<<
>>

6.5. Деловая игра

Деловая игра (ДИ) — это саморегулируемая имитационная модель ситуации (проблемы) с непрерывно меняющимися условия­ми. В решении ДИ по определенным правилам участвуют несколько сторон, представленных одним или группой участников, имеющих несовпадающие цели и заинтересованных в нахождении оптималь­ного решения.жно найти в папирусах древнего Египта.
Где описано широкомасштабные учения египетской армии с элементами ситуа­ционного моделирования — о

Классификация деловых игр:

1. По времени проведения:

- без ограничения времени;

- с ограничением времени;

- игры, проходящие в реальное время;

- игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности:

- балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

- оценка того, кто как работал, отсутствует.

3. По конечному результату:

- жесткие игры — заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;

- свободные, открытые игры — заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои,

- участники работают над решением неструктурированной за­дачи.

4. По конечной цели:

- обучающие — направлены на появление новых знаний и за­крепление навыков участников;

- констатирующие — конкурсы профессионального мастерства;

- поисковые — направлены на выявление проблем и поиск пу­тей их решения.

5. По методологии проведения:

- луночные игры;

- ролевые игры;

- групповые дискуссии;

- имитационные;

- инновационные игры;

- ансамблевые игры.

Характеристики ДИ: Этапы ДИ:

1. Класс действий, в которые участники вовлечены как предста­вители сообщества или какого-либо рода деятельности.

2. Понятия, с помощью которых общие цели или проблемы опре­деляются и осмысливаются авторами в совместном действии.

3. Общие цели или проблемы, для разрешения которых участ­ники создают или применяют общий язык.

4.

Средства или ресурсы, посредством которых выполняются проекты, значимые для участников.

5. Конкретные условия или обстоятельства, в которых протекает совместная деятельность, и связи, в которые включены участ­ники.

1- этап - ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ, когда участник должны ос­мыслить те проблемы, которые мешают развиваться организации и ее подразделениям.

2- этап - ОПТИМИЗАЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, когда участ­ники генерируют оптимальную модель развития.

3- этап - ПОИСК РЕСУРСОВ, с помощью которых можно дос­тичь поставленных целей.

4- этап - ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, за­ключительный, когда участники «привязывают» найденные в игре решения к конкретным производственным условиям и связям, отве­чая на вопрос: «Кто конкретно что должен сделать, чтобы изменить реальную ситуацию в организации».

Конструкция ДИ требует уяснения:

- целей;

- критериев оптимальности;

- ограничений;

- четкого представления о том, какие именно социально- экономические системы будут моделироваться в игре;

- определения, какими средствами будут реализовываться все элементы модели системы (объект управления и управляющая система — игровой комплекс, обратная связь, управляющие и возмущающие действия);

- как будет оцениваться эффективность ДИ?

В конструировании ДИ необходимо выделить несколько этапов:

1 этап. Составление технического задания разработчиком или же

получение заказа на разработку ДИ.

2 этап. Разработка видения, замысла игры.

3 этап. Выбор и обоснование объекта игрового моделирования.

4 этап. Разработка структуры ДИ и игрового комплекса.

5 этап. Разработка системы оценивания деятельности участников игры.

6 этап. Разработка методики проведения и реквизитного обеспечения.

7 этап. Оценка эффективности по результатам опытных прогонов

модели ДИ.

<< | >>
Источник: Алексеев С.И.. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ:— М.: Изд. центр ЕАОИ. — 195 с.. 2008

Еще по теме 6.5. Деловая игра:

  1. Глава 8. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
  2. Определение и компоненты деловой игры
  3. Типология деловых игр
  4. Ансамблевые деловые игры
  5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ СЕМИНАРСКИЕ, ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
  6. ПЕРВАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА .Как подобрать различные по видам и структуре административно-правовые нормы
  7. ВТОРАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА. Как провести служебную проверку жалобы по факту грубого нарушения законности сотрудником полиции
  8. ТРЕТЬЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА. Порядок проведения служебного расследования по факту грубого нарушения служебной дисциплины сотрудником полиции
  9. ЧЕТВЕРТАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА. Как привлечь к административной ответственности правонарушителя и подготовить административное дело
  10. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ И «КРУГЛЫЙ СТОЛ»
  11. ПЕРВАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА. Как подобрать различные по видам и структуре административно-правовые нормы
  12. ВТОРАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА. Как провести служебную проверку жалобы по факту грубого нарушения законности сотрудником полиции
  13. ТРЕТЬЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА. Порядок проведения служебного расследования по факту грубого нарушения служебной дисциплины сотрудником полиции