<<
>>

2. Права человека

Конкретным выражением значимости для Понятие прав человека политических систем гуманистических

принципов и ценностей применения власти являются права человека. Права человека представляют собой совокупность норм и принципов, которые закрепляют систему политических отноше­ний, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и со­циальных благ.

Права человека имеют нормативное и институциональное (реальное) содержание. В первом своем качестве они выступают в виде универсальных требований к организации любой политической системы, которые могут при­меняться как критерии оценки международных и внутриполитических отноше­ний. С этой точки зрения права человека существуют как система универсаль­ных политических норм и стандартов, которые действуют независимо от харак­тера режима правления и конституционной системы конкретной страны. Это некая планка требований, к которым должна приспосабливаться каждая систе­ма власти. Особенно показательно действие этой нормативной системы в меж­дународных отношениях. Например, в документах ОБСЕ соблюдение прав че­ловека рассматривается выше принципа невмешательства во внутренние дела отдельных государств. Это заставляет все страны, стремящиеся быть членами Евросоюза, соответствующим образом изменять свои конституционные и поли­тические порядки, стиль деятельности на международной арене. В целях заши­ты данных принципов Европейское сообщество осуществляет коллективные (в том числе вооруженные) акции против стран, где имеют место массовые нару­шения прав человека. В частности, на этой политико-правовой норме была раз­работана стратегия «гуманитарной агрессии» стран НАТО при вторжении в югославскую провинцию Косово для прекращения «этнических чисток» режи­мом Милошевича.

Несмотря на стремление западных демократических государств утвер­дить универсальный характер прав человека, в ряде таких стран, как Китай, Сингапур, Иран, Бангладеш, Сирия и Малайзия, отрицают существование абсо­лютных прав и свобод личности, за исключением тех, которые предписаны и действуют в рамках законодательства отдельных государств.

Нередко для обоснования этого положения политики ссылаются на неприменимость «инди­видуализированных» прав человека к странам, где господствуют коллективист­ские ценности или наличествуют острые политические конфликты, распростра­нены социальные болезни.

Однако к таким заявлениям следует относиться как к сугубо политиче­ским позициям. Ведь личность всегда есть порождение конкретного общества, и потому стремление ограничить ее права и свободы по преимуществу говорит о недостаточной демократичности этих стран. В настоящее время появляется все больше оснований утверждать, что формирование отношения людей к себе как к полноценным гражданам, требующим уважения их прав и достоинства, является поистине общемировым процессом. Об этом же свидетельствует и на­растание демократических настроений и движений в названных странах, что указывает на расширение и усиление потребности людей в свободе, уважении человеческого достоинства и личном самовыражении. Все это говорит о том, что национальные особенности не являются препятствием для реализации прав человека.

Вместе с тем права человека фиксируют реальную защищенность и га- рантированность прав и свобод в конкретном государстве. Таким образом, вы­ступая как реальный политический институт, права человека свидетельствуют о наличии в конкретном государстве конституционных и законодательных норм, специальных учреждений по охране прав и свобод, ресурсов, идущих на обеспечение данных целей, и т.д. Иными словами, в качестве политического института права человека фиксируют ту или иную степень реализации универ­сальных требований в конкретной стране. В целом институциональное содер­жание прав человека зависит от уровня демократичности существующих поли­тических порядков, сложившихся традиций и обычаев населения, от наличия материальных ресурсов страны, степени ее вовлеченности в систему мировых хозяйственных и политических отношений. Например, даже в некоторых демо­кратических странах Запада равные права женщин были признаны лишь после Второй мировой войны (в Японии и Франции - в 1940 г., в Швеции - в 1974-м, а в графстве Лихтенштейн - в 1981 г.).

В настоящее время в отдельных странах этот институт власти все еще не укоренен, в некоторых странах он способен обеспечить выполнение лишь оп­ределенной части прав человека. Например, в Российской Федерации права че­ловека закреплены в виде конституционной нормы, существует должность по­стоянного представителя Президента по правам человека, полномочия которого дают ему возможность применять санкции к любым политическим структурам и лицам в случае нарушения ими соответствующих норм и законов. Но, не­смотря на наличие таких политических инструментов, в России имеются мно­гочисленные факты преследования и дискриминации людей по этническим мо­тивам, в тюрьмах и отделениях милиции применяются пытки и т.д.

Трудности исторического развития прав человека как реального полити­ческого института в значительной степени определялись тем, что идеи и прак­тика утверждения равноправия граждан складывались на фоне фактического неравенства людей в области владения материальными и духовными ресурса­ми. В силу этого борьба за гражданские и политические, социальные и куль­турные права, за равноправие рас и народов, мужчин и женщин, людей разных национальностей была неразрывно связана с противоречивым воплощением принципа социальной справедливости. Революции XX в. показали, что госу­дарственной политике нельзя чрезмерно разводить требования равноправия с сохранением фактического равенства, что абстрактные требования равенства

перед законом не должны усложнять и обострять реальные отношения людей.

Впервые свое юридическое выражение права человека получили в 1776 г. в Вирджинской Декларации, которая впоследствии была положена в основу Билля о правах (конституции) США и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В настоящее время права человека закреплены во Всеоб­щей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948), в Европейской конвенции о защите прав и свобод че­ловека (1950), Международном Пакте о гражданских и политических правах (1966), Декларации прав ребенка (1959), Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации (1981), Конвенции против пыток и других бес­человечных видов обращения и наказания (1984) и ряде других международных документов.

В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью в нашей стране, а их соблюдение и защита - первостепенная обязанность государства.

Все названные международные и внутриполитические документы исхо­дят из того, что происхождение прав и свобод человека не связано с волей кон­кретного государства. Их базой являются неотъемлемые свойства людей, ле­жащие в основании свободы, справедливости и всеобщего мира. Таким обра­зом, человек признается равноправным с государством субъектом власти, при этом его права неразрывно связываются с определенными видами гражданских обязанностей.

Основные теоретические Проблема прав человека как самостоя-

тракто^и прав человека тельная политическая проблема актуали­

зировалась по мере развития общества и усложнения взаимоотношений между обществом, государством и индивидом. Впервые представления о правах человека сформировались в У1-У вв. до н.э. в рамках теорий естественного права, которые развивали китайские мыслители Мао-Цзы, софисты, Аристотель и др. Их основные идеи состояли в признании равенства людей от рождения и справедливости наделения их одинаковыми, обусловленными человеческой природой правами. Такое естественное право утверждалось в качестве основания условного (позитивного, писаного) права, предполагающего его законодательное закрепление. В то же время сторонники этих идей осознавали изменчивость юридических установлений, способных и не утвердить равенства всех людей в конкретном государстве. Поэтому впо­следствии свои важнейшие надежды они связывали с договорным характером государственности. В средние века сложились основы юридически- позитивистского подхода, приверженцы которого отрицали всякое негосудар­ственное происхождение человеческих прав. Они исходили из рациональной природы государства, его неизменности и независимости от социально- экономических предпосылок, не различали право (человека) и закон (государ­ства) , а права личности не имели в их глазах никакого приоритета над правами государства.

По их глубокому убеждению, права граждан должны были изме­няться в зависимости от целесообразности и государственных потребностей.

Творцы либеральных теорий настаивали на том, что естественные, свя­щенные для человека права существуют независимо от государства. Более того, сам этот институт власти несет, по их мнению, угрозу социально обретенным качествам и правам личности. В качестве основных они рассматривали полити­ческие и гражданские права индивида, не придавая особого значения его соци­ально-экономическим возможностям. Но, видя свою главную задачу в огражде­нии человека от внешней агрессии со стороны государства, либералы чрезмер­но изолировали личность от общества и государства, не замечая, что формаль­ное равенство лишает наименее защищенные слои населения возможности ре­ально пользоваться его плодами.

В рамках современных концепций прав и свобод человека также утвер­ждается их неотъемлемый и универсальный характер. Однако, несмотря на признание противоречивости отношений индивида и государства, в них допус­кается частичное изменение его прав и свобод содержания. И все же, даже вре­менно подавляя некоторые из прав, государство не в силах отнять их у челове­ка. Поэтому современные политологи приводят аргументы против чрезмерной концентрации прав «наверху», а тем более против группового диктата правя­щей элиты в вопросах определения объема и характера предоставляемых чело­веку прав и свобод. Но и при этом особый упор делается все-таки на взаимную ответственность человека и государства за гарантированность и использование прав.

Вообще считается, что в настоящее время в процессе налаживания отно­шений индивида с уже зрелым, правовым и социальным государством полити­ческие права утрачивают свой былой приоритет. Они становятся вторичными и служат в известной степени предпосылкой осознания гражданами всего спектра прав и форм их реализации. Но наибольшее внимание уделяется нарастающей индивидуализации в понимании и реализации прав человека. Постепенно ут­верждается идея, что человек волен сам определять формы реализации своих прав и свобод.

Государство - лишь средство поддержания индивидуальных инициатив, орудие создания наиболее благоприятных условий для развития личности.

Эволюция теоретических воззрений не всегда коррелирует с наличием конкретных стандартов в предоставлении человеку прав, принятых в конкрет­ных политических системах. Теоретические воззрения могут оставаться сугубо интеллектуальной величиной, а могут постепенно влиять на практику реализа­ции прав человека. В значительной степени такое проникновение зависит от характера правящего режима и присутствия у него определенных материальных ресурсов. Так, в СССР наряду с ресурсным обеспечением ряда социально- экономических прав гражданам длительное время не только не предоставля­лись реальные политические права, но и под флагом борьбы с «мещанством» и «обывательской психологией» постоянно снижался авторитет индивидуальных жизненных ценностей, прав на личную, неподконтрольную государству жизнь. В то же время в современных постиндустриальных, постмодернистских обще­ствах индивидуализация прав и свобод становится центральной политической идеей, на которую работают по сути дела все политические институты. В ряде случаев права и свободы личности даже начинают властвовать над особыми правами государства, порождая дезинтегративные тенденции в обществе и соз­давая новые, неведомые миру проблемы в отношениях свободного индивида и государства.

Типология прав человека Длшэдшая б°рьба чел°вечества за с°-

блюдение прав и свобод личности, дина­мика представлений о ее месте и роли в политически организованном сообществе, а также многообразие исторических условий породили богатую палитру прав человека. В самом широком понима­нии права человека распадаются на негативные и позитивные.

К первым из них относятся такие права и свободы, которые основаны на препятствовании необоснованному вмешательству государства и других лиц в суверенные дела индивида, это права, лежащие в основании индивидуальной свободы личности. Они не требуют от государства накопления и распределения материальных и иных ресурсов и вообще каких-либо специальных созидающих действий, кроме исключения несправедливого вмешательства в дела и интере­сы личности, посягательства на ее свободный выбор. Негативные права ограж­дают личность от ограничений и принуждения со стороны государства, ме­шающих ей действовать самостоятельно. К таким правам можно отнести прак­тически все либеральные права человека. Они абсолютны и не зависят от уров­ня развития конкретной страны, предполагая лишь признание суверенности че­ловеческой личности и уважительное отношение к ее самостоятельному выбору со стороны государства.

В свою очередь, позитивные права основываются на ответственности го­сударства за предоставление личности определенных социальных благ, напри­мер, прав на образование, охрану здоровья, доступ к культурным ценностям и т.д. В данном случае гарантированность этих прав непосредственно зависит от уровня социально-экономического развития государства, от заинтересованно­сти правящих кругов в реальном проведении соответствующей государствен­ной политики и, что немаловажно, от профессионализма государственных слу­жащих, способных обеспечить такой характер управления обществом. Ведь по­нятно, что для обеспечения права человека на охрану здоровья необходимо иметь развитую инфраструктуру лечебных учреждений, страховые компании и соответствующие материальные средства. Вместе с тем, даже имея в наличии подобные ресурсы, провозглашение права на этот вид социальной помощи мо­жет остаться формальной декларацией, если в государстве нет заинтересован­ности правящих слоев или госслужащие не обладают должной компетенцией для проведения такой государственной политики.

В силу ограниченности большинства государств в материальных ресур­сах, а также неодинаковой потребности различных слоев населения в тех или иных общественных благах, обеспечение позитивных прав неразрывно связы-

с с ТЛ

вается с перераспределительной политикой государства. В частности, ее осу­ществление предполагает первостепенное обеспечение теми или иными блага­ми наиболее нуждающихся слоев населения, предоставление определенных льгот и преимуществ отдельным категориям граждан (например, пенсионерам, матерям-одиночкам и др.), сохранение социальной адресности в предоставле­нии тех или иных благ, призванной исключить иждивенчество и паразитизм.

С более содержательной точки зрения права и свободы человека разде­ляются на гражданские, политические, социально-экономические, культурные и экологические.

Гражданские, или личные, права - это тот круг присущих человеку от рождения прав, которые конституируют его автономность и индивидуальность, достоинство и самобытность, предохраняют его от посягательств и произвола власти. К ним, как правило, относят право на жизнь и достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность. Обеспечение данных прав государство гарантирует на основе законодательного закрепления презумпции невиновно­сти, публичного и независимого суда, неприкосновенности жилища, тайны пе­реписки, свободы передвижения, выбора места жительства, а также свободы любых действий, не противоречащих закону.

Политические права обеспечивают возможности участия граждан в управлении делами государства и общества. К такого рода правам относятся свобода слова, печати, совести, право на получение информации, право на объ­единение с единомышленниками (создание политических ассоциаций), свобода избирать и быть избранным в представительные органы государства, свобода союзов, демонстраций и т.д.

Гражданские, а равно и политические права первоначально были основ­ным предметом борьбы человека и власти, государства и общества. Именно благодаря утверждению этих прав «первого поколения» личность постепенно обретала новые возможности в обществе, усиливала свое влияние на государст­во и проводимую им политику. Вехами на этом историческом пути стали: ут­верждение всеобщего избирательного права, конституционные гарантии прав в демократических государствах, включение их в международные документы. Огромный гуманистический заряд несет с собой и отмену в большинстве со­временных европейских стран смертной казни.

Социально-экономические права - это права и возможности граждан в сфере производства, обмена и потребления материальных ресурсов, в области распоряжения продуктами своего труда и факторами материальной деятельно­сти Их называют правами «второго поколения», которые стали результатом борьбы за социальные гарантии и защиту личности в сфере производства, ак­тивно начатую еще со второй половины XIX в. Во второй половине XX в. под влиянием социалистических партий на Западе, а также стран бывшего социали­стического блока, первыми закрепившими в своих конституциях широкий спектр социальных и экономических гарантий населения, эти права получили и международное юридическое признание, войдя в 1948 г. во Всеобщую Декла­рацию прав и свобод человека и гражданина.

К таким правам относятся право на собственность, свободу экономиче­ской деятельности, индивидуальные трудовые права (право на труд, справедли­вую оплату труда, защиту от безработицы, выбор профессии) и право на кол­лективные действия по защите трудовых прав, а также право на жилище, охра­ну здоровья, образование, участие в культурной жизни. В настоящее время наиболее полно эта группа прав обеспечивается в правовых социальных госу­дарствах - Швеции, Германии, Канаде, США и некоторых других, где достиг­нут самый высокий уровень социально-экономического обеспечения населения.

Проблемы общественного развития последней трети XX в., связанные, к примеру, с усилением взаимозависимости государств в современном мире и, как следствие, формированием новой системы международных отношений или экологическим кризисом, вызвали к жизни права «третьего поколения», де­лающие акцент на отношения между государством и личностью в сфере куль­туры и экологии. К этим правам можно отнести право человека на мир и соци­альное развитие, здоровую экологическую внешнюю среду, приобщение к по­нимаемым как общее достояние человечества культурным ценностям, свобод­ное передвижение по миру и т.д.

Обеспечение этой группы прав затруднено из-за целого ряда обстоя­тельств, а именно из-за политики режимов, склонных к деспотизму и не заинте­ресованных в контактах своего населения с народами других стран, из-за мно­гообразия политических, в том числе вооруженных, конфликтов; вследствие разницы в материальных ресурсах и необходимости колоссальных затрат на­циональных государств и мирового сообщества в целом на сохранение здоро­вой окружающей среды и т.д. В значительной мере реализация именно этой группы прав приближает человечество к той цели, которую предрекали его многие величайшие умы, и в частности русский ученый В.И. Вернадский, - к объединению человечества в единый - в экономическом, информационном и других отношениях - организм. Однако на этом пути сегодня еще слишком много противоречий.

Основные нарушения прав В современном мире существует множество человека различных политических режимов с собст­

венными моделями взаимоотношений госу­дарства и личности, своими стандартами соблюдения прав и свобод человека. Демократические режимы соседствуют с авторитарными, либеральные с коммунистическими. Изъятия отдельных прав сочетаются с массовыми нарушениями прав человека. А как писал русский ученый М. Бакунин, всеобщая свобода присутствует лишь там, где «она рас­пространяется на каждого», где свободное общество представлено совокупно­стью «массовых примеров».

В принципе в определенных условиях государство, в зависимости от сво­их реальных возможностей, может менять содержание экономических или со­циальных прав. В чрезвычайных условиях, для защиты конституционного строя оно может даже приостанавливать реализацию определенных гражданских прав, ограничивать свободы, поражать в правах тех или иных лиц (например, лишать лиц, обвиняемых в уголовных преступлениях, права быть избранными в органы власти) или группы (запрещая экстремистские партии и движения). Од­нако и здесь существуют четкие границы возможностей для государства, ори­ентированного на соблюдение прав и свобод личности. Например, даже при чрезвычайных обстоятельствах законодательно устанавливаются пределы и сроки действия таких ограничений. И при этом ряд основополагающих прав, к примеру, право на жизнь, свобода совести, свобода вероисповеданий, право на жилище или право на судебную защиту, вообще не подлежат отмене.

Но есть и такие способы действий режимов, которые направлены на ог­раничение прав как фундаментальных начал в отношениях государства и чело­века. К таким способам относятся, например, введение неоправданных (возрас­тных, материальных, территориальных) цензов, ограничивающих возможности граждан на формирование органов власти и на участие в их работе; или закреп­ление разрешительного вместо регистрационного порядка регулирования поли­тической активности населения, при котором власть берет на себя правоуста­навливающие функции, что в конечном счете отрицает фундаментальный ха­рактер политических прав.

В целом, с учетом мирового опыта, можно выделить следующие четыре группы нарушений прав человека со стороны государства и отдельных полити­ческих сил (в порядке значимости):

- геноцид и этнические «чистки», гражданские войны, политический тер­роризм;

—апартеид, расовая дискриминация, сегрегация;

—ограничение политических прав гражданина;

—уничтожение окружающей природы, введение ограничений на получе­ние информации, сокращение доступа к культурным ценностям.

Предотвратить нарушения прав человека можно только при должной по­литической воле правящего режима, а в более широком плане - при установле­нии в конкретных странах гарантий взаимной ответственности государства и гражданина. Современные демократические государства далеко ушли от прин­ципов регулирования отношений с обществом по принципу Талиона («око за око», «зуб за зуб»), придя к необходимости создания системы, уравновеши­вающей права и ответственность государства и гражданина. И подобно тому, как конкретный человек несет, к примеру, воинскую повинность, так и должно­стные лица государства должны отвечать за причиненный личности ущерб. По­этому историческая траектория современного развития требует сильного демо­кратического государства, которое стояло бы на страже прав и свобод лично­сти.

<< | >>
Источник: Соловьев А.И.. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А. И. Соловьев -М.: Аспект Пресс, - 559 с.. 2003

Еще по теме 2. Права человека:

  1. 10.2. Международный механизм защиты прав и свобод человека10.2.1. Международная защита прав человека
  2. 23.3. Права человека и международное право
  3. Тема 2.2. Права человека и гражданина в Российской Федерации
  4. 1. Права человека и права гражданина
  5. § 1. Всеобщие права человека и конституционный статус личности
  6. § 2. Устав ООН и Международный билль о правах человека
  7. Управление Верховного комиссара по правам человека
  8. § 2. Система международного праваправ человека
  9. § 4. Суд и права человека
  10. Глава 24. Проблемы теории социального государства. Права человека
  11. § 1. Права человека как нормативная форма взаимодействия индивидов
  12. 21.3. Права человека и международное право
  13. 51. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -