<<
>>

1. Понятие политической культуры

Сущность и понятие политической культуры

Многое из того, что в настоящее время от­носится к политической культуре, содержа­лось еще в Священном Писании, анализи­ровалось и описывалось мыслителями

древности Конфуцием, Платоном, Аристотелем.

Однако сам термин появился много позже - в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя И. Герде- ра. Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформирова­лась только в конце 50-х - начале 60-х гг. XX столетия в русле западной поли­тологической традиции.

Американский теоретик Г. Алмонд, исследуя политическую систему, вы­делил два уровня ее анализа: институциональный, характеризовавший инсти­туты и их функции, нормы и механизмы формирования государственной поли­тики, и ориентационный, выражающий особые формы ориентации населения на политические объекты. Эти ориентации содержали в себе «познавательные» (представая как знания о строении политической системы, ее основных инсти­тутах, механизмах организации власти), «эмоциональные» (выражающие чувст­ва людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных институтов и олицетворял власть в глазах населения), а также «оценочные» (выступающие как суждения, опирающиеся на ценностные критерии и стандарты оценки по­литических явлений) аспекты. В совокупности эти ориентации и характеризу­ют, по мнению Алмонда, такое специфическое явление, как политическая куль­тура.

Анализ этих сторон отношения человека к политической системе сосре­доточивая внимание на разделяемых людьми ценностях, локальных мифологи­ях, символах, ментальных стереотипах и прочих аналогичных явлениях, давал возможность понять, почему, например, одинаковые по форме институты госу­дарственной власти в разных странах действуют порой совершенно по-разному. Таким образом, идея политической культуры позволяла глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на тра­диционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресур­сов и т.д.

Впоследствии американцы С. Верба, Л. Пай, В. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглхарт и другие ученые существенно до­полнили и развили учение о политической культуре. Причем, несмотря на то, что практически всеми учеными политическая культура связывалась с наличи­ем ценностной мотивации, верований, присущих национальному характеру идеалов и убеждений, вовлекающих человека в политическую жизнь, тем не менее для многих из них данное понятие стало символом обобщенной характе­ристики всего субъективного контекста политики. Как, в частности, писал С. Верба, «политическая культура - это то, что задает форму проявления связи между событиями в политике и поведением индивидов как реакции на эти со­бытия; дело в том, что, хотя политическое поведение индивидуумов и групп является ответом на действия официальных лиц из правительства, войны, изби­рательные кампании и тому подобное, оно еще в большей степени определяется тем (символическим) значением, которое придается каждому из этих событий людьми, их наблюдающими. Можно сказать, что это не более чем проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют то, что ви- дят»[54]. Неудивительно, что в русле такого подхода политическая культура рас­ценивается некоторыми теоретиками как не более чем «новый термин для ста-

107

рой идеи» .

И все же понятие политической культуры постепенно завоевало свое ме­сто в науке, все больше и больше проявляя свой специфический характер в от­ражении политических явлений. В настоящее время в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры. Одна группа уче­ных отождествляет ее со всем субъективным содержанием политики, подразу­мевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.). Другая группа ученых видит в политической куль­туре проявление нормативных требований (С. Байт) или совокупность типич­ных образцов поведения человека в политике (Дж.

Плейно). В данном случае она предстает как некая матрица поведения человека (М. Даглас), ориенти­рующая его на наиболее распространенные в обществе нормы и правила игры и, таким образом, как бы подтягивающая его действия к сложившимся стандар­там и формам взаимодействия с властью.

Третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ориентации в практическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум). Такое понимание раскрывает практические формы взаимодействия человека с государством как выражение им своих наиболее глубинных пред­ставлений о власти, политических целей и приоритетов, предпочтительных и индивидуально освоенных норм и правил практической деятельности. Характе­ризуя неразрывную связь практических действий человека в сфере власти с по­иском своих политических идеалов и ценностей, политическая культура интер­претируется как некая постоянно воспроизводимая на практике духовная про­грамма, модель поведения людей, отражающая самые устойчивые индивиду­альные черты поведения и мышления, не подверженные мгновенным измене­ниям под влиянием конъюнктуры или эмоциональных переживаний.

В этом смысле стиль политической деятельности человека раскрывает политическую культуру как совокупность наиболее устойчивых форм, «духов­ных кодов» его политического поведения, свидетельствующих о степени сво­бодного усвоения им общепризнанных норм и традиций государственной жиз­ни, сочетании в его повседневной активности творческих и стандартных для конкретного общества приемов реализации прав и свобод и т.д. В этом смысле политическая культура представляет собой форму освоенного человеком опыта прошлого, того позитивного наследия, которое оставлено ему предшествую­щими поколениями. И поскольку в мышлении и поведении человека всегда со­храняется определенный разрыв между освоенными и неосвоенными им нор­мами и традициями политической игры, сложившимися в обществе традициями и обычаями гражданской активности, то у него сохраняется и мощный источ­ник переоценки и уточнения своих ориентиров и принципов, а следовательно, и развития своей политической культуры.

В настоящее время понятие политической культуры все больше обогаща­ется смыслами, производными от «культуры» как особого явления, противо­поставляемого природе и выражающего целостность жизненных проявлений общества. В силу этого и политическая культура все больше рассматривается как политическое измерение культурной среды в конкретном обществе, как ха­рактеристика поведения конкретного народа, особенностей его цивилизацион- ного развития. В этом смысле политическая культура выражает движение при­сущих народу традиций в сфере государственной власти, их воплощение и раз­витие в современном контексте, влияние на условия формирования политики будущего. Выражая этот «генетический код» народа, его дух в символах и ат­рибутах государственности (флаге, гербе, гимне), политическая культура по- своему интегрирует общество, обеспечивает в привычных для людей формах стабильность отношений элитарных и неэлитарных слоев общества.

Так понятые политические культуры различных обществ взаимосвязаны не по типу «низшая-высшая», а как самостоятельные духовные системы, оттор­гающие или поглощающие (ассимиляция) одна другую либо взаимопроникаю­щие и усваивающие язык и ценности друг друга (аккомодация). Поэтому не­возможно признавать наличие высоких или низких политических культур; счи­тать, что одна культура может быть ступенькой или целью развития другой; что культуры в обществе может быть больше или меньше. Политическая культура - это органически присущая обществу характеристика его качественной цело­стности, проявляющаяся в сфере публичной власти.

Рационально обобщая описанные подходы, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, во­площающих их ценностные представления о смысле и целях развития ми­ра политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества.

Однако, несмотря на свою нейтральность (невозможность применять критерии одной культуры для оценки другой), политико-культурные явления все же обладают некой ценностной определенностью.

Иными словами, если субъект руководствуется идеями, пренебрегающими ценностью человеческой жизни, чувствами неприязни и ненависти, ориентируется на насилие и физиче­ское уничтожение другого, то распадается сама ткань политической культуры. В этом случае в сфере власти культурные ориентиры и способы политического участия уступают место иным способам политических взаимоотношений. По­этому фашистские, расистские, шовинистические движения, геноцид и терро­ризм, охлократические формы протеста и тоталитарный диктат властей не спо­собны поддерживать и расширять культурное пространство в политической жизни.

Таким образом, констатируя невозможность построения всех форм Уча­стия граждан в политике на образцах культуры, а также признавая разную сте­пень обусловленности институтов власти принятыми в обществе ценностями, следует признать, что политическая культура способна сужать или же расши­рять зону своего реального существования. Вследствие этого она не может быть признана универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Развиваясь по собственным законам, она способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.

В то же время политическая культура вмещает в себя чрезвычайно широ­кий круг гуманистически ориентированных ценностей (и обусловленных ими форм поведения), которые отличают разнообразие жизни конкретных обществ, слоев населения, их обычаев и традиций. Применительно к отдельному обще­ству это означает и то, что его политическая культура содержит разнообразные субкультуры, т.е локальные, относительно самостоятельные группы ценно­стей, норм, стереотипов и приемов политического общения и поведения, под­держиваемых отдельными группами населения.

Функции политической культуры Воплощая целостно-смысловую детер­минацию активности человека в сфере

власти, политическая культура характе­ризует его способность понимать специфику своих властно значимых интере­сов, действовать при достижении целей не только в соответствии с правилами политической игры, но и творчески перестраивая приемы и способы деятельно­сти при изменении потребностей и внешних обстоятельств.

Сочетая ценност­ную мотивацию с чувственными и рациональными побуждениями человече­ских действий, политическая культура не просто содержит в себе элементы, по­зволяющие человеку одновременно выглядеть «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» (В. Парето), но и проявляется в самых разнообразных формах. В частности, она может существовать в виде духовных побуждений и ориента­ции человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а так­же в институциализированном виде, т.е. будучи закрепленной в строении орга­нов политического и государственного управления, их функциях. Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически и уж тем более инсти­туционально, постольку между названными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.

Политической культуре свойственны определенные функции в политиче­ской жизни К важнейшим можно отнести следующие функции:

идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в по­нимании своей групповой принадлежности и определенииприемлемых для себя способов участия в выражении и отстаиванииинтересов данной общности;

ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому ото­бражению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретнойполитической системе;

предписания (программирования), выражающей приоритетность опре­деленных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения челове­ка;

адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к из­меняющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

социализации, характеризующей приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам воз­можность сосуществования в рамках определенной политической системы, со­хранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в це­лом;

коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и ин­ститутов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

В процессе реализации своих функций политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во- первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для об­щества формы политической жизни. Причем в силу устойчивости ценностных ориентации в сознании человека такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Поэтому и в периоды проводимых государством реформ целые слои населения могут под­держивать прежние политические порядки, противодействуя новым целям и ценностям. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций нередко заканчивается либо определенным воз­вратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения внутренне освоить новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического разви­тия).

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетради­ционные для общества формы социальной и политической жизни, а в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устрой­ства.

В различных исторических условиях, а чаще всего при нестабильных по­литических процессах некоторые функции политической культуры могут зату­хать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций госу­дарственной жизни, в результате чего неизбежно обостряется полемика между различными общественными группами, и особенно теми из них, которые при­держиваются противоположных позиций относительно правительственного курса. Вместе с тем в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на не­привычных для населения целях и ценностях.

Политическая культура - явление полиструк- Структура политической J л? г;

турное, многоуровневое. Многообразные связи

культуры

политической культуры с различными социаль­ными и политическими процессами предопре­деляют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние струк­туры политической культуры отражают технологию формирования политиче­ского поведения субъектов, этапы становления политической культуры кон­кретной страны, наличие разнообразных субъектов (элит, электората, жителей отдельных стран и регионов), но главное - различный характер и удельный вес различных ценностей.

Так, к примеру, В. Розенбаум считает, что ориентации людей относитель­но политической системы есть «базовые компоненты политической культу- ры»[55]. В частности, он предлагает дифференцировать ориентации на следую­щие блоки:

^ ориентации относительно институтов государственного управления; в этот блок входят ориентации относительно режима (государственных институ­тов, норм, символов, официальных лиц) и относительно «входов» и «выходов» политической системы, выражающих оценку различных требований к государ­ственной власти, ее решений, эффективности их реализации; ^ ориентации относительно «других» в политической системе, включающие политическую идентификацию (осознание принадлежности к нациям, государ­ствам, жителям определенных районов и др.), политическую веру (означающую убежденность человека в позитивных или негативных последствиях действий взаимодействующих с ним людей) и выработку субъективных предпочтений относительно «правил игры» и господствующего правопорядка; ^ ориентации относительно собственной политической деятельности, вклю­чающие оценку своей политической компетентности (при участии в политиче­ской жизни, использовании при этом определенных ресурсов), веру в свою спо­собность оказывать реальное воздействие на институты власти.

Политические ориентиры и ценности могут структурировать политиче­скую культуру и с учетом их различного значения и роли для Формирования политической деятельности человека. В этом смысле могут выделяться миро­воззренческие, гражданские и собственно политические ценности.

Так, ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне встраивает представления о политике в его индивидуальную картину мира, ин­дивидуальное восприятие жизни. Это заставляет его соотносить свои нравст­венно-этические представления (о добре, смысле жизни) с особенностями по­литической сферы, формировать представления о роли политики в достижении им своих главных жизненных целей. В рамках гражданских ориентиров чело­век осознает свои возможности как участника публичных отношений, в кото­рых действуют особые органы и институты (органы государственного управле­ния, суд и др.), чья деятельность влияет на наличие и реализацию его прав и свобод. С точки зрения собственно политических представлений человек вы­рабатывает свое отношение к практическим формам деятельности конкретного правительства, партий, официальных лиц и т.д.

На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно про­тиворечивые представления. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззрен­ческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переос­мысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это прида­ет процессам формирования и развития политической культуры дополнитель­ную сложность и противоречивость. А степень соответствия уровней ценност­ной ориентации непосредственно определяет характер целостности и внутрен­ней неравновесности политической культуры.

Типичным способом структуризации политической культуры является различение ценностных ориентиров и способов политического поведения в за­висимости от принадлежности людей к социальным, национальным, демогра­фическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим общественным группам. Тем самым политическая культура предстает как совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.

Такой подход позволяет увидеть, что в конкретных странах и государст­вах наибольшим политическим влиянием могут обладать, например, религиоз­ные (в Северной Ирландии и Ливане), этнические (в Азербайджане) или эли­тарные (в переходных обществах) субкуль-ТУРЫ. В этом смысле наиболее важными элементами субкультурной Дифференциации политической культуры являются личностные осо-енности лидеров и элиты, характеризующие их спо­собности к выражению интересов рядовых граждан и эффективному управле­нию и Росту легитимации власти.

<< | >>
Источник: Соловьев А.И.. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А. И. Соловьев -М.: Аспект Пресс, - 559 с.. 2003

Еще по теме 1. Понятие политической культуры:

  1. Проблема культуры в контексте социологического знания ХХ века
  2. «ОБЪЕКТИВНОСТЬ» СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО­ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
  3. § 1. Понятие политической системы общества
  4. § 1. Понятие политической системы общества
  5. 9.1. Понятие политической системы общества. Политическая структура
  6. 3.3.1. Понятие политического процесса
  7. 1. Сущность и содержание политической культуры
  8. Глава 4. СОВРЕМЕННАЯ (ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ) ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
  9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  10. 1. Понятие политической культуры
  11. §1. Категория "политическая система" в политологии Понятие "политическая система" и ее основные компоненты
  12. §1. Понятие политической культуры и ее структура
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -