<<
>>

13.2. Исторические типы стратификации

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т.е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщающим показате­лем стратификации.
Раньше мы отмечали его ключевую роль в со­циальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важней­шую роль в социологии в целом.

Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную си­стему стратификации, т.е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство, кастовый и сословный строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капита­листическое общество). Исторические типы стратификации пред­ставлены на рис. 13.2.

Рабство
Касты Закрытое общество
Сословия
Классы Открытое общество

Рис. 13.2. Исторические типы стратификации

318

В связи с этим понятия «закрытое общество» и «открытое обще­ство» следует различать не только в социологическом, но и в поли­тологическом смысле.

В политологическом смысле закрытое общество — это такое об­щество, где перемещение индивидов или информации из одной стра­ны в другую исключено либо существенно ограничено. В социологи­ческом смысле закрытое общество — это такое общество, где пере­мещение индивидов из одной страты в другую исключено или су­щественно ограничено. Таким образом, в первом случае речь идет о странах, а во втором — о стратах. Соответственно открытым обще­ством считается то, где перемещения индивидов и информации ни­чем не ограничиваются.

Подобное разграничение крайне важно, и вот почему. СССР являлся в свое время открытым обществом в социологическом смыс­ле и закрытым — в политическом. Действительно, в нем, по мне­нию зарубежных социологов, существовала очень интенсивная вер­тикальная мобильность (по этому показателю с советским обще­ством могло сравниться только американское). Но одновременно над обществом висел так называемый «железный занавес», ограни­чивавший или вовсе запрещавший выезд людей за границу и про­никновение в страну объективной информации о положении дел в зарубежных странах.

Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого обще­ства. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобыт­ном) обществе. С появлением раннего государства — восточной дес­потии — стратификация ужесточается, а по мере развития европей­ского общества — либерализации нравов — стратификация смягча­ется. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либеральным.

Рабство — исторически первая система социальной стратифика­ции. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX в. Раб­ство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепо­щения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степе­нью неравенства. Оно исторически эволюционировало: от прими­тивной формы, или патриархального рабства, до развитой формы, или классического рабства, которые существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба окончательно закаба­лили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал,

ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел.

Его разре­шалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался соб­ственностью хозяина («говорящим орудием»).

Кастовый строй, как и рабство, характеризует закрытое обще­ство и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовла­дельческий и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — класси­ческий пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в ко­торой человек обязан исключительно рождению. Он не может пе­рейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индус­ской религией (понятно теперь, почему касты мало распростране­ны). Согласно ее канонам люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низ­шую касту, и наоборот.

Всего в Индии четыре основные касты: брахманы (священни­ки), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крес­тьяне) и около 5 тыс. неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные): они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации ка­сты заменяются классами. Индийский город все больше стано­вится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV в., люди разделялись на сословия. Сословие — соци­альная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридичес­ким законом и передаваемыми по наследству правами и обязаннос­тями. Для сословной системы, включающей несколько страт, харак­терна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и приви­легий.

Классическим образцом сословной организации являлась Ев­ропа, в которой на рубеже XIV—XV вв. общество делилось на выс­шие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в Х—XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьян­ство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и ме­щанство (средние городские слои). Сословия основывались на зе­мельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юриди­ческим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мо­бильность существовала не столько между, сколько внутри сосло­вий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уров­ней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли зани­маться лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сослови­ем (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В отличие от каст межсословные браки допуска­лись, была возможна и индивидуальная мобильность. Простой че­ловек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разреше­ние. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современ­ной Англии.

Характерная черта сословий — наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отли­чительные символы главному сословию — дворянству.

Титулы — установленные законом словесные обозначения слу­жебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как «генерал», «статский советник», «камергер», «граф», «флигель-адъютант», «статс-секретарь», «превосходительство» и «свет­лость». Стержнем системы титулов выступал чин — ранг государ­ственного служащего (военного, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное зва­ние, общественное положение человека. В 1722 г. Петр I учредил новую систему званий, известную как «Табель о рангах». Каждый род государственной службы — воинская, штатская и придворная — делился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем зак­репилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дворянство — по­местное и служилое. И то и другое являлось потомственным: дво­рянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дворянский статус обычно оформлялся в виде ро­дословной, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Так, в сознании постепенно формировались чувство пре­емственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянс-

кой чести», важной составляющей которой было уважение и дове­рие окружающих к незапятнанному имени. Благородное происхож­дение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед Отечеством.

Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кас­товом и сословно-феодальном обществах фиксировалась офици­ально — правовыми либо религиозными нормами. В классовом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые документы не рег­ламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый че­ловек волен переходить при наличии способностей, образования или доходов из одного класса в другой.

Ключевые слова и выражения:

Исторические типы стратификации, закрытое общество, откры­тое общество, рабство, каста, титулы, чин.

<< | >>
Источник: Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И.. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, — 398 с.. 2011

Еще по теме 13.2. Исторические типы стратификации:

  1. 1.3. Исторические типы уголовного процесса
  2. 1.Основные исторические типы права и государства
  3. Исторические типы стратификации
  4. Ключевые положения темы
  5. Раздел III. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА
  6. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ ПРАВА
  7. Тема 12. Социалистическое право как особый исторический тип права
  8. 6.4. Исторические типы государства
  9. 10. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПРАВО-ПОНИМАНИЯ
  10. Глава 3. Типология права и государства. Основные исторические типы права и государства
  11. Глава 2. Типология права и государства. Основные исторические типы права и государства
  12. Глава 8. Исторические типы государства: понятие и подходы к выделению типологических признаков