначала в роли преступника, а впоследствии законопослушного граждани­на. По мере углубления взаимоотношений между субъектами их взаимные ожидания становятся более определенными, устойчи­выми и предсказуемыми.

3. Деятельность обеих сторон в системе социального взаимо­действия всегда целенаправленна. Если мышление человека не на­рушено, оно всегда конкретно и носит избирательный характер. В данном случае нас интересует деятельность индивидов с точки зре­ния социального взаимодействия. Мы можем констатировать его лишь тогда, когда деятельность двух изолированных субъектов на­правлена друг на друга. Односторонняя социальная деятельность остается социальным действием до тех пор, пока ее социальный вектор не пересечется с целенаправленной деятельностью другого индивида.

Социальное действие — простейший элемент любого вида соци­альной деятельности людей. Любое социальное взаимодействие так-

же состоит из этих «первокирпичиков». В социологии первым ис­пользовал данное понятие М. Вебер[9]. Под социальным действием ученый понимал действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешатель­ству или терпеливому принятию), которое, по предполагаемому дей­ствующим лицом или действующими лицами смыслу, соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Главное, под­черкивает в своем определении Вебер, осознанность деятельности индивида и ее ориентированность на других индивидов (целена­правленность).

Анализируя данное определение, некоторые авторы (напри­мер, С. Фролов) приходят к выводу, что нельзя называть соци­альными действиями поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, вещные объекты. Например, изготовление ору­дий труда, рыбная ловля, охота сами по себе не являются соци­альными действиями, если они не соотносятся с поведением дру­гих людей.

Рациональным, осознанным и целенаправленным мо­жет быть только социальное действие, т.е. действие человека как общественного существа, отражающего определенные обществен­ные отношения. Некорректно рассматривать человека изолирован­но от общества. Действия человека есть отражение, выражение, результат развития его социальной сущности. Нельзя брать ото- рванно факт изготовления орудий труда, рыбную ловлю, охоту вне исторического развития (в данном случае не учитывая, что все эти действия — результат общественного разделения труда). Самоубийство также всегда результат неудачно сложившихся для индивида социальных обстоятельств. Исследованиям причин дан­ного социального явления много внимания уделял другой извест­ный социолог — Э. Дюркгейм.

М. Вебер приводит в пример столкновение двух велосипедис­тов как образец несоциальных действий. Этот пример, на наш взгляд, не совсем корректен. В нем смешаны два понятия, два уровня материального мира: физический и социальный. Когда М. Вебер утверждает, что случайное столкновение двух велосипедистов мо­жет быть не более, чем происшествием, подобно явлению приро­ды, но попытка избежать столкновения, брань, следующая за столк­новением, потасовка или мирное урегулирование конфликта — это уже социальное действие, он смешивает механическое действие — столкновение велосипедов с социальным действием — столкнове­нием велосипедистов как индивидов. Сам по себе факт столкнове­ния велосипедов, имеющих определенную массу и определенную скорость, — предмет физики. Социология же, еще раз подчеркнем это, рассматривает факт взаимодействия велосипедистов как соци­альных индивидов. Хотя отделить природное от социального, осо­бенно в системе причинно-следственных связей и отношений, иног­да действительно трудно. Но для того и существует методология науки, чтобы упорядочить различные виды действия.

Требование М. Вебера считать социальными только полностью осознанные действия, ведущие к рациональному поведению, не­корректно именно с точки зрения методологии. Если в отношении к различным формам действия М. Вебер верно отмечает относи­тельность границ, то при рассмотрении сознательного он пытается вывести его за грань реальности. А в реальности понятие социаль­ного так же многогранно, как и любое социальное понятие. По­этому, чтобы понять любое социальное действие, необходимо вклю­чить его в социальный контекст. В зависимости от того, каким будет социальный контекст, социальная позиция рассматривающе­го социальное действие субъекта, таким будет и результат. Как правило, при анализе социального действия выделяют следующие основные элементы:

• действующее лицо;

• потребность в активизации поведения;

• цель действия;

• метод действия;

• другое действующее лицо, на которое направлено действие;

• результат действия.

Изучение генезиса и структуры социального действия позволя­ет лучше понять сущность взаимодействия индивидов в семье, груп­пе, коллективе. Руководители коллективов, желающие, чтобы их предприятие или организация работали эффективнее, приглашают в штат организации социолога — специалиста в области социаль­ной организации труда.

По сути, любая социальная деятельность индивидов всегда стре­мится (ожидает) пересечься с иной целенаправленной деятельнос­тью в силу ее общественного характера. Напомним, что в основе любой социальной деятельности лежат общественные отношения. Поэтому, строго говоря, любая деятельность становится целенап­равленной лишь благодаря наличию цели. Нет цели — нет и пред­мета деятельности. Деятельность подразумевает цель. Цель опреде­ляет (целенаправляет) деятельность, придает ей форму и наполняет содержанием.

4. Еще одним необходимым элементом социального взаимодей­ствия является система проводников социального взаимодействия, или, иными словами, система посредников. Под проводниками социаль­ного взаимодействия принято понимать систему знаков (опорных точек): язык, жесты, алфавит, цифры, предметы быта, т.е. все то, с помощью чего люди общаются друг с другом.

Общество в процессе своего развития опредмечивает окружаю­щую его природу. Природа же выступила первопричиной, заставив­шей людей искать способы сосуществования. Жесты, звуки, особого рода взгляды друг на друга помогали нашим предкам совместно противостоять природе. Конечно, самым могучим социальным проводником в современном мире является язык. Именно поэтому все гуманитарные науки рассматривают язык под разными углами зрения. Социологию язык интересует именно как важнейший эле­мент системы социального взаимодействия между индивидами.

Мы уже подчеркивали выше, что система социального взаи­модействия индивидов имеет очень сложную и многогранную структуру. Взаимодействие можно рассматривать с разных точек зрения. Одним из важных факторов при анализе понятия «взаи­модействие» является временной интервал. Понятие «взаимодей­ствие», с точки зрения развития, отражает процесс, включающий такие основополагающие понятия, как социальные контакты, со­циальные отношения.

Под социальным контактом в социологии принято понимать тип кратковременного, легко прерываемого социального взаимодей­ствия, вызванного соприкосновением людей в физическом и соци­альном пространстве.

Человек ежедневно вступает в огромное количество социальных контактов: на улице, в метро, покупая жетон или предъявляя де­журному документ, в магазине и т.д. Социальные контакты также можно разделить по разным основаниям. Наиболее четко выделены типы социальных контактов у С. Фролова[10]. Он структурировал их в следующем порядке.

1. Пространственные контакты. Они помогают индивиду оп­ределить направление предполагаемого контакта и сориентировать­ся в пространстве и во времени. Это первоначальный и очень зна­чимый момент любого социального взаимодействия. Не будь его, мы утонули бы в море информации. Проводя «рекогносцировку», люди вносят определенность в свои действия. Определяясь, человек отсеивает ненужные, но возможные социальные контакты, избегая их. С. Фролов, солидаризируясь с социологами Н. Обозовым и Я. Щепаньским, различает два типа пространственных контактов:

• предполагаемый пространственный контакт — когда поведе­ние человека изменяется в силу предположения о присутствии ин­дивидов в каком-либо месте. Такой контакт иначе называют опо­средованным. Например, зная, что есть желающие поступить в Мос­ковский университет МВД России, ответственный за данную работу дает объявление в средства массовой информации;

• визуальный пространственный контакт, или контакт «молча­ливого присутствия», — когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. В психологии аналогично используется термин «публичный эффект», отражаю­щий изменение поведения индивида под влиянием пассивного при­сутствия других людей.

2. Контакты заинтересованности. Данные контакты подчерки­вают социальную избирательность нашего выбора. При «рекогнос­цировке» в социальном пространстве человек, как правило, мыслен­но перебирает в памяти все вероятные кандидатуры, которые могли бы помочь ему достичь желаемого результата. В зависимости от ситуации, социального качества, необходимого для контакта, объек­ты могут резко отличаться. Например, при нападении на вас вы будете для своей защиты искать человека с хорошим физическим здоровьем или обладающего властью. При желании узнать местона­хождение какого-либо объекта вы вряд ли обратитесь к иностранцу или малолетнему ребенку. Решив создать семью, тоже будете искать человека, импонирующего вам по своим социальным, физиологи­ческим, психологическим и интеллектуальным данным. Такой кон­такт может быть односторонним и двусторонним, очным и заоч­ным, приводить к позитивному и негативному результату.

Контакты заинтересованности побуждают человека раскрывать свои потенциальные возможности, скрытые в нем до поры до вре­мени. Одной из главных задач в преподавании любого предмета является задача помочь выявить и всесторонне развить скрытые возможности каждого студента. Иногда студент и сам не подозрева­ет о наличии у него некоторых возможностей. Лишь заинтересовав­шись, увлекшись предметом, он идет на контакт с преподавателем. Контакт заинтересованности может продолжаться, а может и пре­рваться в зависимости от множества фактов и обстоятельств, таких, например, как:

• сила и важность для личности актуализированного мотива и, соответственно, сила интереса;

• степень взаимности интересов;

• степень осознания своего интереса;

• окружающая обстановка.

Контакты заинтересованности раскрывают лучшие, глубинные черты личности, а также социальных групп, объединений, институ­тов, к которым она принадлежит.

3. Контакты обмена. Это уже более высокая ступень в стремле­нии индивидов к социальному взаимодействию. Здесь индивиды начинают вступать в кратковременные отношения, обмениваясь ка­кой-либо, пока нейтральной, информацией, предметами, уделяя друг другу знаки внимания. Главное, что подчеркивают при анализе дан-

ного вида контактов, — это отсутствие в действиях индивидов цели изменить поведение или иные социально значимые характеристики друг друга, т.е. внимание индивидов акцентируется не на результате связи, а на самом процессе. Индивиды выступают по отношению друг к другу не как личности, а как носители определенных соци­альных качеств, совпадающих с ожидаемыми требованиями партне­ра. Индивид вступает в контакт с одним из многих, обладающих подобными качествами. Этот выбор носит пока поверхностный, слу­чайный характер и может в любой момент измениться. Я. Щепань- ский в своей работе «Элементарные понятия социологии» (1969) приводит показательный пример с покупкой газеты. Первоначально у индивида на основании вполне определенной потребности возни­кает пространственное видение газетного киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и про­давцом, после чего совершается обмен денег на газету. Контакты развиваются на базе одного основания — потребности в приобрете­нии газеты. Личность продавца нас пока интересует только в связи с необходимостью обмена денег на газету. При повторении соци­альные контакты могут приводить к возникновению более слож­ных видов социальных взаимосвязей, обращенных не на предмет, а на человека.

Высшей формой (результатом, следствием) социального взаимо­действия являются социальные отношения. В отличие от категории «социальное взаимодействие», отражающей общественную жизнь как процесс, понятие «социальные отношения» позволяет вычленить «ус­тойчивость», «статичность» в динамике сплошных взаимопереплете­ний в деятельности преследующих свои цели индивидов. Данное понятие отражает осознанные и чувственно воспринимаемые после­довательности повторяющихся социальных взаимодействий, соот­несенные по смыслу друг с другом и характеризующиеся устойчи­выми образцами поведения. Еще раз обратим внимание на то, что данное понятие отражает устойчивые образцы поведения, т.е. по­зволяет анализировать взаимоотношения между индивидами в их определенности, в развитом состоянии или, как мы уже говорили, в состоянии зрелости органического целого. Каждый человек застает социальные отношения такими, какие они есть в данный истори­ческий период, и поскольку человек — существо общественное, он обязательно в них включается, выделяя из социальных отношений те, которые дают ему возможность реализовать себя наиболее пол­но. Кроме того, личность не только продуцирует, отражает действи­тельность, но активно вмешивается в социальные отношения, изме­няя их. Поэтому можно сказать, что человек, с одной стороны, интегрирует в себе социально значимые для него экономические, политические, идеологические и социальные отношения современ­ного ему типа общества, а с другой — активно влияет на эти отно­шения посредством различного вида социальных контактов и отно­шений с другими индивидами. Социальные отношения, преломля­ясь в призме социальной деятельности индивидов, превращаются в их социальные качества.

Под социальным качеством человека в социологии понимают совокупность элементов, взаимосвязанных между собой определен­ным образом и обусловленных типом социального взаимодействия личности с другими людьми в конкретных исторических условиях.

Совокупность социальных качеств индивида, проявляющаяся в процессе социального взаимодействия, формирует определенный социальный тип личности. Понятие «социальный тип личности» отражает, таким образом, результат социальных отношений. Каж­дый человек, являясь представителем тех или иных социальных общностей, групп, организаций, вступая в огромное количество социальных контактов, взаимодействуя с окружающими его людь­ми, формируется как личность. Чем более включается человек в общественные отношения, тем более его личное «Я» подчиняется «общественному» и тем более выдающейся личностью он стано­вится. Ярким примером подчинения личной жизни интересам об­щества является жизнь великих людей: К.Э. Циолковского, В.А. Мо­царта, И.Т. Ньютона и других. Спектр общественных отношений очень разнообразен и многогранен, поэтому и развитию человечес­кой личности нет предела. Но социальные отношения не аморфны. Общество на протяжении тысячелетий упорядочивало их, отказы­ваясь от противоречащих развитию и закрепляя те, которые помо­гали формированию личности на определенном этапе истории. Про­цесс выделения и закрепления определенных общественных отно­шений, социальных норм, правил, статусов и ролей, приведения их в систему, ориентированную на удовлетворение существенных для общества (на данном историческом этапе развития) обществен­ных потребностей, определяется в социологии как процесс инсти- туционализации (о нем мы подробнее поговорим ниже).

Ключевые слова и выражения:

Социальное взаимодействие, субъекты взаимодействия, взаимное ожидание, проводники социального взаимодействия, социальная связь, социальный контакт, социальное действие, социальное от­ношение, социальное качество, социальный тип личности.

<< | >>
Источник: Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И.. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, — 398 с.. 2011

Еще по теме 3.2. Социальное взаимодействие:

  1. 2. Собственно социальные процессы
  2. Основные принципы и направления политики занятости в либеральных социальных государствах (на примере США)
  3. Основные принципы и направления политики занятости в консервативных социальных государствах (на примере Германии)
  4. 4. Принцип социального партнерства.
  5. 4.4. Социальное доверие как фактор институциональной эффективности экономических форм организации занятости
  6. 4.6. Интерпретация форм социального доверия на основе сравнительных сопоставлений индекса коррупции и политической свободы граждан в разных странах
  7. Общество и социальные институты
  8. Социальный статус и социальное взаимодействие
  9. Общество и социальные институты
  10. Социальный статус и социальное взаимодействие