<<
>>

Интеллигенция

Понятие "интеллигенция" ("интеллектуалы") не имеет четкого и обще­принятого определения. Причиной этого является крайняя разнородность во многом условного социального слоя, обозначаемого данным понятием.
Если считать принадлежащими к "интеллигенции" людей, занятых интеллектуаль­ным трудом, то придется причислить к одной социальной группе (или слою) и менеджеров, и врачей, и юристов, и министров, и журналистов, и библиотека­рей, и политтехнологов. Список можно продолжать бесконечно: в современ­ном обществе количество "интеллектуальных профессий", предполагающих, что их представители имеют дело с "идеями", а не "вещами", постоянно возрас­тает. При этом характер деятельности, основные интересы, образ жизни у ме­неджера и учителя, врача и прокурора, журналиста и банковского служащего совершенно различны. Очевидно и то, что не все представители "интеллекту­альных профессий" могут рассматриваться в качестве субъектов культурного творчества. Деятельность большинства из них достаточно рутинна, и подразу­мевает не столько творчество, сколько конформизм и даже ритуализм.

Субъектами же культурного творчества должны быть признаны те, кто производит нечто новое - не только для себя и своего непосредственного окру­жения, но и для других групп и общества в целом. Интеллигенция как субъект культурного творчества - это довольно аморфная общность людей, профес­сионально занятая производством и распространением идей, верований, пра­вил, авторитетных мнений. Любой из представителей перечисленных выше профессий может быть причислен к интеллигенции, если попытается создавать новые идеи и распространять их.

Одним из первых исследователей феномена интеллигенции и ее роли в обществе был К. Мангейм. Сущностью интеллигенции, по мнению Мангейма, является ее "специфическое отношение к культуре".

Для интеллигенции в лю­бую эпоху большее значение имеет её "жизнь в культуре" как смысловой ре­альности, нежели жизнь в сфере непосредственных прагматических интересов и потребностей. Этим обусловлена свобода интеллигенции, ее более широкий, чем у других социальных слоев, кругозор. Именно благодаря своей свободе от непосредственных жизненных проблем интеллигенция может заниматься куль­турным творчеством.

Для Мангейма бытие интеллигента в качестве "культурного человека", само возникновение этой специфической социальной группы, обусловлено не-

II п п ,,137

сколькими "разделениями" или "различениями" .

1. Разделением физического и умственного труда, которое стало возмож­ным лишь на определенном этапе общественного развития, социальной диффе­ренциации. Следует отметить, что умственный труд часто считался более по­четным, чем физический, но такая оценка не универсальна.

2. Различение между "свободными профессиями" и "оплачиваемыми профессиональными занятиями". Свободные профессии (слово "профессия" не совсем точно передает суть явления, возможно, более точным было бы слово " занятия") подразумевают художественную или интеллектуальную деятель­ность - ради самой этой деятельности, а не ради материального вознагражде­ния. Понятно, что заниматься "свободными профессиями" может тот, кто имеет средства к существованию. Профессиональные занятия, в чем бы они не заклю­чались, подразумевают вознаграждение за труд. Не во всех обществах это раз­личие отчетливо выделяется. Там, где оно существует, "свободные профессии"

- показатель престижа, высокого статуса, которым обладают те, кто ими зани­мается.

3. Различение между "образованными" и "необразованными" людьми. "Образованность" сама по себе придает определенный вес суждениям. Человек, претендующий на то, чтобы "учить" и "наставлять" других, должен быть более компетентен, чем они.

Образованность воспринимается как необходимая пред­посылка авторитетности суждений лишь в тех обществах, где появляется сам феномен образования и осознается его ценность.

Следует отметить, что массовость, общедоступность образования в со­временном обществе, утрата "ореола избранности" образованными людьми, во многом обесценивает значение образованности как предпосылки авторитетно­сти суждений.

Влияние и статус интеллигенции, также как и её численность неодинако­вы в разных обществах и разные эпохи. Функции интеллигенции также обу­словлены социальным контекстом. Массовость и влиятельность интеллигенции

- характерная черта современного общества, поэтому мы сосредоточимся именно на описании специфики и социальных функций интеллигенции совре­менной.

Какие факторы привели к формированию массового слоя интеллигенции и росту её культурного влияния? В первую очередь, следует отметить значение секуляризации общества. Утрата религией доминирующего положения в куль­туре привела к образованию "смыслового вакуума", заполнить который должны были новые "творцы смыслов и ценностей". Другим фактором стало развитие науки и образования, связанное с индустриализацией и её социально- экономическими последствиями. Ученые и специалисты-профессионалы с высшим образованием становятся всё более многочисленной и влиятельной группой общества. Наконец, следует отметить возникновение СМИ и массовой культуры, начало истории которых восходит к изобретению печатного станка. Среди современных творцов идей и мнений популярные писатели, журналисты и публицисты занимают важное место. Интеллигенция, сложившаяся в резуль­тате действия названных факторов неоднородна и включает разные группы. В частности, можно выделить ученых и, условно говоря, "мастеров слова".

Ученые создают новое знание, что позволяет увеличивать технологиче­ские возможности человека, улучшать материальные условия существования. Интеллектуальное воздействие этой группы на другие группы и общество в це­лом не прямое, а опосредованное.

Технические новации, новые лекарства могут иметь огромные последствия для общества, но уже в качестве материальных артефактов. "Идеи" же, стоящие за этими артефактами, большинству людей не­известны и непонятны. Сложность и недоступность специализированного на­учного знания и реальное могущество, которое оно дает, нередко вызывает у рядового обывателя чуть ли не суеверный страх перед наукой. Массовое созна­ние приписывает ученым сверхъестественные возможности, что находит во­площение в распространенных в массовой культуре сюжетах о "помешанных гениях-злодеях" или, напротив, "хороших гениях", спасающих цивилизацию от неминуемой гибели силой своего интеллекта. Следует отметить, что некоторые открытия революционного характера способны оказать непосредственное и глубокое воздействие на культуру эпохи. Примерами могут служить теория эволюции Ч. Дарвина и теория относительности А. Эйнштейна, имевшие не только практическое, но и мировоззренческое значение.

Идеи и мнения, продуцируемые публицистами, писателями и журнали­стами (к этой же группе следует отнести ученых, если они пропагандируют свои идеи за пределами научного сообщества) - напрямую воздействуют на мнения людей, формируют эти мнения. При этом последствия распространения новых идей часто не менее значимы, чем последствия научных открытий и тех­нических изобретений. Данную группу интеллигенции следует назвать гумани­тарной интеллигенцией, в то время как первую, - научной.

Роль, функции и происхождение двух этих групп современной интелли­генции различны. Гуманитарная интеллигенция исторически возникла раньше научной. К её представителям мы можем отнести Вольтера и Д. Дидро, В.Белинского и Н.Чернышевского, а также множество подобных исторических персонажей, занимавшихся литературным творчеством и публицистикой. На­учная интеллигенция (имеется в виду именно социальный слой, а не отдельные одиночки-энтузиасты) сформировалась в результате превращения науки в " производительную силу" общества, и произошло это лишь в XIX - начале ХХ вв.

Деятельность научной интеллигенции связана с реализацией прагмати­ческих целей. Но при этом сам научный поиск нередко воспринимается пред­ставителями данной группы как самоцель. Создателей атомной бомбы интере­совали в первую очередь не практические последствия их изобретения, а новые знания и возможность найти решение интересной технической проблемы. Представители научной интеллигенции, как правило, интегрированы в сло­жившуюся социальную структуру и решают конкретные задачи: совершенст­вуют организацию труда, повышают эффективность вакцины от гриппа, увели­чивают точность наведения новых крылатых ракет и т.д. Научная интеллиген­ция, в целом, не заинтересована в социальных и культурных изменениях, хотя своей профессиональной деятельностью может способствовать этим изменени­ям. К этой же группе интеллигенции относятся и представители обществен­ных наук, если их интересы лежат в сфере научного поиска и решения конкрет­ных задач. Однако, если представитель научной интеллигенции вдруг займется решением мировоззренческих проблем и обратится к достаточно широкой ау­дитории, то он, условно говоря, "превратится" в представителя интеллигенции гуманитарной. Естественно, что различие между научной и гуманитарной ин­теллигенцией - типологическое, и вовсе не подразумевает наличия непроходи­мой границы между этими "подгруппами" интеллектуалов.

Гуманитарная интеллигенция существует для производства и распростра­нения идей и смыслов, которые не связаны с прагматическими, утилитарными целями. Она комментирует и критикует сложившийся социальный порядок, публично обсуждает нравственные, моральные, мировоззренческие проблемы. (Следует отметить, что во многом благодаря деятельности гуманитарной ин­теллигенции осознается само наличие подобных проблем). При этом её "крити­цизм" нередко вызывает раздражение и со стороны массовой аудитории, и со стороны представителей "истеблишмента", а также среди представителей мира официальной науки. Можно сослаться на таких известных исследователей, как

138

А.

Гелен, Д. Белл, И. Шумпетер, Х. Шельски . Эти авторы подвергли совре­менную интеллигенцию критике, получившую широкий резонанс в западной науке. Блестящий анализ особенностей социального положения и типа мышле­ния российской интеллигенции как основной "движущей силы" отечественного революционного движения дал Н.А. Бердяев в работе "Истоки и смысл русско­го коммунизма".

Социальное положение гуманитарной интеллигенции делает её отчасти независимой, автономной по отношении к сложившемуся социальному устрой­ству. Её функция - говорить и мыслить, а не производить и управлять. "Куль­турный капитал", которым она обладает, позволяет ей считать себя способной выносить квалифицированные суждения. Позиция независимого "наблюдате­ля", не включенного непосредственно в практическую деятельность, дает воз­можность интеллигенции "экспериментировать" с идеями, а также верить в их преобразующую силу, нередко упуская из виду возможное "сопротивление ма­териала" - социальной и культурной среды. Влияние гуманитарной интелли­генции на общество не стоит недооценивать. Идеи Ж.Ж. Руссо и К. Маркса ока­зали на ход исторического развития не меньшее воздействие, чем овладение энергией атома.

Гуманитарная интеллигенция может быть и "охранительной" - выступать в качестве защитника традиций и устоев, существующего социального порядка. В этом качестве она всегда востребована властью, нуждающейся, как мы отме­чали выше, в идейном обосновании своего господства и сохранении "status quo". "Интеллектуальные поединки" представителей критической и охрани­тельной гуманитарной интеллигенции сыграли большую роль в истории куль­туры Европы и России эпохи Нового времени.

Подводя итог, можно сказать, что функцией научной интеллигенции яв­ляется производство и использование идей в прикладном, утилитарном аспекте, а функция гуманитарной интеллигенции - быть "самосознанием" общества, в котором она существует, вырабатывать общие духовные ориентиры в условиях мировоззренческой и нормативной неопределенности.

Специфической группой интеллигенции является интеллигенция художе­ственная, сфера деятельности которой - искусство. Отношение к этой группе исторически изменчиво. Художники ценились не всегда. Восхищение пре­красными творениями искусства вовсе не обязательно подразумевало почтение к их создателям. Художник вполне мог быть рабом, ремесленником или нахо­дится "на содержании" у представителей аристократии. Художественное твор­чество было осознанно как ценность, а художник получил особый статус лишь в эпоху европейского Возрождения. Но и в более позднее время отношение к художникам в обществе оставалось неоднозначным. Еще Чезаре Ломброзо рас­сматривал гениальность как вид помешательства, а так называемое "массовое сознание" и сегодня ожидает от художника тех или иных проявлений девиант- ности, порожденных "творческими исканиями", "творческим кризисом" и т.д.

Воздействие произведения искусства на сознание, а также эмоциональ­ную сферу человека огромно. Удачно найденный художником образ может влиять на индивидуальное и массовое сознание не меньше, чем слово. Причем это влияние не обязательно "сиюминутно". Выдающиеся произведения искус­ства сохраняют своё воздействие на протяжении десятилетий и даже столетий. В сфере художественного творчества нередко возникают эмоционально насы­щенные идеи и образы, способные изменить сложившиеся в обществе стерео­типы мышления и поведения. Такая привычная для современных европейских и ориентированных на Европу культур ценность, как романтическая любовь, в буквальном смысле была придумана средневековыми странствующими певца­ми и поэтами, воспевавшими любовь доблестного рыцаря к Прекрасной Даме. Этот идеал распространился среди аристократии, а гораздо позже - среди дру­гих социальных слоев (во многом благодаря литературе). Для гуманистической духовной революции эпохи Возрождения художники сделали не меньше, если не больше, чем философы. Во всяком случае, массовое сознание помнит Воз­рождение именно как эпоху Леонардо да Винчи, а не Пико делла Мирандолы.

Распространение СМИ превратило "творцов образов" в едва ли не самую влиятельную в культурном отношении группу современного общества. Герои произведений массовой культуры выступают сегодня для миллионов людей в качестве образцов для подражания, выразителей подавленных желаний, эмо­ций и страхов. Но при этом сама логика функционирования массовой культуры превратила художественное творчество в стандартизированный производствен­ный процесс. На смену "художнику - творцу" пришел "профессионал", воору­женный знанием социальной и индивидуальной психологии и новейшими тех­нологиями, целенаправленно создающий "художественный продукт" с задан­ными свойствами, предназначенный для массового сбыта. "Художественная интеллигенция", видящая смысл своего существования в служении прекрасно­му, имеет сегодня гораздо меньше влияния на массовое сознание, чем создате­ли телевизионных сериалов.

<< | >>
Источник: Матецкая А.В.. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. 2006

Еще по теме Интеллигенция:

  1. § 2. Социалистические политико-правовые учения
  2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ
  3. Общее понятие о реализации собственности
  4. К вопросу о ценности права (правда, справедливость и свобода как главное и самое существенное в содержание права)
  5. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
  6. Иван Александрович Ильин (1883-1954) Биографический очерк
  7. Интеллигенция
  8. Влияние класса на социализацию
  9. 53.2. Парламент и политические партии
  10. § 1. Революция 1905-1907 гг.
  11. § 3. Правовая культура масс
  12. § 2. Структура и виды правосознания
  13. 9.8. Влияние класса на социализацию
  14. 13.5. Сословия и классы в России и СССР
  15. 1.3.3. Исследование материальных потребностей М
  16. ОТНОШЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЕЙ
  17. ВЛАСТВУЮЩАЯ ЭЛИТА В РОССИИ: ГРЯДУЩИЕ МЕТАМОРФОЗЫ
  18. АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОРЯДКА: ДУХОВНОЕ ПОСЛУШНИЧЕСТВО ИЛИ КАЗАРМЕННОЕ ПОСЛУШАНИЕ