<<
>>

7.3. Эпизодические статусы и социальное время

Статусный портрет, составленный только из социальных стату­сов, будет неполным, если в него не включить личные статусы и ситуационные, или эпизодические. Если за образование социальных статусов отвечает общественное разделение труда, то про личные, или межличностные, статусы такого сказать нельзя.
Они — плод системы распределения ролей в малой группе. Если добавить к со­вокупности социальных еще и личные статусы, можно получить полный портрет конкретного человека.

Яркий пример эпизодического статуса — человек, находящийся в очереди. Очередь со своими общепринятыми нормами и правила­ми, распределением ролей и неформальных статусов возникает сти­хийно и на непродолжительное время. Через некоторое время чело­век вышел из магазина на улицу и теперь у него эпизодический статус прохожего, затем он спустился в метро и превратился в пасса­жира и т. д.

Политические статусы бывают временные и постоянные. Посто­янные — те, которые включены в систему государства (правитель­ство, полиция). Статус избирателя — временный. Доверенное лицо президента в избирательной компании — временный статус. Кан-

дидат в президенты также временный статус, но представители пре­зидента на местах — статусы постоянные.

Благодаря эпизодическим статусам место человека четко фикси­руется не только в социальном пространстве, но и в социальном времени. Конечно, не только эпизодические, но и многие другие статусы, социальные, межличностные, существуют какое-то время, а потом исчезают. Сыном человек остается только до тех пор, пока живы родители, акционером — пока не продал ценные бумаги, учащимся — только до окончания школы и т.д.

Все перечисленные и многие другие статусы существуют во вре­мени, если под временем понимать жизнь человека. Со смертью человека заканчивается его социальное время. У человеческого об­щества время тянется гораздо дольше.

Некоторые статусы индивида (их именуют приписываемыми) не исчезают до тех пор, пока он жив.

В нашем смысле они суще­ствуют вечно. Вневременными являются такие статусы, как пол, национальность, раса и некоторые другие. Большинство же стату­сов временные.

Таким образом, графическое изображение социального простран­ства должно пополниться еще одной осью. Тогда мы получим еди­ный континуум пространства — времени.

Из курса школьной физики известно, что физическое время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой ско­ростью. В отличие от равномерного пространства время неравномер­но. Подобное свойство выявил А. Эйнштейн, создавший теорию относительности. Время протекает неравномерно и зависит от ско­рости, с которой движется тело. Другая особенность пространствен­но-временного континуума — различный ход времени в разных физических системах. В одной системе время протекает быстрее, в другой — медленнее, если их сравнивать между собой. Системы движутся относительно друг друга.

В социальном пространственно-временном континууме нерав­номерными выступают обе характеристики: и пространство, и вре­мя. Правда, в отличие от физики в социологии социальное время никаким материальным прибором не фиксируется. Оно субъек­тивно. А это значит, что у каждого человека и в каждой социаль­ной системе оно свое.

Время нагружено социокультурным содержанием. Это означает, что оно ощущается и измеряется разными народами по-разному. Временные различия отражаются в том наборе культурных симво­лов, правил взаимоотношений, традиций и обычаев, которые суще­ствуют в каждой культуре.

Существование конвенций, или правил, регулирующих времен­ной аспект поведения людей, легко обнаруживается, если, скажем, попытаться пожать руку другого человека не пять, как это принято, а, например, 50 секунд. Мы сразу почувствуем неловкость, связан­ную с нарушением привычных культурных норм.

Временные конвенции широко ранжируются. К примеру, сту­денты, обращаясь к преподавателю по какому-либо вопросу, на­чинают обычно с фразы: «Я знаю, Вы очень заняты, но...» Оче­видно, что секунды, минуты и часы — не просто количественные меры времени, имеющие постоянное значение, они символизиру­ют определенные ценности в различных контекстах, в разных обстоятельствах.

Каждый человек когда-либо оказывался в ситуации ожидания в приемной чиновника, и для него посетители не имеют социальной ценности. Но благодаря своему служебному положению чиновник кон­тролирует доступ к ресурсам, которые ценны для посетителей, напри­мер, им нужны водительские права и т.д. Другие заставляют ожидать потому, что высоко ценят те услуги или знания, которые собираются предложить своим клиентам. В целом, чем больше власти и важности у человека, тем с большей силой он регулирует к себе доступ.

Люди, как правило, распределяют свое время. Пунктуальность — очень важная черта современного человека. Но в некоторых стра­нах она ценится не очень высоко, например, в Латинской Америке люди могут опаздывать на встречу на час, и при этом от них не требуют объяснений.

В историческом времени одни общества развиваются быстрее, другие медленнее. У них разная скорость социального прогресса. Но также ведут себя и люди. Одни успевают за свою жизнь, либо за какой-то ее отрезок, сделать очень многое, иные — очень мало или почти ничего.

Обломов у Гончарова — символ застывшего социального време­ни. Сохранившиеся с допотопных времен дикие племена, затеряв­шиеся где-то в джунглях Амазонии, тоже застыли в историческом времени. У них свой временной ритм.

Ключевые слова и выражения:

Эпизодические статусы, социальное время.

<< | >>
Источник: Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И.. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, — 398 с.. 2011

Еще по теме 7.3. Эпизодические статусы и социальное время:

  1. Социальный статус и социальное взаимодействие
  2. Социальный статус и социальное взаимодействие
  3. Социальный статус и социальное взаимодействие
  4. Двухмерное социальное пространство
  5. Трехмерное социальное пространство
  6. Социальные статусы
  7. Эпизодические статусы и социальное время
  8. Тема 5 Социальные роли
  9. Представление в социальном пространстве
  10. § 1. Понятие и формы социального обеспечения военнослужащих
  11. Структура общества Древнего Рима в период республики и правовой статус различных социальных групп
  12. 2. Фонд социального страхования Российской Федерации
  13. 5.5. Государство, общество, личность. Государство и личность. Правовой статус личности. Основные права и обязанности личности
  14. Глава 17. Правовой статус субъектов социального партнерства: государство, профессиональные союзы, объединения работодателей
  15. 26.1. Правовой статус Фонда социального страхования РФ
  16. Личность и социальная группа.
  17. 3. Институциональное регулирование общественных отношений 3.1. Формирование социальных и юридических институтов