<<
>>

1.3. Современный менеджер и его креативное образование

Менеджер - это профессиональный управляющий; руководи­тель различного уровня, занимающий постоянную должность в ор­ганизации и наделённый определёнными полномочиями в области принятия решений в конкретных сферах деятельности этой органи­зации; ключевая фигура организации, осуществляющая управлен­ческую деятельность и решающая управленческие задачи.
Есть и другие определения.

В современных условиях понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» часто употребляются в учебной, научной литерату­ре, в средствах массовой информации без разграничения понятий.

В России профессия менеджера появилась в конце 80-х или где-то в начале 90-х гг. XX - го века в ходе перестройки социально- экономической и политической жизни общества, перехода нашей страны на рыночную систему управления. Необходимо было осваи­вать рыночные отношения, которые предполагают:

* демократические методы работы;

* конкуренцию;

* частную собственность;

* личный интерес каждого человека;

* учёт жестких правил рынка;

* желание извлечь максимально возможную выгоду из пред­принятого дела;

* новые взаимоотношения « руководитель-подчинённый»;

* бизнес и появление бизнесмена.

Бизнесмен-это собственник, используюшдй свой или привле­чённый капитал с целью организации дела или занятия (бизнеса) для удовлетворения общественных и ( или ) личных потребностей и результате этого получения прибыли. Он может входить в правле­ние или попечительский совет в своей организации, но может и не занимать в ней никакой должности.

Предприниматель (термин был введён в литературу в начале 18-го века французским экономистом Ришаром Кантиллоном ) - предприимчивый, практичный человек, который берёт на себя риск, связанный с организацией нового вида услуг, продукции, идеи, предлагаемых обществу.

Важно уяснить, что термины «менеджер», «бизнесмен», «пред­приниматель» не являются синонимами, хотя и близкие понятия.

Предприниматель чаще всего рискует своим капиталом, а ме­неджер - своей должностью. Хотя в ряде случаев менеджер может быть совладельцем организации, иметь её акции и рисковать ими. Организации не могут успешно функционировать без менеджеров.

По мнению ряда учёных, возникает необходимость в должно­стной иерархии менеджеров. Например, Колин Хэйлс выделяет сле­дующие уровни иерархии менеджеров:

1. Аппаратные менеджеры отвечают за выполнение функций, непосредственно связанных с непроизводственной деятельностью организации, например, за поставки, за юридические и другие вопросы, частично за персонал. При управлении своим персона­лом, аппаратные менеджеры, как правило, действуют так же, как линейные.

2. Линейные менеджеры обычно отвечают за выполнение функ­ций, непосредственно связанных с производством. Они обладают линейными полномочиями, которые передаются от менеджера не­посредственно подчинённому и предоставляют менеджеру узако­ненную власть.

3. Функциональные менеджеры, как правило, несут ответствен­ность за отдельные элементы деятельности организации, например, такие, как управление исследованиями, маркетингом. Они подчи­няются генеральному менеджеру.

4. Генеральные менеджеры чаще всего обеспечивают выполне­ние организацией её основного предназначения, например, разра-

батывают стратегию поведения организации в деловом и фоновом окружении, несут формальную ответственность за результаты всей деятельности организации.

Данная классификация менеджеров интересна для понима­ния сущности менеджмента.

Осуществляя управленческую деятельность, менеджеры, по мнению Минцберга, играют в организации 10 разных ролей, кото­рые он классифицирует в рамках трёх крупных категорий:

• Межличностные роли;

• Информационные роли;

• Роли по принятию решений. ( Подробности см. 16, С. 36-38 ).

Таким образом, менеджмент (по утверждению П. Дракера) - это особый вид деятельности, превращающей неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

Именно менеджмент в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый социальный феномен ХХ1 века: взрыв ОБРАЗОВАНИЯ, но не любого, а прежде всего КРЕАТИВНОГО!

В современных условиях развития экономики качество реше­ний, принимаемых в процессах управления, непосредственно зави­сит от исследовательского подхода к управлению, умения изучать проблемы, определять их истоки и последствия.

Но менеджер сталкивается с проблемами не только в объекте управления — развития организации, но и в процессе управления, который должен совершенствоваться и его совершенствование сего­дня уже не мыслимо без серьезной исследовательской работы.

Креативное мышление — это один из важнейших инструмен­тов современного менеджера, вместе с тем — это инструмент очень деликатный, требующий внимания, а главное — целенаправленного воспитания.

Многие специалисты, в силу их традиционной системы обу­чения, тяготеют к аналитическому мышлению. Лишь немногие, вводят в действие креативные процедуры. Вместе с тем, почти все люди, так или иначе, используют в своей практической деятельно­сти интуицию и творчество.

Понятия «креативная деятельность», «креативные способно­сти», «креативное образование» сегодня уже широко используются как в западной, так и в российской научной, учебной литературе и имеют вполне конкретное и весьма значительное практическое со­держание. Во многих странах, в частности в Великобритании, в не­которых школах бизнеса ведется специальная подготовка менедже­ров по программе креативного менеджмента.

Образование закладывает потенциал успеха в дальнейшей профессиональной деятельности специалиста. В процессе образова­ния формируется комплекс необходимых знаний и навыков, про­фессиональных установок, готовность к определенным видам дея­тельности и к ее ролевой структуре. Образование определяет уро­вень развития тех или иных способностей и даже корректирует и формирует индивидуальность или личностные черты специалиста.

Образование по его видам, содержанию, формам, продолжи­тельности, целевым установкам, методам может быть различным.

Но для современного менеджера сегодня являются наиболее акту­альными и перспективными системное, креативное, непрерывное, фундаментально-практическое, вариативное, ориентированное на качество деятельности и опережающее (перспективное). Однако центральное место среди них занимает креативное образование. Оно как бы интегрирует все другие виды, соединяет их в комплекс весьма важных, позитивных характеристик профессионального формирования и становления менеджера. Креативное образование - образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации, включающее анализ проблем и вариантов деятельности. Это образование, мотивирующее самостоятельное осмысление действи­тельности, самопознание индивидуальности, превращения знаний в потенциал мышления и саморазвития.

Креативное образование является альтернативой образованию репродуктивному, преимущественно прагматическому, образова­нию «знания опыта», нормативному (исполнительскому).

Креативное образование ориентировано на утверждение и развитие искусства управления, которое рождается и проявляется лишь при определенных обстоятельствах и в определенных услови­ях образования.

Креативное образование расширяет диапазон видения про­блем развития и проектирования вариантов их решения. Это, долж­но быть главным в деятельности современного менеджера. Оно бу­дет обеспечивать ему успех в конкурентной борьбе, при неожидан­ных изменениях экономической конъюнктуры в процессах ускоре­ния технологического прогресса и уплотнения времени, усложне­ния социально-психологической структуры современного человека, в условиях кардинального изменения образа жизни под воздействи­ем процессов урбанизации, информационного бума, роста техни­ческих средств самого различного назначения. Потребность в креа­тивном образовании менеджера и возможность его реализации представлена на рис. 1.4. (15. С. 219).

Потребность в креативном образованны менеджера и возможность

его реализации

/ Развитие | методик (кейсы I И пр.)

Рис.

1.4. Схема потребности в креативном образовании

Современный менеджер всё в большей степени должен стано­виться творцом, исследователем, инициатором, вдохновителем. На­пример, в Японии менеджер считается не начальником, а учителем, и люди, которыми он управляет, рассматриваются им (и они сами считают себя) в качестве не подчиненных, а последователей. В этом есть глубокий смысл, раскрывающий тенденции развития совре­менного менеджмента. Только творец может вести за собой. Но та­ким творцом менеджер должен стать в процессе образования. В этом, быть может, отличие понятий «образование» и «подготовка».

Менеджера надо не просто готовить к определенной деятельности. Менеджер должен сформироваться, «образовываться» в качестве творца, способного видеть, распознавать, понимать и разрешать со­временные проблемы. Образовательный процесс должен ориенти­роваться на эту ролевую позицию менеджера. Современное образо­вание должно отвечать потребностям эффективного, творческого и перспективного менеджмента.

Это не только проблема первоначального высшего образова­ния. В системе второго, дополнительного и квалификационного об­разования она имеет не меньшее, если не большее значение. Ведь здесь формирование профессионального сознания происходит не с «чистого листа», а на основе изменения некоторых устоявшихся кон­сервативных установок, негативных привычек, прагматических навыков. Образовательный возраст усложняет эти процессы.

Креативный менеджмент начинается с креативного образо­вания, где бы оно ни осуществлялось — в университете или школе бизнеса, в процессе самообразовании или в практической деятель­ности.

Возможность и потребность творчества появляются в том слу­чае, когда получаемые и полученные знания составляют гармонич­ную целостность, соответствуют принципам взаимного дополнения и взаимного усиления, когда их сочетание направлено на формиро­вание творческого потенциала, поиск и развитие индивидуальных способностей. Студент не всегда знает о своих способностях и очень часто образовательный процесс «наполняет» человека знаниями, но при этом не позволяет ему вскрыть свои способности, понять и по­чувствовать свою индивидуальность.

Это бывает, когда узкая специализация довлеет над студентом в течение всего об­разовательного процесса или когда главной установкой является запоминание обширного учебного материала и воспроизведение его в период экзаменов, когда учебный материал оторван от личности и абстрактен относительно индивидуальной деятельности человека. Иногда излишне преувеличенная прагматическая направленность обучения не способствует развитию и реализации творческих спо­собностей, вредит этому. Очень часто это наблюдается в школах бизнеса — «практическая информативность» — больше практиче­ской информации без осмысления причин успеха, тенденций раз­вития, прогнозов, влияния изменений в макросреде и пр.

Э.М. Коротков - теоретик креативного образования в России большое значение придаёт системности обучения.

Системное построение образовательного процесса предусмат­ривает и требует согласования и гармоничного сочетания всех эле­ментов образовательной программы. Основой такого сочетания яв­ляется формирование потребности в творчестве при практическом использовании знаний. Такая потребность возникает при соедине­нии различных дисциплин определенным образом. Композиция знаний рождает и стимулирует творчество. Сейчас необходимо об­ращать внимание на конфигурацию знаний, их взаимодействие, технологию освоения. Именно эти факторы и определяют форми­рование творческих потребностей и творческого потенциала ме­неджера.

Технология образовательного процесса оказывает существен­ное влияние на развитие творческих способностей менеджера. Можно провести простой практический эксперимент. Взять две группы с одинаковым потенциалом знаний, опытом практической деятельно­сти (если это второе или дополнительное образование), идентичны­ми личностными характеристиками. Далее одной группе давать знания в одной последовательности, а другой группе — в иной. По­том при помощи тестирования оценить всю совокупность измене­ний, которые произошли при получении одинакового объема зна­ний, одними и теми же преподавателями, но по разным технологи­ческим схемам. Результаты будут существенно различаться.

Технология образовательного процесса определяет возникно­вение в сознании человека определенных связей и взаимодействий знаний, их ранжирования относительно установок профессиональ­ной деятельности, их практической значимости в конкретных си­туациях. Факторы технологии креативного образования представ­лены на рис. 1.5. (15. С. 231).

Сколько различных подходов предлагалось в прошлом по тех­нологическим схемам образовательного процесса. Это и непрерыв­ная (растянутая) математическая или гуманитарная подготовка, и последовательная - в другом варианте. Был опыт начинать учебный процесс специальной подготовкой прямо с первых курсов, введени­ем в специальность; далее весь срок обучения — специальные дис­циплины, и они являются главным стержнем образовательного про­цесса (все гуманитарные, естественнонаучные и фундаментальные дисциплины рассматривались как сопутствующие и дополняющие). Были предложения минимизировать лекционные занятия в общем объеме дисциплин; индивидуализировать образовательный процесс посредством усиления и расширения самостоятельной работы. Всё

это технологические характеристики, изучение которых в отдельно­сти не дает эффекта, если не связано с вполне определенной, кон­тролируемой целью и не рассчитано по конкретным критериям.

Факторы технологии креативного образования

Цель креативного образования к )

Рис.1.5. Схема факторов технологии креативного образования

Сегодня нам необходимо изменение технологии образования в полном комплексе ее характеристик и ориентированной на цели формирования творческого потенциала менеджера.

Существует множество разнообразных методов получения знаний. Эффективность этих методов относительно творческих спо-

собностей человека различна. Одни методы ориентируют его на ме­ханическое и количественное накопление знаний, другие — на творческое оперирование ими в решении практических проблем, на развитие самостоятельного мышления. Здесь, может быть, самым главным является не изучение операций профессиональной дея­тельности, а изучение себя в совокупности операций профессио­нальной деятельности. В соответствии с этим особое значение при­обретает разнообразие методических приемов, используемых в об­разовательном процессе. Их комплекс позволяет студенту или слу­шателю найти индивидуальные комбинации, это дает ощутимый эффект в области креативного менеджмента.

Методическое обеспечение образовательного процесса сего­дня строится главным образом на учебниках и учебных пособиях. Но представление о том, каким должен быть учебник, явно уста­ревшее. Сегодня уже очень много выпущено учебников по менедж­менту. Они различны по структуре, акцентированию материала, стилю изложения, объемам, но совершенно одинаковы по характе­ристикам креативного потенциала - не дают возможности творче­ского осмысления знаний, погружения в проблематику. Необходи­мы компьютерные программы, которые, сопровождая учебник, спо­собны усилить восприятие концепции, представить ее в ином тех­нологическом ключе, «проиграть знания», сделать самооценку и са­моанализ понимания материала.

Современная компьютерная технология должна работать на креативное образование. В МЭСИ, например, широко применяются различные презентации, СДО Кампус и др.

Сегодня в нашем образовании, особенно в подготовке менед­жеров большое распространение получило обучение по кейсам. Это, безусловно, хорошая тенденция, которая соответствует целям креа­тивного образования. Кейсы учат мыслить самостоятельно и творче­ски, приближают обучение к конкретным практическим ситуациям, способствуют овладению инструментарием практического анализа. Но при этом следует помнить, что сведение всего образовательного процесса к кейсам, а именно такие тенденции могут возникнуть, может быть, не менее опасно с точки зрения эффективности образо­вания, как и сведение всего образовательного процесса только к лек­циям преподавателя.

Творческий потенциал формируется на основе разнообразия, выбора, оценки альтернатив, осознания цели. Все это необходимо предусматривать в технологии образования.

Важным фактором креативного образования является доста­точная фундаментальная подготовка. Нередко в современном об-

разовании наблюдается своеобразная борьба двух тенденций. С од­ной стороны, существует стремление к теоретизации образования, математическому обобщению и абстрагированию, с другой — к прагматике, детализации, предельной практической конкретности. И то, и другое в преувеличенном виде не дает ощутимого эффекта. Абстрактность стимулирует привычки не замечать частности, не обращать на них внимания. В работе менеджера иногда именно ме­лочи являются непреодолимым препятствием в решении проблемы.

Но и излишняя детальная конкретность не является благом. Она притупляет стремление видеть внешнюю среду профессиональной деятельности, не стимулирует развитие перспективного мышления, глубины понимания проблем, ощущение «фактора времени».

Большой проблемой в современном образовании является оп­тимальное сочетание теоретического и практического освоения профессиональной деятельности. Но проблема ещё глубже.

Фундаментальное образование — это не только освоение теории, как это нередко представляется, но и которое обладает систематизи­рующим эффектом, что, может быть, и является фундаментом после­довательного и практически эффективного наращивания знаний в профессиональной деятельности, что способствует непрерывному об­разованию и стимулирует его. Это перспективное образование, позво­ляющее предвидеть будущее, оценивать тенденции развития.

Креативное образование - это образование проблемное не толь­ко по методическим его характеристикам, но и по структурно- предметным. Главными среди учебных дисциплин в настоящее вре­мя являются сложившиеся области знаний, в соответствии с которы­ми происходит дифференциация наук, действующие традиции, возможности и специализация преподавателей. Такой подход слабо стимулирует развитие проблемного мышления, иногда вообще рас­ходится со структурой реальных проблем. Проблемы креативного образования представлены на рис. 1.6.

Вообще в креативном образовании главным фактором его по­строения, структуризации, методики является проблема, что очень важно сегодня осознать.

Ведь деятельность менеджера - это решение проблем, и только в решении он использует знания и видит их необходимость и ценность. У нас стало традицией в системе высшего образования, что образовательный процесс начинается с дисциплин гуманитарной и естественнонаучной подготовки, далее продолжается по дисциплинам общепрофессио­нальной и специальной подготовки, а в заключение идут дисциплины специализации. Оправданно ли это? Некоторые уверенно ответят: да. И аргументируют, что существует разное назначение этих циклов под-

готовки в структуре профессионального сознания. Одни определяют общий уровень образования и культуры, методологию мышления, другие — специальные знания и навыки.

Рис.1.6. Схема проблем креативного образования современного менеджера

Профессия - это сплав культуры, характера мыслительной дея­тельности и специальных знаний и навыков. С этим невозможно спо­рить. Но как, и всегда ли мы достигаем этого сплава? В современном

образовательном процессе нередки случаи, когда эти циклы нахо­дятся в противоречии, в отчужденности друг с другом.

Эффективность профессионального сознания определяется гар­монией знаний, то есть их сочетанием, сопряжением, структурой.

Но проблемы проявляются не только в структуре дисциплин, но и в методике их представления. Можно давать знания в виде устояв­шихся, общепринятых положений, апробированных рекомендаций, бесспорных трактовок и т.д., но можно (и это в большей мере соответ­ствует задачам креативного образования) в виде не застывших истин, а непрерывного циклического процесса развития знаний, в котором главную роль играют проблема и пути ее разрешения. Это методика генезиса знаний, методика представления их через проблему, всегда являющуюся источником как возникновения и оформления знаний, так и их эффективного и творческого освоения в образовательном процессе. Приемы креативного образования изображены на рис. 1.7.

Приемы креативного образования

Рис.1.7. Схема приёмов креативного образования

Современное креативное образование невозможно представить без его соответствующей организации. Главным в организации креа­тивного образования является возможность выбора дисциплин, фор­мирование образовательных групп, учебная нагрузка слушателей или студентов, формы, количество и распределение контрольных меро­приятий. Рассмотрим каждый из этих факторов в отдельности.

Выбор дисциплин, возможность самостоятельного формиро­вания образовательной программы или участия в ее формировании имеет большое значение в креативном образовании. Сегодня сту­дент или слушатель лишен возможности выбора дисциплин по соб­ственной инициативе. Это лишает его возможности и мотивирова­ния более глубокого осмысления своих способностей, образователь­ных потребностей и своей деловой карьеры.

Креативное образование — это новый тип образования, который невозможно достигнуть только организационной перестройкой. Он требует и финансовых вложений, и повышения квалификации препо­давателей и мотивирования творчества в их работе, и создания условий для инновационной деятельности. Можно и плату за обучение диф­ференцировать по количеству и качеству предлагаемых учебных кур­сов, а также реальному квалификационному уровню преподавателя, оцениваемому при помощи соответствующих тестов.

Формирование образовательных групп — важный момент в креативном образовании. От того, как сформирована группа, зави­сит установление социально-психологической атмосферы поиска, творчества, сотрудничества, интеграции интеллектуальных потен­циалов. Учебная группа должна быть творческим коллективом.

Учебная нагрузка — и слушателя, и преподавателя, может быть ориентирована либо на получение или передачу знаний, либо на формирование профессионального, творческого сознания, кото­рое предполагает усвоение знаний с позиций своей индивидуально­сти, перспектив дальнейшего развития, понимания профессии, сис­темы ценностей.

Именно это предполагает реализацию определенной интен­сивности освоения курсов, погружения в их проблематику, ритма учебного процесса, практического мотивирования глубины знаний и понимания их проблем.

На творчество должен быть ориентирован и контроль знаний. Надо оценивать не их объем, а полноту, системность, устойчивость, инструментальность (возможность использовать), глубину. Формы контроля могут и должны быть разнообразными: письменные рабо­ты, тестирование, собеседование, экзаменационные испытания, оценка по баллно-рейтинговой системе и др.

Важным признаком креативного образования является его мотивация. Каждый из видов образования опирается на определен­ные мотивационные факторы. Ими могут быть: профессиональный статус, подтвержденный дипломом, потребность интеллектуального развития, реализация индивидуальных способностей, обогащающее общение со специалистами, профессиональные амбиции, потреб­ность в знаниях и навыках современной профессиональной дея­тельности (знание языка, владение компьютером и пр.), «жажда от­крытий», «мода» на образование.

Все эти факторы действуют в совокупности. Но, так или иначе, в реальной действительности реальный человек всегда отдает чему- то предпочтение, какой-либо из этих факторов является приоритет­ным, доминантным, ярко выраженным.

Действием факторов мотивирования нужно управлять в обра­зовательных процессах, опираясь на них, таким образом, который соответствует сути и содержанию креативного образования. Напри­мер, можно проводить обучение факультативно, проверять не зна­ния, а тип профессионального мышления, оценивать не точку зре­ния, а ее аргументированность, поощрять не правильность выводов (решений), а их практическую эффективность.

Креативное образование является важнейшим условием и критерием качества подготовки современного менеджера.

Можно представить ряд положений, по которым традиционно или используя инновации, строится современное образование ме­неджеров:

1. Что лучше: понемногу обо всем или все, о немногом. Это рассматривается часто как единственно возможные альтернативы образования. Конечно, ни то, ни другое сегодня не может быть при­знано эффективным: первое поверхностно, второе узко специализи­ровано. Существует альтернатива, которую надо искать и находить.

2. Все о главном в области деятельности и только главное обо всем в действительности. Это формула специального образования, вмонтированного в поле широкопрофильного.

3. Образование должно быть не подготовкой к определенному виду деятельности, а формированием необходимого мышления для распознавания проблем определенного класса. Современное обра­зование должно быть таким, в котором главное: вид знаний, методо­логия и технология образования, мониторинг качества, педагогика сотрудничества, исследование себя в процессе образования.

4. Образование — это не столько получение знаний, сколько развитие способностей. Мера знаний — в понимании и степени раз-

витости своих способностей. Нет предела знаниям, есть предел воз­можностям их использования. А они определяются соответствием структуры способностей человека и структуры его знаний.

5. Самой ценной способностью человека является способность к творчеству. Креативное образование опирается на эту способность и развивает ее.

Главное в креативном образовании: а) образное и голографи- ческое мышление, б) развитое воображение, в) здоровый скепти­цизм, г) фундаментальные знания, д) мето- дологическая культура (умение мыслить логично, доказательно, четко и т.п.), е) системность знаний (сбалансированность, сочетание, интеграция и др.), ж) уме­ние учиться и учить, з) непрерывность образования, и) инноваци­онный потенциал, к) про- фессиональная ответственность.

6. Потребность в знаниях не тождественна потребности в об­разовании. Потребность в образовании очень важна, и главное здесь — цель образования. Не каждый ее осознает. Образование — не по­требление знаний, а их аккумулирование для энергии творчества.

Рассмотрим профессиональную деятельность менеджера с по­зиций тех ролей, которые он реализует в этой деятельности. Как они могут быть разнообразны? Какие немыслимые комбинации они мо­гут составлять? В каких сложных противоречиях могут оказаться? Командир производства, организатор, исполнитель, арбитр, громо­отвод, руководитель. Менеджер - это и исследователь, и новатор, и консультант, и лидер, и предводитель, и помощник, и представи­тель, и куратор, и т.д.

На практике все эти роли переплетены, существуют в определен­ной комбинации. Но всегда есть приоритеты тех или иных ролей. Как они формируются? Какую роль здесь играет образование? Каким должно быть образование? Оно должно быть ориентированным не только на функции деятельности, но и на роли современного менед­жера. И не на роли вообще, а на роли вполне определенные.

В связи с этим возникает и необходимость, и потребность в креативном образовании, потому что только оно способно ориенти­ровать на роли исследователя, новатора, предводителя и т.д. Раньше главной задачей образования было дать необходимые знания и на­выки для профессиональной деятельности. А чем определялись не­обходимость знаний и навыков? Отраслевыми или ведомственными нормативами. Надо было знать их — и успех в работе обеспечен. Но ведь это ориентация на бездумное исполнительство, которое стано­вится привычкой, а потом основой всей организации управления и стиля работы.

Рассмотрев основные аспекты рекомендаций специалистов и пропагандистов креативного образования, можно сделать сле­дующие выводы:

1. Инновационный и исследовательский потенциал современ­ного менеджера определяется не только его установками на иссле­дование, но и характером образования, структурой знаний, навыка­ми творческой деятельности, типом профессионального мышления. Способность к исследовательской деятельности характеризует также такую важную черту менеджера, как искусство управления, которое немыслимо без исследования, творчества, стремления к глубокому осмыслению всех проблем, решаемых посредством разработки управленческих решений.

2. Современный менеджер только тогда может быть действи­тельно успешным, когда он находится в постоянном и непрерывном развитии, когда он ориентирован на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации, ее потенциал инноваций и целеуст­ремленности. Применение креативного подхода в современном ме­неджменте становится одной из основных функций управления.

3. Менеджеру необходимо видеть и оценивать изменение сис­темы ценностей, интересов и мотивов, установок и условий деятель­ности человека. На основе опыта и личных качеств это возможно лишь при условии управления в сравнительно небольших масшта­бах и при исключительной стабильности функционирования орга­низации. Но в современных условиях повышенной динамичности экономического развития, конкуренции и усложнения социально- психологических основ применение творческого, нестандартного, креативного подхода является залогом успеха.

4. Развитие креативного образования, требует реформы всей образовательной системы, использования новых методик, техниче­ских средств и т.д. Но, пожалуй, самым главным является реформи­рование сознания и восприятия многих миллионов людей, которые не хотят или не могут перейти на качественно новый уровень разви­тия своих способностей.

5. Чтобы быть успешным, современный менеджер должен до­биться результативности и эффективности деятельности организа­ции, уделяя внимание диверсификации производства, развитию инфраструктуры, вложениям в человеческий капитал.

<< | >>
Источник: Гусева Е.П.. МЕНЕДЖМЕНТ: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 416 с.. 2008

Еще по теме 1.3. Современный менеджер и его креативное образование:

  1. 1. Современное международное право, его сущность и система
  2. § 2. Финансовый менеджер: его правовой статус и функции
  3. 1. Понятие современного международного права, его социальная природа и общедемократический характер.
  4. Аньшин В. М.. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. пособие.— 3-е изд., испр. — М.: Дело, — 280 с. — (Сер. "Библиотека современного менеджера")., 2004
  5. 4.Личные качества современного менеджера
  6. 1.5. Менеджер и его функции
  7. 2. Цели, задачи, необходимый объем знаний для изучения данной дисциплины, основные виды занятий и формы активных методов обучения
  8. Предисловие ко второму изданию
  9. Изучив тему 1, студент должен знать
  10. 1.3. Современный менеджер и его креативное образование
  11. Основные выводы, понятия, определения
  12. Приложение 1. Тематика курсовых работ, рефератов или эссе по дисциплине «Менеджмент»
  13. 1.5. Современные требования к профессиональным управляющим — менеджерам. Стили управления
  14. МЕНЕДЖЕР И ЕГО ТРУД
  15. МЕНЕДЖЕР И ЕГО ТРУД
  16. 2.7. Деятельность менеджера и его задачи