<<
>>

3.1. Сущность и структура политической власти

Политическая власть - центральная категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначению политической сис­темы общества. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политиче­ского поведения социальных групп и индивидов.
Власть представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за ее удержание - один из важнейших аспектов политической жиз­ни общества. Власть не самоцель для социальных сил, стремящихся к реализации тех или иных целей, т.е. политики. Пришедшие к власти по­литические силы формируют ее конкретные материализованные струк­туры всех масштабов (правительство, парламент и т. д.), которые во имя осуществления той самой политики и в своих интересах сами выраба­тывают и осуществляют собственную политику, которая становится средством этой власти. Таким образом, политика оказывается причиной власти, а власть - причиной политики. Политика и власть связывает причинно-следственная зависимость.

Власть обеспечивает в обществе порядок, выражающийся в соот­ветствии поведения всех субъектов данной социальной системы нормам и ценностям, которые система провозгласила для себя целесообразны­ми. Власть порождается общественным разделением труда и обуславли­вается спецификой построения социальной системы как иерархической организации, разделенной на властвующих и подвластных (подчинен­ных). В политических отношениях власть проявляется в конкретных формах, обусловленным тем или иным историческим периодом.

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необхо­димость в согласованных действиях людей (будь то семья, группа, со­циальный слой, нация, общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно опре­деляются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные. Властные отношения объективно присущи общественной жизни.

Это своеобраз­ная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти че­ловеческая цивилизация невозможна.

Политической власти присущи определенные универсальные свойства:

- всеобщность (функционирует во всех сферах человеческого общения и политических процессах);

- инклюзивность (от лат. includere - включать; она способна про­никать во все виды деятельности, соединяет и противопоставляет соци­альные группы и отдельных индивидов).

Базовым источником власти, основой подчинения одного индиви­да другому является неравенство, причем не только социальное (эконо­мическое, имущественное, статусное, образовательное и т. д.), но и ес­тественное (физическое, интеллектуальное, неравенство, порожденное половыми различиями, и т. д.).

В современной науке одной из наиболее разработанных концеп­ций власти является теория французского ученого Ж. Бюрдо. Он рас­сматривает феномен власти в теоретическом и историческом аспектах.

С теоретической точки зрения власть есть сила на службе идеи, рожденная социальным сознанием и предназначенная для того, чтобы руководить обществом. Само общество как исторически определенная целостность становится таковой именно благодаря появлению в нем власти, ставшей основой сплочения отдельных индивидов в единый со­циальный организм.

Родившись одновременно с обществом, власть проходит через не­сколько стадий развития. Самой первой формой власти является ано­нимная власть. Она распределена равномерно среди всей массы людей и характерна для примитивных обществ. Их поведение определяется со­вокупностью общих обычаев и верований, что делает излишним вмеша­тельство какого-либо персонального авторитета. Такая власть еще не носит политического характера.

По мере развития и усложнения общества, усиления интенсивно­сти социальных процессов, с появлением необходимости оперативного принятия решений, власть переходит на новую ступень - она индиви­дуализируется (персонифицируется).

Ее носителем становится вождь или небольшая группа авторитетных лиц.

Высшей, третьей формой власти является ее институционализа- ция, когда власть опирается на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции. Власть приобретает свою легитимность (от лат. legitimus - законный, правомерный, согласный с законами, должный, правильный).

Исключительно важное значение власти для управления общест­вом было осознано еще в древности, и на всем протяжении человече­ской истории мыслители независимо от представляемых ими школ и направлений придавали ее анализу важнейшее значение.

В Древней Греции интерес к проблемам власти и политическому строю стимулировался успешной борьбой народа (демоса) с родовой знатью за свое право на свободу. В то время возникли и укрепились идеи о равноправии всех свободных граждан полиса (города- государства), о приоритете общественных интересов перед личными, об отличии свободного человека от раба.

Тогда же сформировался и понятийный аппарат, относящийся к сфере власти и политического устройства, которым мы пользуемся и сейчас: деспотия - неограниченная власть одного человека; тирания - власть, установленная насильственным путем и основанная на единич­ном правлении; монархия - наследственная власть одного человека; аристократия - «власть знатных, лучших»; олигархия - власть немно­гих (группы лиц); плутократия - власть богатой верхушки общества; тимократия - власть военных; охлократия - «власть толпы»; анархия - безвластие, отсутствие власти; демократия - власть народа.

В дальнейшем эти понятия пополнялись древнеримскими (латин­скими) терминами, например, диктатура - система и способ власти, обеспечивающие господство какой-либо общественной группы, идейно- политического течения или отдельного лица и опирающиеся главным образом на насилие.

В социально-политических учениях Средневековья доминировала идея божественного происхождения власти, а также концепция приори­тета власти церковной перед светской.

В XV - XVI вв.

эпоха Возрождения выдвигает в центр власти и политики человека. Никколо Макиавелли стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой преобла­дают рационально-практические установки и соображения, а не «божий промысел». Средневековым воззрениям он противопоставлял «естест­венные причины», лежащие в основе властных действий и политиче­ских решений, а также «полезные правила», которыми должны руково­дствоваться носители политической власти.

Его идеи намного опередили свое время и в значительной мере предвосхитили будущий рациональный подход к власти и политике, от­ношение к ним как к науке и искусству управления обществом, что в полной мере стало характерным для политической мысли XX столетия.

Современные исследователи сосредоточивают свое внимание на исследовании функциональных характеристик власти, отодвигая на зад­ний план вопрос о ее социально-классовых корнях, о причинно- следственных связях политических, властных структурах и принимае­мых политических решениях с социальной дифференциацией общества, с реальным соотношением социальных сил. Стремление к власти трак­туется как проявление «одной из разновидностей социальной энергии личности как таковой».

Так, М. Вебер решительно отвергал идею власти ради власти, гос­подства ради господства, как некую самоцель, как реализацию опреде­ленных внутренних психических потребностей честолюбивой личности.

Он рассматривал любую власть лишь как «шанс достичь послушания во имя определенного порядка или управления», что нашло свое выраже­ние в теории типов законной (легитимной) власти (господства).

Дальнейшее развитие учения о власти связано с теорией струк­турного функционализма (Т. Парсонс и др.). Именно здесь был сделан вывод о сущностном сходстве политической функции власти и эконо­мической функции денег. На основе функционального подхода появи­лась «ролевая» теория, где власть рассматривалась как способность или потенциальная возможность одних людей принимать решения, оказы­вающие влияние на действия и поведение других людей, т.

е. власть - один из атрибутов социальных ролей в социальной системе.

В теории элит (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное) со­держится утверждение о необходимости и неизбежности наличия в со­ставе любой социальной структуры особых, высших слоев, призванных играть решающую роль в важнейших сферах жизни общества, обеспе­чивать их нормальное функционирование. Эта роль гарантируется осо­быми, выдающимися способностями и качествами входящих в элиту людей и оправдывает их особый, по существу привилегированный со­циальный статус.

В 80-е годы XX столетия теория элит получила свое дальнейшее развитие в рассмотрении вопроса критериев «новой элитарности», ко­торым стал высочайший профессионализм, способность и умение управлять и руководить на уровне наивысших достижений управленче­ской науки.

В этом отношении особый интерес представляет концепция «ме- ритократии» (власть, основанная на заслугах, власть достойных). Это понятие было введено в употребление М. Янгом (роман-антиутопия «Возвышение меритократии: 1870 - 2033»).

Последней модификацией теории элит является технократизм, или технократия (власть ремесла, власть мастерства). Все варианты технократических концепций исходят из особого права на власть людей, являющихся носителями высшего научно-технического знания.

К определению сущности власти существует множество подхо­дов, которые условно можно разделить на атрибутивно- субстанциональные и реляционные.[1]

Атрибутивно-субстанциональные концепции трактуют власть как атрибут (от лат. attribio - придаю, наделяю; необходимое, сущест­венное, неотъемлемое свойство объекта), либо как самодостаточный «предмет» или «вещь». В рамках этого подхода речь идет о потенци­ально-волевых, инструментально-силовых и структурно- функциональных концепциях власти.

Потенциально-волевые концепции определяют власть как способ­ность или возможность политического субъекта осуществлять свою во­лю. Именно такой подход отличает немецких политологов (И. Фихте, Г.

Гегель, К. Маркс, А. Шопенгауэр, М. Вебер).

Инструментально-силовые концепции власти присущи англо­американской политологии. Здесь власть отождествляется со средства­ми ее реализации. Основоположником такого подхода был Т. Гоббс, ко­торый понимал власть как реальное средство принуждения, как форму силового воздействия. Аналогичных взглядов придерживаются сторон­ники «силовой модели» власти англо-американской школы «политиче­ского реализма», трактующие власть как силовое воздействие полити­ческого субъекта, контролирующего определенные ресурсы и при необ­ходимости использующего прямое насилие (Д. Кэтлин, Г. Моргентау).

Широкое распространение получили системная и структурно- функциональная концепции власти (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, М. Крозье и др.). В рамках системного анализа выделяются три подхода к пониманию власти. Первый: власть - свойство или атрибут макросо- циальной системы. Т. Парсонс определял власть «как реальную способ­ность единицы системы аккумулировать свои интересы (достичь целей, пресечь нежелательное вмешательство, внушить уважение, контролиро­вать собственность и т. д.) в контексте системной интеграции и в этом смысле осуществлять влияние на различные процессы в системе». Вто­рой подход рассматривает власть на уровне конкретных систем -семьи, организации и т. д. (М. Крозье). Третий подход определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической со­циальной системы (М. Роджера).

Ряд представителей системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактует власть как средство социального общения (коммуникации), ко­торое позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивает интеграцию общества. Назначение власти состоит, по их мнению, в раз­решении постоянно возникающего противоречия между необходимо­стью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами.

Реляционные (от англ. relation - отношение, связь, зависимость) концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнера­ми, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этой концепции выделяются три основных варианта:

1) теория «сопротивления»;

2) теория «обмена ресурсами»;

3) теория «раздела зон влияния».

В теории «сопротивления» (Д. Картрайт, Дж. Френч и др.) рас­сматриваются такие властные отношения, в которых субъект власти по­давляет сопротивление ее объекта. Поэтому разрабатываются класси­фикации различных степеней и форм сопротивления.

В теории «обмена ресурсами» (П. Блау, К. Хайнинкс и др.) рас­сматриваются ситуации, при которых неравномерно распределяются ре­сурсы между участниками социальных отношений и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, имеющие «дефицитные ресурсы», могут трансфор­мировать эти излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение.

Теория «раздела зон влияния» (Д. Ронг и др.) рассматривает не каждое действие в отдельности, а в их совокупности при оценке приро­ды существующих отношений власти, подчеркивая момент изменяемо­сти ролей участников взаимодействий. Так, если в одной ситуации вла­стью обладает один индивид по отношению к другому, то с трансфор­мацией сферы влияния позиции участников меняются.

В науке существуют также бихевиористские концепции власти, которые рассматривают ее как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Этот подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимо­действию реальных личностей, обращая особое внимание на субъектив­ную мотивацию власти. Так, Г. Лассуэлл считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стрем­ление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни, приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т. п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

К этой концепции власти примыкают ее психологические интер­претации. В рамках психоанализа стремление к власти трактуется как проявление, сублимация подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (З. Фрейд) или же психическую энергию вообще (К. Г. Юнг).

Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функ­цию субъективной компенсации физической или духовной неполноцен­ности. Власть возникает как взаимодействие воли к власти одних и го­товности к подчинению, «добровольному рабству» - других. Как считал З. Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его пред­расположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защи­щенности и успокоения с помощью любви к властителю.

Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а лишь подчеркивают многомерность, многозначность этого по­литического феномена.

Власть - это один из важнейших видов социального взаимодей­ствия и означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Структура власти состоит из таких элементов, как: источники власти, субъекты власти, объекты власти, функции власти, ресурсы вла­сти, основания власти (рис. 1).

Источники власти - авторитет, сила, престиж, закон, богатство, социальный и политический статус, тайна, интерес, знания и т. д. По мнению некоторых экспертов, в частности О. Тоффлера, основными ис­точниками власти, властным первоначалом являются: сила (низшее ка­чество власти), богатство (среднее качество власти), и знания (высшее качество власти). В современном мире, по его мнению, знания (в раз­личных формах: информация, искусство и т. д.) подчинили себе силу и богатство, став определяющим фактором функционирования власти.[2]

Рис 1. Структура власти.

Субъект власти является одним из основных компонентов вла­сти, воплощающим ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей и т. д. Для реализа­ции властных отношений субъект должен обладать определенными ка­чествами:

- желание властвовать;

- воля к власти;

- компетентность;

- знание сути дела, состояния и настроения;

- умение использовать ресурсы власти;

- авторитетность.

Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведе­ние объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, ко­торые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом за­висит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейше­го элемента власти.[3]

Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица. Власть - всегда двустороннее, асиммет­ричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъ­екта и объекта.

Объект власти - это тот, на кого направлено воздействие субъек­та. Им может быть отдельный индивид, социальная группа, различные общности людей, классы, нации и т. д. Власть невозможна без подчине­ния объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и мощными средствами принуждения.

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования прости­раются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объек­та властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от си­туации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.[4]

Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основы­ваться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повино­вению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убеж­денности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом но­сителем власти у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т. е. спо­собность ее субъекта влиять на объект. Минимальная сила власти на­блюдается в том случае, если власть основывается на страхе, вызывае­мом угрозой санкций. Максимальная сила власти достигается в случаях отождествления подчиненного с руководителем.

Функции власти составляют: господство, руководство, регуля­ция, управление, контроль, координация, мобилизация и т. д. Конкрети­зируя эти функции, можно сказать, что одним из предназначений поли­тической власти является разрешение противоречий между необходи­мостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняю­щимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, от­дельных личностей. В выполнении этих функций у каждой политиче­ской власти свои цели и задачи, конкретные программы, ресурсы и т. д.

Основания и ресурсы власти также являются важнейшими структурными элементами власти. Под основаниями власти понимают­ся ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ре­сурсы - это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут использоваться) для укрепления самой власти и ее основа­ний. Под ресурсами понимаются все те средства, использование кото­рых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории «социального обмена» (П. Блау), согласно которой в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресур­сов. Люди, которые не имеют ресурсов, получают их в обмен на испол­нение распоряжений обладателей ресурсов.

По сферам жизнедеятельности общества можно выделить эконо­мические, социальные, юридические, административно-силовые и куль­турно-информационные основания и ресурсы власти.

Экономические основания власти характеризуются господствую­щей формой собственности, материальными ценностями, необходимы­ми для общественного производства и потребления, деньгами, золото­валютными запасами страны, плодородными землями, полезными иско­паемыми и т. д. Поэтому экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная, научно-техническая, налоговая и др. виды политики, а также внешнеэкономическая деятельность, направленная на укрепление безопасности страны.

Социальные основания власти - это социальные группы и слои, на которые опирается власть. Состав этих групп определяется общест­венным строем страны, ее политическими, культурно-историческими традициями. Социальные ресурсы - это способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной страти­фикации общества. Они частично совпадают с экономическими ресур­сами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресур­сом, вместе с тем характеризует и социальный статус - социальный ре­сурс. Наряду с этим социальные ресурсы включают в себя и такие пока­затели, как должность, престиж, образование, медицинское обслужива­ние, социальное обеспечение и т. д.

Юридические основания власти составляют материальная база юриспруденции, совокупность законов, на которых формируется и дейст­вует власть. Юридические ресурсы - это различного рода инструкции, по­становления, указы и т. д., не охваченные действующим законодательством. К их числу можно, например, отнести указы президента, постановления правительства, судебных и других исполнительных органов.

Административно-силовые основания власти составляет совокуп­ность властных учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность стра­ны, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппа­рат. К их числу относятся органы законодательной и исполнительной власти, государственной безопасности, внутренних дел и т. д. Поэтому административно-силовыми ресурсами власти выступают: система под­бора и подготовки кадров, обладающих необходимыми профессиональ­ными качествами, оружие, снаряжение и т. д.

Культурно-информационные основания власти включают в себя систему организаций, сохраняющих и развивающих культурный потен­циал страны, системы получения и переработки информации, средства массовой коммуникации и информации, компьютерные технологии и сети. Поэтому культурно-информационные ресурсы составляют духов­ные ценности, знания, информация, а также средства их получения и распространения.

Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны и по своему содержанию сущест­венно шире этих оснований. В современной российской политической науке доминирующим является подход, при котором ресурсы общества подразделяются на два вида:

1) материально-экономические;

2) духовно-информационные,

Каждый из них дает возможность, с одной стороны, возвысить политических агентов в потенциальном статусе и ранге, а с другой - увеличить их мобилизующую силу и давление.[5]

В социотехнологической цепочке самой власти ресурсы играют самостоятельную роль в обеспечении научной обоснованности приказа (распоряжения), в организации контроля, для убеждения, наказания и поощрения, а также для обеспечения эффективной обратной связи от объекта власти к ее субъекту. При таком подходе ресурсы делятся на организационные, принудительные, поощрительные и нормативные.

Организационные ресурсы направлены на создание оптимальных ор­ганизационных структур управления, гарантирующих быстрое прохожде­ние приказа до исполнителя и обеспечение надежного контроля. Они долж­ны использоваться рационально и блокировать естественную потребность чиновничьего аппарата к расширенному самовоспроизводству.

Принудительные ресурсы - комплекс мер административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа. Они также используются для предотвращения нежелательных для власти форм по­литической активности населения: забастовок, митингов, демонстраций, пикетов и т. д.

Поощрительные ресурсы - это материальные и социальные блага, с помощью которых власть «подкармливает» определенные слои насе­ления. В результате этого стимулируется выполнение распоряжений власти соответствующими объектами.

Нормативные ресурсы - средства воздействия на ценностные ори­ентации и морально-этические нормы объектов власти. Они ориенти­руют на социальное партнерство руководителей и подчиненных, фор­мируют определенный кодекс поведения, связанный с профессиональ­ным и гражданским долгом.

Ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при на­учно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.

Пространство политической власти характеризуется тремя изме­рениями. Первое измерение образуется отношениями политического субъекта и той социальной общности, интересы которой он представля­ет. Это «ось представительства». Второе измерение представляет собой многообразие отношений политического субъекта и социальных инсти­тутов общества, «властвующей элиты». Это «институциональная ось». На третьей оси откладываются «технологии» решения политическим субъектом встающих перед обществом проблем. Это «ось политической деятельности». Каждое из этих измерений упирается в политического субъекта. В рамках каждого из этих измерений действуют свои меха­низмы реализации властных отношений.

Анализ политической практики требует учета двух важнейших форм ее организации - технологии и стратегии, каждой из которых при­сущ свой тип рациональности. И политическая технология, и политиче­ская стратегия являет собой определенную последовательность дейст­вий по достижению намеченных результатов. Однако в первом случае последовательность действий организуется вокруг цели, а во втором - организующим началом являются способы и методы работы. В рамках политической стратегии не могут не учитываться конкретно- исторические ситуации. Политическая технология универсальна. Дейст­венность идей, вокруг которых строится политическая стратегия, в зна­чительной степени определяется характером и обликом политического субъекта, выдвинувшего их. Политическая технология вне субъекта требует подчинения «логике дела» любого субъекта, заинтересованного в достижении результатов.

Искусство политики определяется способностью найти тот вариант соотношения технологии и стратегии, при котором достижение результатов способствует повышению статуса и влияния политического субъекта.

Все эти представления послужили методологической основой для эмпирических исследований. Так, при анализе отношения кандидата в депутаты с населением, удалось установить, что его значимость на по­литической сцене непосредственно зависит от морального облика, ма­неры держаться во время общения, степени проникновения его образа в сознание населения, новизны предлагаемых им инициатив и т. д. При этом имеют определенное значение социальные, половозрастные, про­фессиональные признаки, а также принадлежность к определенному по­литическому блоку. При этом можно измерить более или менее точно два показателя - степень адаптированности инициатив кандидата среди населения и степень проникновения его образа. Формула значимости политического субъекта будет выглядеть при этом следующим образом:

1 (моральный облик + манера держаться) хСАО

Фзн= САИ

где САО - степень адаптированности образа;

САИ - степень адаптированности инициатив.

Таким образом, с одной стороны, чем известней кандидат, тем выше его значимость, а с другой стороны, чем банальнее его инициати­вы (т. е. всем уже хорошо известны), тем ниже его значимость.

Вторая формула показывает значимость политического субъекта в его взаимодействиях с другими политическими субъектами и своей со­циальной базой, т. е. во втором измерении власти.

способ политической активности х характер социальной базы степень противодействия других политических субъектов

Способ политической активности можно свести к ряду показате­лей, в частности, к уровню активности. Под характером социальной ба­зы понимается ее объем и степень сплоченности. Чем выше уровень по­литической активности и чем мощнее социальная база, тем выше сте­пень значимости политического субъекта, если он не встречает сильно­го противодействия со стороны своих оппонентов. С помощью этой формулы можно описать типичные политические стратегии.

Значимость политического субъекта определяется эффективно­стью решения социальных проблем и степенью информированности об этом населения. Это отношение было получено в результате анализа третьего измерения политической власти и имеет следующий вид:

Фз2н = индекс эффективности решения проблемы X СИ,

где СИ - степень информированности.

Политическая власть обладает рядом отличительных черт:

1) легальность в использовании силы и других средств властвова­ния в пределах страны;

2) верховенство, обязательность ее решений для всего общества и для других видов власти;

3) публичность, т. е. всеобщность и безличность, что означает об­ращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права;

4) моноцентричность, т. е. наличие единого центра принятия ре­шений (в отличие от экономической, социальной, культурно- информационной, которые являются полицентричными);

5) многообразие ресурсов.

Власть, существующая в обществе, может быть типологизирована по самым различным основаниям. Так, в зависимости от ресурсов власть может быть подразделена на экономическую, социальную, пра­вовую, административную, принудительную, информационную и поли­тическую.

Экономическая власть - это контроль над экономическими ресур­сами, собственность на материальные ценности.

Социальная власть - распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот, привилегий и т. д.

Правовая власть - создание необходимого правового, подзаконно­го положения существующего политического режима.

Административная власть - подбор и расстановка управленческих кадров на всех уровнях власти.

Принудительная власть - контроль за людьми с помощью приме­нения или угрозы применения физической силы.

Информационная власть - это власть над людьми, осуществляе­мая с помощью научных знаний и информации. Эта власть способна служить разным целям: или распространять объективные сведения о деятельности правительства, положении общества, или же манипулиро­вать обществом с помощью специальных методов обмана, управления сознанием и поведением людей вопреки их воле и интересам.

Политическая власть подразделяется на государственную и обще­ственную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство и т. д.), органа­ми правопорядка (полиция, армия, прокуратура, суды и т. д.), а также юридической базой.

Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

Политическая власть существует в двух основных формах: офи­циальная, легальная с формализованной структурой, и неформальная, неофициальная (власть влиятельных групп, лиц, лидеров кланов.).

В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную и т. д. В зависимости от функций ее органов она подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную; по способам взаимодействия субъекта и объекта - на демократическую, авто­ритарную, тоталитарную и т. д. По широте распространения выделяются мегауровень - международные организации (ООН), макроуровень - цен­тральные органы государства (парламент, правительство страны), мезо- уровень - региональные организации (администрации и правительства ре­гионов) и микроуровень (органы местного самоуправления).

Различные виды общественной власти находятся в сложном взаи­модействии. Многие политологи считают важнейшей среди них эконо­мическую власть, власть собственников средств производства, и других общественных богатств. В рыночном обществе, где почти все имеет це­ну и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадле­жит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко исполь­зуются для подкупа избирателей и политиков. Концентрация экономи­ческой власти у крупных собственников создает опасность установле­ния плутократии - прямого политического правления небольшой группы богачей. В западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, государством и обществом.

Политическая власть, испытывая сильное воздействие экономиче­ской власти, в то же время достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям. В определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать информационная власть. Ее монополизация отдельной группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективность собственной политики.

Во взаимодействии различных властей в обществе наступает так называемый кумулятивный эффект - усиливающееся накопление вла­сти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхожде­ние в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая по­литическая должность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям и информационному влиянию; последние же, в свою очередь, улучшают возможности занятия лидирующих политических позиций и повышения дохода.[6]

Слияние политической, экономической, социальной и информа­ционной властей присутствует в тоталитарных государствах. При демо­кратических режимах происходит разделение как всех видов властей между собой, так и внутри каждой из них: в экономике - наличие мно­жества конкурирующих центров влияния; в политике - разделение вла­стей между государством, партиями и группами интересов, государст­венной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в ду­ховной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм и т. д.

В современных государствах существуют различные способы властвования: демократические (власть осуществляется при участии ис­полнителей ее решений), авторитарные (единоличное правление с огра­ниченным контролем над подданными), тоталитарные (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом), конституционные (правление в рам­ках закона), деспотические (всевластие, произвол, опора на насилие), либеральные (уважение свободы личности, ее фундаментальных прав).

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите этапы становления власти в системе политических от­ношений.

2. Сопоставьте наиболее известные научные подходы к сущности политической власти.

3. Схематически отобразите систему властных отношений с ука­занием ее ключевых элементов.

4. Перечислите типы власти, существующие в обществе, и обос­нуйте причины главенства политической власти над другими ее видами.

5. Определите основания властных отношений.

6. Обоснуйте примерную иерархию ресурсов властных отношений.

7. Назовите основные способы властвования.

<< | >>
Источник: Меркулов П.А.. Политология: Учебник для бакалавров, обучающихся по спе­циальности 39.03.03 «Организация работы с молодежью».Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, - 328 с.. 2015

Еще по теме 3.1. Сущность и структура политической власти:

  1. 1. Особенности формирования и распределения политической власти
  2. 2. Способы и методы осуществления политической власти
  3. 1. Политическая власть и политическая система
  4. 3.4. Функции и структура политических партий
  5. Тема 1.ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  6. §7.1. Понятие и структура государственной (политической) власти
  7. Вопрос 9 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
  8. Модуль 3. Лекция 3. Политический процесс, его сущность и структура
  9. 2. Проблемы свободы личности, политической власти и государства в русской политической мысли XIX – начала ХХ вв.
  10. 1. Политическая власть как объект политологического анализа.
  11. 1. Природа и сущность политической власти
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -