<<
>>

Особенности современной российской политической культуры

Политическая культура отдельной страны обычно формируется в про­цессе переплетения различных цен­ностных ориентации и способов по-

литического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов об­щественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и элек­тората, а также других обстоятельств, выражаюших устойчивые черты цивили- зационного развития общества и государства.

Базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием наиболее мощных, не утративших своего влияния и в настоящее время факторов. Прежде всего к ним можно отнести геополитические причи­ны, выражающиеся, в частности, в особенностях ее лесостепного ландшафта, в наличии на большей части территории резко континентального климата, в больших размерах освоенных человеком территорий и т.д. Влияя на жизнь мно­гих и многих поколений, эти факторы (причины) определили для значительных, в основном сельских, слоев населения основной ритм жизнедеятельности, уста­новки и отношение к жизни. К примеру, зимне-летние циклы способствовали сочетанию в русском человеке степенности, обломовской созерцательности и долготерпения (вызванных длительной пассивностью в зимний период) с по­вышенной активностью и даже взрывным характером (берущих истоки в необ­ходимости многое успеть за короткое лето).

Собственное влияние на доминирующие черты российской политической культуры оказали и общецивилизационные факторы, отразившие самые пока­зательные формы организации совместной жизни россиян, их базовые ценности и ориентиры. Например, к ним можно отнести социокультурную срединность между ареалами Востока и Запада; постоянную ориентацию государства на чрезвычайные методы управления; мощное влияние византийских традиций, выразившееся, к примеру, в доминировании коллективных форм социальной жизни; отсутствие традиций правовой государственности и низкую роль меха­низмов самоуправления и самоорганизации населения и т.д.

В XX в. уничтоже­ние тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гумани­тарной интеллигенции, офицерства) и народностей, отказ от рыночных регуля­торов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идео­логии существенно трансформировало многие тенденции в развитии россий­ской цивилизации, нарушило естественные механизмы воспроизводства рос­сийских традиций, разорвало преемственность поколений и развитие Ценно­стей плюралистического образа жизни, деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом.

Длительное и противоречивое влияние различных факторов в настоящее время привело к формированию политической культуры российского общества, которую можно охарактеризовать как внутренне Расколотую, горизонтально и вертикально поляризованную культуру, где ее ведущие сегменты противо­речат друг другу по своим базовым и второстепенным ориентирам. Основные слои населения тяготеют в большей степени к культурной программатике либо рациональной, либо традиционалистской субкультур, опирающихся на основ­ные Ценности западного и восточного типа. Во многом эти неравноценные по своим масштабам и влиянию субкультуры пронизаны и различными идеологи­ческими положениями и подходами.

В основании доминирующей традиционалистской субкультуры россий­ского общества лежат ценности коммунитаризма (восходящие к общинному коллективизму и обусловливающие не только приоритет групповой справедли­вости перед принципами индивидуальной свободы личности, но и в конечном счете - ведущую роль государства в регулировании политической и социальной жизни), а также персонализированного восприятия власти, постоянно провоци­рующего поиск «спасителя отечества», способного вывести страну из кризиса. Ведущей политической идеей является и «социальная справедливость», обу­словливающая по преимуществу морализаторские оценки межгрупповой поли­тической конкуренции. Характерно для таких культурных ориентации и недо­понимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнитель­ским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью, незаинте­ресованность в систематическом контроле за властями, отрицание значения ко­дифицированной законности и предпочтение ей своей, «калужской» и «рязан­ской законности» (Ленин). Этот тип политической культуры отличает еще и склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрас­положенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысо­кая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования.

В противоположность этим ориентирам у представителей более рациона­лизированных и либерально ориентированных ценностей система культурных норм и воззрений включает многие из тех стандартов, которые характерны для политической культуры западного типа. Однако большинство этих ценностей еще не прочно укоренено в их сознании и имеет несколько книжный, умозри­тельный характер.

Как уже отмечалось, практически все политические культуры той или иной страны представляют собой сочетание различных субкультур. Например, даже в достаточно интегрированной американской политической культуре Д. Элазар выделяет индивидуалистскую, моралистскую и традиционалистскую субкультуры. Две весьма различные политические культуры сложились в со­временном Китае (КНР и Гонконг). Однако в российском обществе уровень различий и противостояния между субкультурами крайне высок. Если, к при­меру, традиционалисты мифологизируют особость России, то демократы - ее отставание, первые критикуют западный либерализм, вторые - косную россий­скую действительность. При этом и тех, и других отличают неколебимая уве­ренность в правоте «своих» принципов (обычаев, традиций, лидеров и т.д.), от­ношение к компромиссу с оппонентами как к недопустимому нарушению принципов и даже предательству.

По сути дела такая форма взаимного противостояния политических суб­культур есть современная редакция того культурного раскола, который сло­жился в нашем обществе еще в годы крещения Руси и ведет свой путь через противостояние сторонников язычества и христианства, приверженцев собор­ности и авторитаризма, славянофилов и западников, белых и красных, демокра­тов и коммунистов. В силу этого взаимооппонирующие субкультуры не дают возможности выработать единые ценности политического устройства России, совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.

Как показывает опыт развития российского общества, его культурная са­моидентификация возможна на пути преодоления раскола и обеспечения орга­нического синтеза цивилизационного своеобразия развития страны и мировых тенденций к демократизации обществ и расширению инокультурных контактов между ними.

Трансформировать в этом направлении политико-культурные ка­чества российского общества можно прежде всего путем реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надежно контролируемым представителям народа.

Нашему обществу необходимы не подавление господствовавших прежде идеологий и не изобретение новых «демократических» доктрин, а последова­тельное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально- экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных матери­альных ресурсов, контроль за управляющими. Политика властей должна обес­печивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентации, объединяющих, а не противопоставляющих позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих идейное влияние политических экстремистов. Только на такой основе в обществе могут сложиться массовые идеалы гражданского достоинства, самоуважение, демо­кратические формы взаимодействия человека и власти.

<< | >>
Источник: Соловьев А.И.. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А. И. Соловьев -М.: Аспект Пресс, - 559 с.. 2003

Еще по теме Особенности современной российской политической культуры:

  1. Глава восьмая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
  2. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
  3. 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
  4. 2.1. Современные представления об объекте и предмете социологии
  5. 10. Политические и правовые учения в Российской империи (XVШ-XX в.в.) и в первый послереволюционный период
  6. 4. Современное состояние российской науки зарубежного конституционного права
  7. § 5. Особенности конституционно-правового регулирования статуса политических партий
  8. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
  9. 4.3. Государство и политические партии
  10. Глава восьмая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
  11. Концепция правового государства в становлении современной российской государственности
  12. § 7. РЕКЛАМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
  13. 4.2.2. Политическая культура России: тенденции развития
  14. Глава 4. СОВРЕМЕННАЯ (ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ) ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
  15. Глава 3. ПАРАДОКСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
  16. 3. Современное российское государство.
  17. Особенности современной российской политической культуры
  18. Тема 2. Основные этапы становления и развития политической мысли
  19. Тема 15. Демократия — политическая форма организации общества. Концепции демократии
  20. 7.4. Проблемы формирования демократической политической культуры в современном российском обществе
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -