6.4. Развитие семейно-брачных отношений в России
Традиционному и современному обществу соответствуют две различные модели воспроизводства населения (репродуктивного поведения) и семейно-брачных отношений, отражающиеся в терминах «традиционная семья» и «современная семья»[12].
Традиционная семья — это семья, основанная на принципах традиционного общества с родственно-семейной организацией жизни.
Современная семья — это семья, существующая в условиях современного индустриального общества.
Сопоставим два данных типа семьи по ряду существенных признаков.
1. Для традиционализма (фамилизма) характерен родственно- семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью. В современной семье родство отделяется от социально- экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида.
2. Основная экономическая единица аграрного общества — семейное домохозяйство, где, как правило, все взрослые работают дома, и не за плату, а на себя. Современная модель семьи, в том числе и российской, связана с разделением дома и работы. В современном обществе происходит переход от семейного производства к семейному самообслуживанию. Сегодня наемный труд на предприятиях оплачивается независимо от статуса индивида в семейно- родственной иерархии. Семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), но перестает быть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионах развивается потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность помимо гигиенических и физиологических процессов дополняется потреблением услуг различных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи вне дома.
Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины,участвующие в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство.
3. Незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными общностями при традиционализме контрастирует с резким размежеванием дома и внесемейного мира, семейной первичности и обезличенности отношений во внешнем окружении в условиях модернизации.
4. Социальная и территориальная мобильность, связанная при традиционализме с тем, что сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца, отличается от внесемей- ной мобильности сыновей и дочерей на стадии индустриализации.
5. Система ценностей фамилизма, в иерархии которой первые места занимают такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вклада в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере модернизации становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система семьецентризма уступает место системе эгоцентризма.
6. Происходит переход от централизованной расширенной семей- но-родственной системы, состоящей из трех поколений, при доминировании старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида (депривация личности от семьи, изоляционизм).
7. Наблюдается переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.
8. «Закрытая» система выбора супруга сменяется «открытой», основанной на межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты, хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепляемых брачным контрактом.
9. Происходит переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т.е. к предупреждению и прерыванию беременности. Этот переход устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни посредством приближения к физиологическим границам — срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака.
10. Квинтэссенцией и интегральным выражением всех перечисленных выше изменений в семейно-брачных отношениях является переход от эры стабильной системы норм многодетности к эре постепенного исчезновения многодетной семьи с исторической сцены.
Реальные изменения семейных структур в ХХ в. на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе спонтанного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и даже бездетности), повышения разводимости и падения брачности, и пока не видно каких-либо биологических и стихийных социальных «защитных механизмов», которые могли бы остановить эти тенденции на безопасном для общества уровне.
Семейная политика в России всегда находилась под жестким контролем государства и была тесно связана с социальной жизнью. Еще в конце XIX в. население царской России в большинстве своем было крестьянским. В канун Первой мировой войны, в 1913 г., городское население составляло лишь 18%. Да и сами города порой было трудно отличить от сел — три четверти населения были заняты в сельском хозяйстве. Индустриализация экономики обходила Россию стороной (городское население превзошло по численности сельское лишь в 1962 г.). Основу крестьянской семьи составляли мир, или община, в которую, как в местное правительство, входили главы семей. Община владела земельными угодьями и периодически перераспределяла их между семьями пропорционально числу женатых в семье, отметим, что женщины и холостые мужчины в расчет не принимались.
Глава семьи определялся в соответствии с порядком наследования по мужской линии как представитель семьи в общине; домохозяин был обязан платить налоги и подати, поставлять рекрутов на военную службу.
Именно он распоряжался имуществом в семье, руководил хозяйственными полевыми работами, был арбитром в спорах.В начале XIX в. в средней русской семье насчитывалось от 25 до 30 человек. К концу XIX — началу ХХ в. этот тип семьи постепенно стал уходить в прошлое. Усилилась тенденция к обособлению молодых семей. Женатые сыновья создавали свои домашние очаги, и по переписи 1897 г. в европейской части России средняя численность семьи составляла уже 5,9 человека.
Как и в любом другом патриархальном иерархическом обществе, в русской крестьянской общине мужчины главенствовали над женщинами, старшие — над младшими, женатые — над холостыми. Тот, кто не состоял в браке, вообще не считался полноценным членом общества. Брак был главным условием доступа к землевладению. Благодаря этому по числу браков Россия стояла на первом месте в Европе. По данным переписи 1837 г., на селе в возрасте от 40 до 50 лет оставались незамужними только 4% женщин и неженатыми — 3% мужчин. Не вступали в брак те, кто шел в монастырь, а также физически и умственно неполноценные.
В среднем в одном браке крестьянка рожала от 8 до 10 детей, из которых примерно треть умирала, не достигнув одного года. Из-за
высокого уровня смертности было распространено вдовство, но многие овдовевшие вновь вступали в брак. Вдовцу была нужна новая жена, чтобы воспитывать детей, оставшихся без матери, помогать в ведении хозяйства. Вдова же становилась тяжелой обузой для семьи, поскольку, не имея возможности пользоваться землей покойного мужа, была обречена на нищету. Жизнь ставила существование семьи в жесткие рамки. Вне семьи выжить было почти невозможно.
Огромную роль в жизни семьи играла Православная Церковь: она устанавливала нравственные критерии, фиксировала в приходских книгах акты гражданского состояния, освящала своей обрядностью брак, рождение и смерть.
С развитием машинного производства традиции патриархальной русской семьи начинали постепенно разрушаться. Господство патриархальных, общинных отношений все больше уступало место традициям индивидуализма и отчуждения.
Глобальные, сущностные изменения, произведенные революцией 1917 г., подвергли деформации и социальный институт семьи. Патриархальный уклад пришел в противоречие с лавинообразным втягиванием в общественную жизнь всех членов семьи. Государство попыталось изменить семью, взяв на себя ее сущностные функции. Суперэтатизация (сверхогосударствление) всей социальной жизни страны разрушительно сказалась на семье и семейных ценностях. Великая Отечественная война также отразилась на семейной политике государства.
К середине 60-х годов социальный институт семьи оказался значительно подорванным. За решением глобальных государственных задач как-то забылись задачи повседневные. Пионерские лагеря, дома пионеров, базы отдыха создавали условия для развития детей, их оздоровления, но другая сторона семейных отношений — финансово-бытовая — создавала почву для взаимных упреков и раздоров. Уровень разводимости в России в 50, 60, 70-е годы постоянно рос. Максимум был достигнут в 1979 г. — 594 тыс. разводов. В 80-е годы число разводов оставалось практически неизменным, но с началом перестройки баланс был снова нарушен, социальное положение граждан пошатнулось, и в 1991 г. число разводов увеличилось и составило 598 тыс. Сегодня более 40% браков заканчиваются разводом. Важно заметить, что, несмотря на относительную стабилизацию числа зарегистрированных разводов в 80-е годы, перепись 1989 г. показала заметный рост по сравнению с 1979 г. численности разведенных и разошедшихся, не вступивших в новый брак: мужчин — с 1,81 до 2,85 млн человек, женщин — с 4,31 до 5,15 млн человек.
В 1989 г. на каждые 100 разводов приходилось лишь 58 браков разведенных мужчин и 54 — женщин. В России частота разводов в однодетных парах в 2,5 раза выше, чем в двухдетных, в 5,2 раза выше, чем в семьях с тремя и более детьми, в 1,8 раза выше, чем в семьях без детей до 18 лет.
К сожалению, когда развод приобретает массовый характер, становится типичным явлением, общественное мнение начинает признавать его нормой поведения. В современных условиях (особенно в больших городах) высокая частота разводов становится фактом, морально приемлемым для многих людей. В результате, по данным переписи 1989 г., из 40 млн детей и подростков 7 млн (т.е. 17,6%) жили как минимум без одного из родителей. Из них 4,5 млн (11,2%) воспитывались в неполных семьях.
В мае 1993 г. была принята Концепция государственной семейной политики Российской Федерации. Формально она была приурочена к 1994 г., объявленному Международным годом семьи. Реально же документ носит чисто конъюнктурный характер. Главное его содержание направлено на решение краткосрочных, сиюминутных задач; это латание дыр, а не создание системы. В частности, документ предусматривает улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактику бедности, поддержку малоимущих семей и инвалидов. Но, в нем не сказано ни слова о долгосрочных обязательствах государства, о механизмах реализации поставленных задач. Как правило, все социальные программы, одобряемые федеральными органами, так и остаются только на бумаге. По мнению большинства социологов, занимающихся проблемами семьи в России, проводимая государством семейная политика не имеет никакого отношения к действительной семейной политике.
Семейная политика — это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, направленная на возвращение семье органически присущих ей социальных функций, создание экономических механизмов поддержания и укрепления семьи как социального института, укрепление семейного образа жизни.
Политика государства, заботящегося о будущем России, должна иметь долгосрочный план вывода семьи из кризисного состояния. В связи с этим отрадно отметить, что в 1997 г. произошло увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни. По предварительной оценке специалистов, средняя продолжительность жизни увеличилась на один год и составила 66,9 года, в том числе у мужчин соответственно на 1,2 года и 61 год, у женщин — на 0,6 года и 73,1 года. Однако по-прежнему сохраняется значительный разрыв в ожидаемой продолжительности жизни полов — 12 лет (в развитых странах эта разница не превышает 6—8 лет).
Как позитивный можно отметить и факт, связанный с некоторым улучшением ситуации с семейно-брачными отношениями. Количество зарегистрированных в органах ЗАГС браков за 1997 г. по-
высилось на 50,7 тыс., или на 5,9%, в то же время число разводов снизилось на 24,0 тыс., или на 4,3%. Соответственно улучшилось и соотношение расторгаемых и заключенных браков — 587 против 649.
И все же, несмотря на определенные позитивные сдвиги, вызванные некоторой стабилизацией общественных отношений, в целом обстановка в России остается крайне напряженной и неустойчивой. Неблагополучное положение с рождаемостью сложилось в большинстве регионов европейской части страны, где в 2002 г. на каждую тысячу населения пришлось не более восьми, а в Ленинградской, Ивановской, Московской, Тульской областях и Санкт- Петербурге — не более семи новорожденных.
По предварительной оценке специалистов, в 1997 г. среднероссийский показатель суммарной рождаемости, отражающий уровень воспроизводства населения, составил на 100 женщин 123 родившихся против 215, что необходимо для простого численного замещения поколений родителей их детьми.
Таким образом, можно констатировать наличие целого ряда тенденций, неблагоприятно влияющих на развитие семейно-брачных отношений в России. Последствия же сегодняшнего кризиса семьи будут ощутимы в течение нескольких поколений.
Ключевые слова и выражения:
Традиционная семья, современная семья, семейная политика.
Контрольные вопросы
1. Дайте социологическое определение семьи.
2. Каково соотношение понятий «семья» и «брак»?
3. Как соотносятся понятия «семья» и «родство»?
4. Какие функции семьи являются специфическими?
5. Какие функции семьи считаются неспецифическими?
6. Из каких стадий складывается полный жизненный цикл семьи?
7. По каким основаниям разделяются виды брака в социологии?
8. Какие исторические формы брака существовали в истории человечества?
9. Какие типы семьи выделяются в социологии?
10. По каким основаниям различаются традиционный и современный типы семьи?
Еще по теме 6.4. Развитие семейно-брачных отношений в России:
- 3. Развитие рыночных отношений в России
- 4.3. Развитие товарно-денежных отношений в феодальной России XV-XVIII вв.
- Типология рынка. Основные направления развития рынка в переходной экономике России
- Деньги как развитая форма товарных отношений
- 84. Особенности советского права и государственного устройства в годы Великой Отечественной войны. Семейно-брачное право по указу ПВС СССР от 8 июля 1944 г
- 84. ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО ПРАВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. СЕМЕЙНО-БРАЧНОЕ ПРАВО ПО УКАЗУ ПВС СССР ОТ 8 ИЮЛЯ 1944 г.
- Семейно-брачное право
- 5. Развитие системы антимонопольного регулирования в России
- §1. Становление и развитие коммерческого права на территории России
- 2.7. Семейно-брачные отношения в МЧП
- Вопрос 2. Основные этапы развития семейного права