<<
>>

1.Происхождение политики

Причины возникнове ния политики

В практической жизни человека никакие историче ски устойчивые формы и способы его существова ния не возникают в результате произвольного жела

ния отдельных лиц или групп.

Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедея­тельности. Так произошло и с политикой, сформировавшейся в результате пе­ресечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем.

Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимо­действия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а по­тому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях разви­тия человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы и способы общежития. Вследствие же усложнения и интенсификации социаль­ных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиоз­ной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспо­собными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворе­ние многих групповых потребностей.

Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием со­циальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффектив­ных способах регулирования во многом изменившихся человеческих взаимоот­ношений.

Эта потребность реализовывалась по мере становления государства как специфического общественного института, оказавшегося способным создать общеобязательные формы социального поведения для всех слоев населения.

Принудительная сила публичной власти - нового механизма обеспечения груп­повых интересов - выводила общество на качественно иной уровень регулиро­вания социальных связей и отношений, где каждый их участник неизменно ощущал доминирующее влияние этой силы.

Возникновение новой системы регуляции социальных контактов групп высветило полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обы­чаев и традиций в качестве механизмов упорядочения социальных конфликтов. Только государственная власть явилась той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разнообраз-1 ных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить] порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятель-Л ность государства имела целью примирение противоборст­вующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала высту­пать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных соци­альных групп.

Политика и возникла в связи с необходимостью реализации таких инте­ресов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддава­лись удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, пред­полагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагива­ли их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конку­ренции К. Мангейм называл политику «самостийной» величиной, т.е. явлением, не способным возникнуть в результате искусственной реконструкции.

Понятно, что интересы, заставляющие человека переступать грань поли­тической жизни, в основном имеют не индивидуальный, а над-персональный, групповой характер. Они приобретают определенное значение для человека как представителя конкретного класса, нации, той или иной части населения.

По­этому импульсы политической жизни исходят оттуда, где различные общности, стремясь к реализации собственных целей, влияют на положение (цели, стату­сы, интересы) других слоев, вовлекая государство как посредника в урегулиро­вание этих споров.

Учитывая сказанное, политику можно было бы определить как совокуп­ность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов. В этом смысле политика понимается как результат столкновения разнонаправленных действий групп, соперничающих и друг с другом, и с пра­вительством, которое тоже являет собой особую группу и потому защищает не только общесоциальные, но и собственные интересы.

Как глобальный механизм регулирования социальных отношений поли­тика есть способ рационализации межгрупповых конфликтов и институциали- зации межгруппового диалога, придания процессу конкуренции за власть в ос­новном цивилизованных и мирных форм. При этом структура и строение поли­тического взаимодействия не дают возможности какой-то одной стороне, дос-

с с ТЛ

тигая своей цели, игнорировать наличие и противодействие конкурентов. В противном случае политика вырождается в монополизацию власти, превра­щающую политическую «игру» за власть в форму административного диктата.

С момента своего зарождения государство служит тем центром силы, ко­торый способен принудительными методами организовать должное распреде­ление ресурсов, статусов, ценностей. Вот почему даже там, где между собой конкурируют партии или иные участники политики, борьба внутренне нацелена на овладение той или иной частью полномочий этого института. Правда, в сфе­ре международной политики не существует какого-то единого государства, но и там политические отношения складываются по поводу оспаривания прав того центра и источника силы, который де-факто временно обладает такими ре­альными возможностями и полномочиями (например, ООН, олицетворяющая действенность системы международного права, или НАТО, обладающее сило­выми ресурсами, позволяющими ему в то или иное время выступать от лица международного сообщества).

По своему характеру политическое регулирование означает использова­ние государством принудительных способов урегулирования, как бы «поверх» находящихся в распоряжении сторон ресурсов. Например, не зависимо от эко­номической обоснованности использования материальных ресурсов государст­во может перераспределить их в пользу наиболее нуждающихся членов обще­ства или в силу политической целесообразности поддерживать убыточные предприятия, строить и разрушать рыночные связи и т.д. С этой точки зрения политика представляет собой способ упрощения конфликтов, когда все их многообразное содержание подводится под общий знаменатель государствен­ной воли. Вместе с тем она возникает тогда, когда деятельность государства становится объектом заинтересованности различных групп, общим для актив­ной части населения делом.

Политика как социальная сфера В°зникн°вение п°литическ°г°

способа обеспечения межгруппо­вой конкуренции сопровожда­лось формированием особого слоя управляющих государством, которые ста­ли профессионально заниматься регулированием социальных отношений, вы­работкой и поддержанием соответствующих норм и правил социальной дея­тельности. Появление же государства как нового центр< социального притяже­ния качественно изменило и статусы конкурирующих сторон, для которых воз­можности удовлетворения их нужд и запросов стали зависеть не столько от имеющихся у них способностей или ресурсов, сколько от степени их близости или удаленности от центра публичной власти.

Этот качественно новый тип зависимости давал группам шанс за счет одной лишь помощи государства существенно расширить набор социальных благ для своих членов. Для поддержания постоянных контактов с государством эти группы вынуждены были создавать особые ассоциации, защищающие их властно значимые интересы и цели: партии, лобби, группы интересов и др. Ста­ли меняться способы и формы включения людей в сферу публичной власти, механизмы социализации, содержание ролевых и функциональных нагрузок

человека, а также другие параметры его поведения в этой социальной области.

Совокупность такого рода изменений, связанных с процессом становле­ния и укрепления государства, свидетельствовала о возникновении в обществе особой сферы социальных отношений, в которой группы конкурируют между собой за влияние и контроль над публичной властью. Иными словами, процесс оспаривания государственных полномочий со стороны групповых субъектов породил особый политический уровень общественных отношений, или новый вид социальности, который «уводил» общество от тех форм социальной орга­низации жизни, что поддерживали целостность и интеграцию человеческих связей на основе структур локальной солидарности, «местечковых» нравов и физического превосходства одной части населения над другой. Политика дала людям новые, дополнительные возможности для овладения общественными ре­сурсами, породив при этом соответствующие способы и приемы их распреде­ления и перераспределения.

Таким образом, политика формировалась как особая система связей, со­храняющая объединенность жизни людей и скрепляющая их социальные узы посредством публичной власти. Она стала средством приведения разрушающих общество конфликтов к необходимой для выживания общества форме и его продвижения вперед за счет повышения уровня межгруппового согласия. По­литика сформировалась как механизм перераспределения важнейших матери­альных, информационных, духовных и иных ресурсов, находящихся в распо­ряжении не только государства, но и всего общества в целом. Она преобразова­ла разрушительные последствия межгрупповых противоречий в созидательные импульсы общественного развития. Благодаря политике общество освободи­лось от варварского способа удовлетворения групповых интересов - борьбы на уничтожение. С политикой люди обрели возможность вести конкурентную борьбу по правилам, согласовывая свои интересы с интересами социального целого.

Однако, совмещая потребности и цели человеческих объединений, поли­тика неизбежно подвергает их селекции, создавая дополнительные возможности наиболее перспективным и жизнеспособным с точки зрения общества группам.

Политика как глобальный механизм социальной регуляции способна изменять и «перевертывать» статусы групп, создавая для тех или иных слоев населения условия жизни, более адекватные общеколлективным и межгрупповым интере­сам. Конечно, здесь коренится постоянная возможность ошибки, возможность неверного определения и интересов общества, и возможностей отдельных групп. Позже мы увидим, как политика компенсирует свои генетические слабо­сти, сейчас же важно подчеркнуть, что политика как способ постоянного выбо­ра приоритетов, поиска и сознательного определения наиболее перспективных направлений общественных изменений и развития является своеобразным ис­кусством налаживания и поддержания социального диалога. Как особая соци­альная сфера политика демонстрирует различную степень концентрации уси­лий власти в налаживании межгрупповых отношений. Если процессы форми­рования органов государственной власти и принятия ими политических реше­ний составляют как бы эпицентр политики, ее ядро, то за его границами, на пе­риферии этих процессов могут решаться задачи, только приближающие те или иные силы к реальной конкуренции за власть. Например, группы, не способные на очередных выборах выиграть спор за власть, используют их не для борьбы за голоса избирателей, а для «обкатки» своего имиджа в глазах общественного мнения, апробирования программ, т.е. для позитивного закрепления своего курса в сознании избирателей в надежде использовать эту память на следую­щих выборах. По мере развития государства и общества, формирования тради­ций демократического и гуманистического использования принудительных ме­тодов для конструирования социальной жизни неизбежно видоизменяются воз­можности и характер политического регулирования. Если в период складыва­ния государства политика использовалась как способ жесткого подавления со­циального протеста различных слоев населения, то в современных демократи­ческих государствах она последовательно обретает черты механизма поддерж­ки социального и культурного экспериментирования групп и личности, под­держки индивидуальных жизненных проектов.

В то же время невероятная сложность формирования политики, постоян­но существующая внутренняя возможность использования ее конструктивных возможностей в узкоэгоистических интересах правящей группы порождают противоречивые и даже противоположные оценки этого регулятивного меха­низма. Например, У. Бек делает упор на «творческую, самовыражающуюся» сущность политики, которая извлекает из группового противопоставления «но­вые содержания, формы, коалиции», что дает основание рассматривать ее не как «политику политиков», а как «политику общественности», ищущую новые социальные возможности для «самосогласования» интересов и развития социу­ма. В то же время другой немецкий ученый Т. Майер считает, что современная политика «парализует общество», ставя свои возможности на службу не людям, а интересам политиков в области их карьерного продвижения, повышения слу­жебного и общественного статуса, увеличения индивидуальных доходов и т.д.

Функции политики Формируясь в процессе регулирования меж­

групповых противоречий, поддержания цело­стности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зави­сят от выполнения ею следующих функций:

^ выражения и реализации властно значимых интересов групп и сло­ев общества;

^ рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;

^ распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;

^ управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;

^ интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;

^ социализации личности, включения ее в жизнь сложнооргани- зованного государства и общества. Через политику человек приобретает каче­ства, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий подсознательных реакций на полити­ческие процессы, препятствующих рациональному отношению к жизни. Кон­ституируя личность как самостоятельное, активное существо, политика способ­на осуществлять и человекотворческие задачи;

^ обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы об­щения между конфликтующими по поводу власти группами населения, форми­руя или используя для этого специфические институты (СМИ), способы под­держания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшнз - особые техники связи с общест­венностью) ;

^ созидания действительности (проективная функция). Политика спо­собна формировать новые отношения между людьми и государствами, преоб­разовывать действительность в соответствии с планами различных политиче­ских субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, фор­мировать возможности для новых отношений между человеком и природой.

Более частные, разнообразные функции политики складываются при взаимодействии ее с отдельными конкретными сферами жизни (например, со сферой формирования общественного мнения, создания органов власти и т.д.). Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функция­ми, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений.

В целом же функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности. Это говорит не только о том, что отдельные функции способны осуществляться в более или менее развитых формах, но и о том, что в ряде случаев они могут приобретать противоположный своему назначению характер (когда, к примеру, жесткость конкуренции за власть может десоциализировать человека, оттолкнув его от ак­тивной политической жизни). Далее мы увидим, какие качественные изменения происходят с функциями политики в рамках тоталитарных обществ, на поздних стадиях развития современных индустриальных государств, в переходных про­цессах, острых кризисах государственной власти.

Структура политики Выполнение политикой столь специфических

функций предполагает и наличие у нее соот­ветствующей внутренней структуры, которая, собственно, и предопределяет возможность исполнения ею перечисленных за­дач. Эти структурные элементы в своей совокупности обеспечивают формиро­вание политики как целостной и качественно определенной области социаль­ной жизни.

К несущим опорам политики относится прежде всего ее политическая организация, которая представляет собой совокупность институтов, трансли­рующих властно значимые групповые интересы в сферу полномочий государ­ства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть. Партии, лобби, разнообразные политические движения, средства массовой информации, профсоюзы и Другие политические ассоциации и объединения вкупе с предста­вительными и исполнительными органами государства составляют этот органи­зационный фундамент политики.

Важнейшим элементом структуры политики является и политическое сознание. В самом общем виде оно характеризует зависимость политического регулирования от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. С этой точки зрения политика предстает как общественный механизм, специально приспособленный для реализации разнообразных идейных проек­тов.

Воплощенная (объективированная) часть человеческих замыслов и пред­ставлений существует в формах практической деятельности людей, институтах, механизмах и процедурах борьбы за власть, даже в архитектуре государствен­ных учреждений и прочих материализованных формах. В то же время не выяв­ленный мир политического сознания «живет» в поле публичной власти в виде ценностей, идеальных побуждений, оценок, мотивов поведения и т.д. С точки зрения зависимости от политического сознания политика может быть представ­лена как постоянный переход, преобразование различных способов мышления из духовной формы в материальную, и наоборот.

Еще одним структурным элементом выступают политические отноше­ния. Они фиксируют специфические особенности деятельности, направленной на государственную власть, а также устойчивый характер взаимосвязей обще­ственных групп между собой и с институтами власти. В этом смысле политиче­ские отношения раскрывают специфические особенности конкурентных связей, складывающихся между всеми участниками «игры» за власть и определяющих внутренний ритм существования политики, как таковой. Например, политиче­ские процессы могут формироваться в рамках обостренной борьбы сторонни­ков противоположных целей или свидетельствовать об установлении в общест­ве прочного консенсуса по основным целям общественного развития. Не слу­чайно Дж. Сартори считал, что политика может существовать либо в виде «войны», в которой стороны не считаются со средствами достижения целей и ведут борьбу на уничтожение, либо в виде «торга», где свои позиции в государ­ственной власти конфликтующие стороны укрепляют на основе сделок и дого­воров.

Политика как особая сфера жизнедея- Уровни организации политики тельности человека обладает способ­

ностью организовывать свои порядки на различных уровнях социального пространства. Так, регулируя межгосудар­ственные отношения или связи национальных государств с международными институтами (ООН, Евросоюзом, НАТО и др.), политика выполняет роль свое­образного глобально-планетарного механизма регулирования мировых кон­фликтов и противоречий. Здесь ее субъектами и агентами выступают нацио­нальные государства, различные региональные объединения и коалиции, меж­дународные организации. В этом случае политика выступает в качестве наибо­лее высокого по уровню способа регулирования мировых и внешнеполитиче­ских отношений, или как мегаполитика.

Конфликтные взаимоотношения внутри отдельных государств формиру­ют уровень макрополитики. Это наиболее распространенный и типичный уро­вень организации межгруппового диалога. Мезополи-тика характеризует связи и отношения группового характера, протекающие на уровне отдельных регио­нов, локальных структур, институтов и организаций. И наконец, властно зна­чимые отношения индивидов могут воплощаться в микрополитике, представ-

^ с» / \

ляющей наиболее низкий (но отнюдь не самый простой) уровень межличност­ных или внутригрупповых отношений, регулируемых институтами государства.

На каждом уровне своего протекания политические процессы формируют специфические институты, отношения, механизмы и технологии рационализа­ции конфликтов и регулирования споров. Причем каждый уровень обладает из­вестной самостоятельностью, и его особые механизмы не могут «автоматиче­ски» использоваться для разрешения конфликтов на ниже- или вышестоящем уровне. Поэтому, например, международные институты зачастую не способны урегулировать политические конфликты внутри страны. А действия федераль­ных властей нередко бессильны для разрешения какого-нибудь регионального (в частности, межэтнического) конфликта.

Соответственно, каждый из этих уровней организации политики предпо­лагает и особые способы изучения соответствующих процессов, создавая воз­можности даже для концептуализации отдельных отраслей и субдисциплин в политической науке (теории международных отношений, политическая регио- налистика и т.д.).

<< | >>
Источник: Соловьев А.И.. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А. И. Соловьев -М.: Аспект Пресс, - 559 с.. 2003

Еще по теме 1.Происхождение политики:

  1. ДУМЦЫ ПОСЛЕ ДУМЫ: ПОЛИТИКА И СУДЬБЫ, 1917-1976
  2. Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
  3. Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА
  4. § 1. Происхождение центральных (эмиссионных банков) и их сущность
  5. 16.1. Государственная политика в информационной сфере
  6. 3. Политико-правовое учение Ф. Ницше
  7. 8.5. Определение страны происхождения товаров
  8. 12.1. Страна происхождения товаров
  9. 2.4. Общая характеристика теорий происхождения государства и права
  10. 3.2. Основные теории происхождения государства
  11. Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
  12. Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА
  13. § 2. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -