<<
>>

1. ОТКРОЙ УСПЕШНЫЙ БИЗНЕС - ДЕЛОВАЯ ИГРА ОРГПРО 1.1. Постановка деловой игры

Содержание деловой игры

Цель деловой игры ОРГПРО — приобретение ее участниками профессиональных знаний в области моделирования процесса вы­работки и обоснования решений при создании новой организации (нового предприятия).

Концептуальное проектирование предприятия, составляющее содержание деловой игры ОРГПРО как процесса создания ново­го предприятия, охватывает всю совокупность организационных решений, обеспечивающих достижение проектируемым предпри­ятием установленных целей его создания [14, 18, 20, 21].

Структурно в деловой игре выделяются три относительно са­мостоятельные функциональные подсистемы. Функциональная структура деловой игры представлена схематически на рис. 4.1.

ОРГПРО предусматривает работу и выполнение имитационных расчетов в трех функциональных подсистемах:

• выбор объектов и масштабов производства;

• выбор организационно-правовой формы предприятия (ОПФП);

• определение места расположения предприятия (МРП).

Моделирование процесса выбора объектов и масштабов про­изводства продукции на проектируемом предприятии связано с ис­пользованием качественных и количественных методов исследо-

Рис.4.1. Функциональная структура деловой игры ОРГПРО

вания рынков сбыта и маркетинговых исследований возможных объектов производства с целью: выбора продукции, на выпуске ко­торой будет специализироваться предприятие; планирования реа­лизации продукции и цен на нее; обоснования производственной мощности проектируемого предприятия и как результат — фор­мирование его производственной программы.

Маркетинговое исследование рынков и объектов производства в рамках ОРГПРО предполагается осуществлять на базе извест­ных в международной практике методов экспертных оценок и портфолио-анализа (метод матрицы БКГ).

Итерационно в диалоговом режиме оценивается уровень кон­курентоспособности изделий, представленных в портфеле предло­жений, и отбираются изделия для производства. Конкурентоспо­собность изделий в игре определяется на базе оценки научно-тех­нического уровня изделий в сравнении с выбранными аналогами и экспертными оценками их основных параметров. При этом про­изводится оценка постоянных и переменных затрат, необходимых для поддержания данного уровня конкурентоспособности изделия.

В результате качественного анализа рынков сбыта по таким ха­рактеристикам, как емкость рынка, рост спроса, платежеспособ­ность, требования к качеству, ценовая эластичность, проводится их сегментация и отбор рынков, на которых предполагается рабо­тать.

На основании информации о циклах жизни изделий с исполь­зованием метода матрицы БКГ (портфолио-анализа) осуществля­ется планирование реализации продукции, т.е. формирование но­менклатуры и объемов реализации по рынкам сбыта.

Определение цены продукции представляет собой одну из важ­нейших задач подсистемы. На определение цены продукции вли­яет, с одной стороны, себестоимость, а с другой — конъюнктура рынка. Определение нижнего уровня цен предлагается осуществ­лять с помощью известного метода расчета точки безубыточнос­ти (Ьгеак-еуеп-анализа).

В результате итерационных расчетов по модулям функциональ­ной подсистемы «выбор объектов и масштабов производства» вы­рабатываются решения по следующим направлениям:

• номенклатура выпускаемой продукции;

• структура рынков сбыта продукции;

• объемы реализации продукции по рынкам;

• ценовая политика предприятия по рынкам:

• годовая производственная программа предприятия.

Следующим комплексом вопросов, требующих решения в рам­ках деловой игры ОРГПРО, является выбор организационно-пра­вовой формы проектируемого предприятия. Моделирование выбо­ра ОПФ в ОРГПРО осуществляется на основе экспертных мето­дов, в частности известного метода попарного сравнения, путем проведения коллективной экспертизы командой — участницей игры. В качестве критериев выбора ОПФ в модели рассматрива­ются:

• степень хозяйственной самостоятельности;

• возможность концентрации ресурсов;

• возможность развития производственной инфраструктуры;

• возможность рационального использования кадров;

• проведение единой технической политики;

• финансовая стабильность;

• гибкость управления;

• издержки, связанные с учреждением и содержанием пред­приятия.

Моделирование процесса выбора МРП осуществляется (в рам­ках ОРГПРО, итерационно в диалоговом режиме) на основе оцен­ки затрат по каждому из предлагаемых МРП по следующим на­правлениям:

1. Затраты на материалы.

2. Затраты на трудовые ресурсы.

3. Затраты на инвестиции.

4. Затраты на транспортировку готовой продукции по рынкам

сбыта.

Итерационно, учитывая все рассмотренные важнейшие факто­ры, выбирается место расположения предприятия. Возможно оп­тимизировать выбор МРП по критерию минимума суммарных зат­рат.

Все принятые решения по функциональным подсистемам игры находят отражение в предварительном расчете годовых основных технико-экономических показателей проектируемого предприятия. Расчет основных технико-экономических показателей производит­ся для интегральной оценки выполненного проекта предприятия. В качестве основных критериев оценки выполненного проекта вы­ступают предусмотренные в нем масштабы производства продук­ции, уровень издержек производства и реализации продукции, эффективность.

Общий итерационный цикл расчетов в деловой игре ОРГПРО представлен на рис. 4.2.

Участники игры ОРГПРО в процессе обучения осваивают со­временный инструментарий и методы обоснования управлен­ческих решений, включая:

• методы оценки конкурентоспособности изделий;

• методы экспертных оценок;

• метод портфолио-анализа (метод матрицы БКГ);

• анализ ситуаций и способы оценки принимаемых решений;

• метод расчета точки безубыточности (Ьгеак-еуеп-анализ);

• экономико-математические методы оптимизации выбора МРП предприятия.

Характеристика ситуации деловой игры. Участникам игры предлагается создать организацию, специализирующуюся на вы­пуске товаров народного потребления, например недорогой офис­ной мебели. Продуктовый ассортимент организации должен состо­ять не менее чем из двух позиций. Каждый из участников игры (команда) принимает на себя руководство концептуальным проек­тированием одной организации, представляет ее в игре и несет полную ответственность за принимаемые решения.

Рис. 4.2. Схема итерационного цикла расчетов в деловой игре

ОРГПРО

Исходное состояние портфеля предложений (состав изделий, предлагаемых к производству) и рыночной ситуации для всех уча­стников к началу игры одинаково и отражено в банке данных.

В процессе проведения деловой игры ОРГПРО между участ­никами игры устанавливаются отношения конкуренции в следу­ющих сферах:

• производство продукции;

• реализация продукции;

• снабжение предприятия ресурсами (сырье и материалы, пер­сонал);

• приобретение технологического оборудования;

• выбор места расположения предприятия;

• издержки производства;

• инвестиции в создание новой организации;

• ожидаемые финансовые результаты деятельности организа­ции.

Деятельность участников при создании предприятия регламен­тируется рядом условий, характеризующих изделия, предлагаемые к производству, их конструктивно-технологические особенности и конъюнктурный спрос на них, состояние рынка, состав постав­щиков материалов и комплектующих и их производственные мощ­ности, возможные места расположения предприятия. Состав ог­раничений и соответствующих нормативов устанавливается еди­ным для всех участников в начале игры и может изменяться только руководителем игры.

Цели участников игры заключаются в обеспечении:

• создания и возможно более продолжительного функциони­рования своего предприятия;

• устойчивого положения своего предприятия на рынках реа­лизации продукции;

• благоприятного финансового состояния предприятия.

Достижение перечисленных целей обеспечивается рациональ­ной политикой предприятия в области:

• ассортимента производимой продукции;

• масштабов производства продукции;

• реализации продукции на рынках;

• организационно-правовой формы хозяйствования предпри­ятия;

• места расположения предприятия.

Успех осуществляемого участниками менеджмента отражает­ся на планируемых основных технико-экономических показателях организации на год.

<< | >>
Источник: Казанцев А.К., Малюк В.И., Серова Л.С.. Основы менеджмента. Практикум: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, — 544 с.. 2002

Еще по теме 1. ОТКРОЙ УСПЕШНЫЙ БИЗНЕС - ДЕЛОВАЯ ИГРА ОРГПРО 1.1. Постановка деловой игры:

  1. 2. ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И КОНТРОЛЛИНГ - ДЕЛОВАЯ ИГРА СИПРОМЕК 2.1. Постановка деловой игры
  2. 3. ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ - ДЕЛОВАЯ ИГРА СТРАПЛАН 3.1. Постановка деловой игры
  3. Приложение 2. Деловые игры по ФМ ДЕЛОВАЯ ИГРА «ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК»
  4. 4. ИНДИКАТОРЫ УСПЕХА ФИРМЫ - ДЕЛОВАЯ ИГРА СЭМ 4.1. Содержание деловой игры
  5. 3.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Описание подсистемы «Стратегия» деловой игры СТРАПЛАН
  6. 11.7. Деловая игра «Деловые переговоры»
  7. 14.1. Деловая игра «Деловое общение»
  8. 6.5. Деловая игра
  9. ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ: «РЫНОК ТРУДА»
  10. 13.1. Деловая игра «Индивидуальная беседа с подчиненным»