<<
>>

К ТОМУ, КТО ЧИТАЕТ

Разрозненные отрывки законов античного народа-завоевателя, собранные воедино по велению императора, правившего двенадцать веков тому назад в

Константинополе в дальнейшем были перемешаны

с лонгобардскими обычаями и погребены в томах

темных и путаных комментариев частных лиц.

Онито и составляют те освященные традицией мнения,

которые в большей части Европы все еще называются законами. И как это ни прискорбно, до сих пор

любое мнение Карпцова, любой древний обычай,

упомянутый Кларусом, любая пытка, с возмутительным злорадством подсказанная Фаринацием, считаются законами. И именно ими ничтоже сумняшеся

руководствуются те люди, которым следовало бы с

трепетом душевным подходить к решению людских

жизней и судеб. Эти законы, являющиеся наследием

времен самого жесткого варварства, и служат предметом исследования в данной книге в той их части, которая касается уголовной системы. Причем я беру на

себя смелость рассказать о недостатках этих законов

языком, не доступным для непросвещенной и необузданной толпы тем, кому доверено общественное

благо. Поиск истины в ее первозданном виде и независимость от общепринятых суждений, характерные

для написания этого сочинения, - результат благосклонного и просвещенного правления, под сенью

которого живет автор. Правящие нами великие монархи, благодетели человечества, любят выслушивать

правду, изрекаемую безвестным философом с твердостью, но без фанатизма, свойственного тем, кто прибегает к насилию или обману, однако чужд разума.

Что ж до упомянутых выше недостатков, то они, ес Юстиннан 1 (482- 565 ч. н. i.) - семнадцати й илiмратор Виiантин.

56

Карпцое Б. (1595- 166611.)- немецкий юрист.

-КларусДж. (1525- 157511.)- мемонтскин юрист.

~ Фаринацни П. (1544- 1618 єє.)- римский юрист и адвокат.

57

ли тщательно взвесить все обстоятельства, являют собой не что иное, как обличение и упрек прошлому, а

не нынешнему веку и его законодателям.

А посему желающему удостоить меня своей критикой следовало бы сперва хорошо уяснить себе, что

цель данного сочинения заключается не в умалении,

а в возвышении роли законной власти, если только

она воздействует на людей скорее убеждением, чем

насилием, мягкостью и человеколюбием, оправдывая

свое назначение в глазах всех. Злонамеренная критика против моего сочинения основана на недоразумении и заставляет меня прервать на мгновение мои

рассуждения с просвещенными читателями, чтобы

раз и навсегда покончить с ошибками, которыми

чревато трусливое рвение, и клеветой, порожденной

злобной завистью.

Есть три источника моральных и политических

принципов, лежащих в основе поведения людей: божественное откровение, законы природы и общественные договоры. Они не равнозначны, и первый

источник отличается от двух других конечной целью.

Но их роднит общая черта - направленность на достижение счастья при жизни на земле. Рассмотрение

общественных отношений, основанных на третьем

источнике, отнюдь не умаляет роли отношений, обусловленных двумя первыми.

Но так как эти два источника, несмотря на божественность и неизменность

своей природы, по вине людского рода бесконечно

искажались ложным пониманием религии и преврат58

ным толкованием порока и добродетели в развращенных умах, то представляется необходимым рассматривать их отдельно от тех явлений, которые возникают исключительно в результате соглашений между людьми, заключаемых непосредственно или подразумеваемых, независимо от того, вызвано это необходимостью или осознанием общей пользы. С этой

идеей неизбежно согласятся все религиозные секты и

системы морали, ибо всегда будут поощряться усилия, направленные на то, чтобы заставлять самых упрямых и недоверчивых разделять те принципы, которые побуждают людей к жизни в обществе. Таким

образом, существует три вида добродетелей и пороков: религиозные, природные и общественные. Они

никогда не должны противоречить друг другу. Но не

все последствия и обязанности, вытекающие из одного вида добродетелей и пороков, характерны и для

других. Не все, предписываемое божественным откровением, предписывается законами природы и не все,

предписываемое этими законами, предписывается законами общества. Однако исключительно важно выделить то, что вытекает непосредственно из общественного договора, явно или молчаливо заключенного между людьми, поскольку этот договор очерчивает

сферу действия правопорядка, который регулирует человеческие взаимоотношения без особой на то санкции Всевышнего. Следовательно, идея общественной

добродетели может считаться, без ущерба для ее достоинств, изменчивой. Природная же добродетель, не

59

будь она запятнанной темными людскими страстями

и глупостью, должна была бы вечно оставаться чистой и прозрачной. Лишь идея религиозной добродетели всегда неизменна, ибо она прямой результат божественного откровения и Богом сохраняется в первозданном виде.

И посему ошибочно было бы приписывать тому,

кто говорит только об общественном договоре и последствиях, из него вытекающих, принципы, противоречащие законам природы и божественному откровению лишь на том основании, что он о них

умалчивает. Ошибочно было бы также утверждать,

что говорящий о состоянии войны, предшествовавшем общественному договору, следует в этом вопросе за Гоббсом, т.е. отрицает в человеке врожденное

чувство долга и обязанностей, вместо того, чтобы усматривать причины этого состояния в испорченности

человеческой натуры и в отсутствии писаных законов. Ошибочно было бы обвинять писателя, рассматривающего последствия общественного договора, и в

том, что он исключает возможность возникновения

этих последствий еще до появления самого договора.

Справедливость божественная и справедливость

природная по сути своей неизменны и постоянны,

так как отношение между двумя неизменными величинами всегда одинаково. Но человеческая, т.е. общественная, справедливость, - не что иное, как результат соотношения между деятельностью в обществе и его постоянно меняющимся состоянием. А

60

потому она может изменяться в зависимости от степени необходимости или полезности этой деятельности для общества. Таким образом, общественную

справедливость можно определить лишь основываясь

на анализе сложных и постоянно изменяющихся отношений общественной жизни. И если допустить

смешение этих совершенно различных принципов,

на которых основаны справедливость божественная,

природная и общественная, то нельзя будет правильно рассуждать о делах общества. Пусть теологи разграничивают понятия справедливости и несправедливости с точки зрения соотношения добра и зла, присущих человеческим поступкам. Выявлять и соотносить понятия справедливости и несправедливости в

смысле общественном, т.е. с точки зрения полезности

или вреда для общества, - задача публицистов. И в

этом случае не пострадает ни одна из рассматриваемых сфер, так как каждому становится очевидным,

насколько добродетель чисто общественная должна

уступать божественной добродетели, не подверженной никаким изменениям.

И кто бы, повторяю, ни захотел удостоить меня

своей критикой, не должен исходить из предпосылки,

что мои принципы губительны для нравственности

или религии, так как я показал - это не мои принципы. А вместо того, чтобы представлять меня безбожником, пусть критикующий лучше попытается

доказать, что я не умею логически мыслить или что я

недальновидный политик. Пусть он не содрогается от

61

любого моего предложения в интересах человечества,

пусть убедит меня в бесполезности или в политической крамоле моих принципов, в преимуществе порядков, доставшихся от прошлого. Я уже публично

доказал свою религиозность и верноподданнические

чувства государю в своем ответе на "Заметки и замечания". Отвечать на последующие подобные сочинения было бы излишне. Но тот, кто будет писать с

достоинством, присущим честным людям, и с такой

же степенью просвещенности, что избавит меня от

необходимости доказывать азбучные истины, каковы

бы они ни были, найдет во мне не столько заядлого

спорщика, сколько смиренного почитателя истины.

<< | >>
Источник: ГАРЛЕ М. О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И НАКАЗАНИЯХ (ПОД РЕДАКЦИЕЙ БЕККАРИА). 1766
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме К ТОМУ, КТО ЧИТАЕТ:

  1. Кто считается в Российской Федерации иностранным граждани­ном, а кто - лицом без гражданства?
  2. Кто владеет акциями и кто заключает сделки
  3. ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ТОМУ
  4. ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ТОМУ
  5. глава 1. Введение или глава, которую обычно никт о не читает
  6. 3. Права авторов дизайнерских и тому подобных проектов
  7. Налоги: кто «против» и кто «за»
  8. Кто «за» и кто «против» государства
  9. Титул V. Если кто-либо, вызванный в суд, не пойдет или если кто-либо вызовет лицо, которое он не должен был вызывать на основании эдикта
  10. Титул IV. Кто считается имеющим преимущество в отношении залог или ипотеки и о тех, кто вступает на место предыдущих кредиторов (Qui potiores in pignore vel hypotheca habeantur et de his qui in priorum creditorum locum succedunt)
  11. Титул II. По каким делам следует идти к одному и тому же судье (De quibus rebus ad eundem iudicem eatur)
  12. 15.7.Наличие процесса по тому же делу, между теми же сторонами в иностранном суде как основание для оставления иска без рассмотрения
  13. Статья 350. Принадлежность судов одному и тому же владельцу Статья 351. Обязанность предоставить обеспечение требования спасателя
  14. Вопрос 27. Кто такие миддл-менеджеры? Вопрос 28. Кто такие супервайзеры?
  15. Статья 135. Запрещение спасательных операций Статья 136. Принадлежность судов одному и тому же владельцу Статья 137. Обязанность предоставить обеспечение требования спасателя
  16. Кто такие стратегические менеджеры?
  17. Кто захватит ваш разум
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -