8.3. Формы выражения роли
• исполнение роли;
• идентификация с ролью;
• обучение (освоение) ролям.
Такие явления, как исполнение роли и построение идентификации с ней, человеком заранее не обдумываются и не планируются, они происходят почти автоматически.
Исполнение роли. Когда родители запрещают детям возвращаться домой после 11 часов вечера, заставляют их делать уроки или напоминают о том, что надо выбросить мусорное ведро, это не значит, что у них плохое настроение или они не любят своих детей. Просто они исполняют свою социальную роль.
Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Понаблюдаем за поведением членов ученого совета. Когда они выполняют ритуальные действия, полагающиеся им по статусу, — опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости и т.д. — они похожи друг на друга. Но как по- разному они понимают роль члена ученого совета и ведут себя в соответствии с этим пониманием. При этом их личностные особенности выступают на первый план. Один считает, что его роль в качестве эксперта состоит в критике любых недостатков диссертанта. Другой полагает, что его роль как старшего товарища заключается в помощи и поддержке молодого ученого, делающего в науке первые шаги. Третий пришел на заседание отбыть время и формально выполнить свою роль.
Согласно точке зрения основателя социометрии Дж. Морено, ролевое поведение предшествует возникновению «Я». Роли не возникают из «Я», напротив, «Я» может возникнуть из ролей[36]. Таким образом, у Дж. Морено, как и у Дж. Мида, основателя символического интеракционизма, в основе социального поведения лежит исполнение роли. Термин «исполнение роли» применяется наряду с другим выражением — «играть роль» как равнозначный ему.
Ч. Кули и Дж. Мид утверждают, что ребенок учится понимать самого себя, когда принимает роли других.
Человек воображает, каким он представляется наблюдателю, приписывая ему определенное суждение, и реагирует — с радостью или обидой — на это предписанное другому суждение. Умение ставить себя на место другого — это начало процесса принятия социальной роли.Принятие роли может быть добровольным, добровольно-принудительным и принудительным. Вступление в должность профессора и студента происходит добровольно, принятие на себя роли мусорщика — в значительной степени под давлением обстоятельств, когда устроить свою судьбу на рынке труда иным способом не удается. Это пример, скорее, добровольно-принудительного принятия роли, поскольку оно происходит с согласия самого человека. К принудительным ролям следует отнести заключенного, брошенного любовника, сына и др.
Попеременное исполнение разных ролей в течение одного дня, что часто происходит с людьми, напоминает переодевания актеров. Перевоплотившись в новый облик, артист мгновенно меняет репертуар в зависимости от конкретной ситуации. «В кругу друзей можно исполнять роль искусного raconteur[37], а на работе — волевого руко-
водителя. Учтивость с гостями может обратиться ловкостью в политике, а твердость в бизнесе — строгим соблюдением правил этикета во время «светской» беседы»[38].
Каждый человек привносит в роль индивидуальный стиль исполнения, но вариации ограничиваются определенными нормами и ожиданиями, накладываемыми обществом на конкретную роль. Поэтому говорят, что роль остается относительно стабильной даже тогда, когда одну и ту же позицию занимают разные люди.
От человека, исполняющего определенную роль, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут таких, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему так, как они видят исполнение данной роли, а не так, как он, может быть, намерен ее исполнять. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли.
С нарушителем они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношения. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное — наказывается.Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Скорее, поведение представляет собой результат свойственного данной роли способа толкования ролевых ожиданий.
Идентификация с ролью. За каждой социальной ролью, по мнению П. Бергера, закреплена определенная идентичность, т.е. отождествление исполнителя с ролью. В некоторых случаях идентичность эпизодична, в частности, у сборщика мусора, который легко может переквалифицироваться, например, в сторожа. Однако священнослужителю сложнее перейти в офицеры, но легко стать профессором вуза. Крайне трудно сменить роль негра на роль белого и роль мужчины на роль женщины. Идентификация может проявляться в простом заявлении типа «я — мужчина» или «я — русский». Разумеется, мужчина осознает, что родился особью мужского пола, но быть биологическим самцом вовсе не значит играть ту специфическую, социально определенную роль, которая начинается с утверждения «я — мужчина». Ребенок мужского пола должен научиться быть агрессивным, честолюбивым, уметь соревноваться с другими и отвергать «телячьи нежности»[39].
Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда буквально сливаемся с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но и с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями; программист не мыслит своей жизни без компьютера. Какие-то из ролей ближе и роднее, какие- то — чужды. Наши роли — это неотрывная часть нашего «Я», но ими это «Я» не исчерпывается.
Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное — дистанцированием от роли. От вузовского преподавателя ожидают, что он придет на лекцию в строгом костюме и галстуке. Многие так и поступают. Другие же предпочитают свободную одежду — свитер и джинсы, тем самым они подчеркивают определенную дистанцию с ролью преподавателя и одновременно — сближение со студентами, свидетельствуя своим поведением, что все мы — члены одного общества, коллеги, равные.
Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции, которое приводит к так называемой фамильярности — подчеркнуто невежливому обращению с другим человеком, что не соответствует занимаемым статусам. Дистанцирование от роли подразумевает сильное или слабое отдаление, отчуждение человека от роли, а не сближение с другим человеком или отдаление от него.
Понятия «межстатусная дистанция» и «ролевая идентификация» тесно связаны с понятием «ролевая дистанция». Это понятие можно трактовать достаточно широко, применительно ко всем ситуациям, когда роль намеренно играют, не принимая ее внутренне; иными словами, когда актер устанавливает внутреннюю дистанцию между своим сознанием и исполняемой ролью[40].
Развивая мысли Бергера, можно сказать, что некоторые роли люди «играют» без внутреннего согласия, например, заключенного, «козла отпущения», брошенного любовника, изгнанника, бомжа, жертвы и др. В целом можно утверждать, что чем ниже статус роли, тем с меньшим внутренним согласием ее будет исполнять человек, и наоборот.
Некоторые роли, а их большинство — пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза и т.д. — являются личностно не значимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно для себя. В их исполнение не вкладывается частичка души. Другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть своего «Я». Их потеря переживается особенно глубоко — как внутренняя трагедия.
Мужчина — производитель материальных благ, кормилец семьи. Потеря работы переживается им как крушение личности. У безработного изменяется стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей. Статус безра-
ботного вносит серьезные изменения во весь статусный набор. Разрушаются основы ценностного ядра личности — самоуважение и самооценка.
Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково: с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) — меньше (дистанцирование от роли). Термин «сокращение межстатусной дистанции» описывает характер отношений между двумя и более индивидами — носителями разных, но функционально связанных статусов.
Общество наделяет индивидов идентичностью, оно поддерживает ее и трансформирует. Общество создало сотни ритуальных актов, подкрепляющих вступление в новые статусы и роли, например, инаугурация и инициация, крещение и посвящение в новую должность, прохождение «прописки» в тюрьме. П. Бергер писал: «То, что антропологи называют обрядом перехода, включает в себя отречение от старой идентичности (скажем, от детства) и инициацию в новую (взрослую) жизнь. Современные общества практикуют более мягкие обряды перехода, как, например, институт помолвки, когда индивида по общему сговору всех заинтересованных лиц бережно ведут к порогу, отделяющему холостяцкую свободу от неволи брака»[41].
Обучение ролям. Обучение ролям и освоение роли — процессы, во многом сходные. Оба они входят в более широкое понятие «социализация», о котором речь впереди. Здесь же дадим только краткие объяснения исходных понятий. Усваивать что-либо можно только теоретически.
Нормы усваиваются, а роли осваиваются на практике. Освоение — совокупность практических действий. Роль — динамическая характеристика статуса, или модель поведения. Когда вы осваиваете роль, то вживаетесь в эту модель поведения. Поэтому социализацией называют продолжающийся всю жизнь процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей.
Как люди обучаются социальным ролям? Играя в игры, дети обучаются, прежде всего, командному поведению. Для социологов эти игры очень важны; они помогают детям понять, каким видят мир другие люди, которых надо принимать во внимание, если мы хотим, чтобы наше поведение считалось ими нормальным. Например, когда группа детей играет в футбол, каждому игроку необходимо знать, что должен делать его напарник, чтобы лучше осмыслить свою собственную роль в команде. Постепенно ребенок приобретает систему знаний о том, что ожидают от него другие люди и как они будут реагировать на его действия. Процесс обучения подобающему поведению растягивается на всю жизнь, хотя самое ценное приобретается в первые пять лет жизни.
Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями или характером образования. В тонком процессе социализации ребенок приобретает качества, нужные для ролей, предполагающих исполнение властных функций или, наоборот, требующих подчинения.
Ключевые слова и выражения:
Исполнение роли, обучение ролям (освоение ролей), идентификация с ролью, дистанцирование от роли, ролевая дистанция.
Еще по теме 8.3. Формы выражения роли:
- § 2. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА
- 4. РОЛЬ ФИНАНСОВ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ
- 7.7. Формы выражения правового нигилизма
- 4.4.4. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ
- 6.2. Характеристика видов, форм и методов финансового контроля
- 5. Праву присуща специфическая форма выражения — законодательство.
- Глава двенадцатая. ФОРМА ПРАВА
- 60. Источники (формы выражения) норм права
- § 4. Правовой нигилизм: понятие, источники, формы выражения
- 3. ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
- Формы выражения роли
- § 2. Санкции как форма выражения конституционно-правовой ответственности
- Г. Условия правовой охраны произведений 1. Требование объективной формы выражения произведения
- 1.10. Нормы права Понятие нормы права и ее источники (формы выражения)
- § 1. Понятие, правовая форма и роль государственного и местного (муниципального) бюджета
- § 1. Понятие, правовые формы и роль государственного и местного (муниципального) бюджета
- 8.3. Формы выражения роли
- § 18.1. Бюрократизм как форма абсолютизации роли административного аппарата в управлении
- ГЛАВА 14. ФОРМЫ, ВИДЫ, РОЛЬ И ГРАНИЦЫ КРЕДИТА