Задать вопрос юристу

1. НИГИЛИЗМ КАК ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Проблема правового нигилизма и правового идеализма в учебной литературе по теории государства и права до сих пор не рассматрива­лась. В научном плане она также в должной мере пока не исследована. Между тем потребность в ее изучении давно назрела, так как названные социально-юридические феномены широко распространились в прак­тической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчест­ве, государственной и общественной деятельности, среди юристов.
Студентам необходимо иметь хотя бы общее представление о сути этих аномалий, их деструктивной роли, причинах, формах проявления, путях.устранения.

Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как при­чудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового ниги­лизма, а с другой, — наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы разновекторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридичес­кого бескультурья.

В первом случае законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором, напротив, им прида­ется значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует при-нятиЯдВсе новых и новых законов и чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности — следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима. |

Нигилизм вообще (в переводе с лат. — «отрицание») выражает не­гативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным цен-н°стям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторо­нам человеческого бытия. Это — одна из форм мироощущения и соци-а;1ьного поведения. Нигилизм как течение общественной мысли заро-Дился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом сто-Летии> главным образом в Западной Европе и в России.




Он был связан с такими философами леворадикального направле­ ния, как Якоби, Пруд он, Ницше, Штирнер, Хайдеггер, Бакунин, Кро­ поткин и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, пра­ вовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависи­ мости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний ц социальной практики идет речь — культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаймо- переходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою ис­ торию.

Русский писатель И.С. Тургенев вывел в своих романах яркие об­ разы героев-бунтарей, отвергавших многие постулаты окружавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Нигилистами быЛи,ре- волюционные демократы, резко критиковавшие современные им по­ рядки и.призывавшие к замене их более справедливыми. Нигилизм носил прогрессивный характер: л •

Например, о своем Базарове Тургенев писал, что если он называется нигилистом, то надо читать: революционером1. В 1866 г. М.А. Бакунин в знаменитых письмах к А.И. Герцену советовал последнему «искать молодую поросль новой молодежи в недоученных учениках Черны­ шевского и Добролюбова, в базаровых, в нигилистах — в них жизнь, в них энергия, в них честная и сильная воля»2.

Развернутая характеристика социального нигилизма, распростра­ нившегося в начале XX столетия в определенных слоях русского обще­ ства, была дана в знаменитом сборнике «Вехи», вышедшем в 1909 г., и получившем впоследствии широкий общественный резонанс. Один из его авторов, а именно С.Л. Франк, с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом определить умонастроение нашей интеллигенции, то нужно назвать его морализмом. «Русский интелли­ гент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, ни­ какой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот есть лишь отражение ее (интеллигенции. — Н.М.) нигилизма..:'Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объ­ ективных) ценностей»3.

Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органи­чески присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать; ниги-

1 См.: Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12т. М, 1958. Т. 12. С. 389. \\' f'".''

См.: Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. СПб., 1906. С. 293.

3 Франк СЛ Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 170,172,173л

диетами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии — «отрицание»1.

Следовательно, нигилистическое отрицание и диалектическое от-; рицание — разные вещи. Гегелевский закон отрицания отрицания пока никто не отменил. В историческом плане нельзя, например, безогово­рочно негативно, с позиций голого отрицания, оценивать различные освободительные движения, их идеологов и участников, так как это объективные закономерные процессы. Тем более если речь идет об эволюционном развитии. Ф. Энгельс, имея в виду движущие силы формационных периодов и смену последних, писал: «Появление моло­дой буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституционном движении, а зарождение пролетариата — в движении, которое обычно называют нигилизмом»2.

Здесь термин «нигилизм» употребляется в положительном кон­тексте. Вообще, борьба против антинародных, тоталитарных режимов, произвола правителей, диктаторов, попрания свободы, демократии, прав человека и т.д. не являются нигилизмом в собственном смысле этого слова. Самовластие тиранов во все времена осуждалось. Еще Руссо заметил: «Деспот не может,жаловаться на свергающее его наси­лие». Это значит, что не всякая революция есть зло.

Когда нигилизм становится естественным (объективным) отрица­ нием старого, консервативного, реакционного, он перестает быть ни­ гилизмом. Юпримеру, отрицание многих мрачных и даже трагических страниц из нашего недавнего прошлого; прежде всего в государствен­ ной и политико-правовой сфере жизни общества, справедливо и оп­ равданно, так как представляет собой неизбежный процесс обнов­ ления.

Позитивный заряд несет в себе конструктивная'критика недостат­ ков, порочных или отживших порядков, несовершенства тех или иных институтов, действующих законов, политико-правовой системы — во- , обще, отрицательных явлений действительности. В.этом смысле впол­ не естественным было, например, нигилистическое диссидентское дви­ жение в СССР в 50—70-х годах, осуждение брежневщины, застоя, не говоря уже о более ранних сталинских беззакониях. Как прогрессив­ ную оценивает история деятельность русских революционных демо­ кратов — Герцена, Добролюбова, Чернышевского и других, выступав- ^их против царизма, самодержавия, социального угнетения.

Однако в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспри­нимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социаль-

С,м.: Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. М., 1972. С. 11 —12.




но вредное, особенно в наше время. Нередко нигилизм принимает раз­ рушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается; с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремле­ ниями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, полити­ ческим экстремизмом1. Нигилизм — стереотип мышления любого ра­ дикалиста, даже если он этого не осознает.

Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а сте­ пень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность, этого отрицания — с преобладанием субъективного, чаще всего индивиду­ ального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преуве­ личенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этой, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. Плюс «отсутствие какой-либо позитивной программы или) по крайней мере, ее абстрактность, зыбкость, аморфность»2.

I

Социальный нигилизм особенно распространился у нас в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего всю стра­ну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой — его побочные последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива сметал на своем пути и позитивные начала. Анафеме предавалось как плохое, так и хорошее — без разбора. О диалектике не вспоминали.

Расчистка «авгиевых конюшен» сопровождалась такими явления­ ми, как безудержное самобичевание, развенчание и осмеяние прежнего опыта, сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, изображение уходящего времени только в черных красках. Лейтмоти­ вом этих умонастроений было: «У нас все плохо, у них все хорошо». С пьедесталов летели имена и ценности, в которые еще вчера беззавет­ но верили. : , | •• • ; j . ,

Зацикленность на обличйтельстве, уничижительной критике гра­ ничила подчас с утратой.чувства национально-государственного досто­ инства, формировала у людей и всего общества комплекс неполноцен­ ности,, синдром вины за прошлое, за «исторический грех». Раздавались призывы к всеобщему покаянию. В то же время значительные слои населения резко осуждали «танцы на гробах» — в прямом и переносном смысле.

1 См.: Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. № 4 !:

2 Новиков A.M. Указ. соч. С. \\.

Когда 22 июня (день нападения фашистской Германии на Совет­ский Союз) 1991 г. на Красной площади в Москве был устроен гранди­озный концерт поп-музыки и теледикторы с иронией сообщали, что веселье проходит на «главном кладбище страны», то в народе эти от­кровенные «бесовские пляски» были восприняты как невиданное ко­щунство, глумление над памятью предков. Подобные явления пред­ставляют собой «циничные плевки за. спину — в сторону отцов, дедов и прадедов»1. Развенчивались герои войны и труда, их подвиги, само­пожертвования. Было забыто пушкинское — «Любовь к родному пепе­лищу, любовь к отеческим фобам», а также грибоедовское — «И дым отечества нам сладок и приятен».

На крайности этого «самошельмования», потерю меры обращали внимание многие зарубежные деятели, не лишенные чувства здравого смысла. Были «отрицатели», которые поспешно и бездумно создавали негативный образ прошлого, многократно преувеличивая его дефекты и пороки, обещая скорое благоденствие2. Между тем копание в истории страны особого успеха не принесло. При этом ошибки предшественни­ков не помогли избежать новых. Замелькали остроты публицистов: мы одержали «сокрушительную победу».

Отречение от всего, что было «до того», от старых фетишей объек­тивно подпитывало нигилистические разрушительные тенденции, ко­торые не уравновешивались созидательными. Как справедливо отмеча­лось в литературе, «у нас было два пиковых проявления тоталитарного мышления и сознания: тотальная апологетика послереволюционного прошлого и тотальное его ниспровержение»3. Причем ниспровергались не только коммунизм, партия, режим, но и (вольно или невольно) стра­на, культура, народность, традиции, государственность...

Последнее постепенно осознавалось, переосмысливалось — прихо­дило отрезвление. Устыдились своей излишней «революционности» наиболее рьяные «нигилисты», в прессе появились сдерживающие суждения и оценки: «Мы буквально соревновались в уничтожении об­щественных идеалов: кто страшнее вывернет наизнанку все, чему рань­ше поклонялись. Пора одуматься» (Отто Лацис). Уже с расстояния наших дней, когда стал ясен крах либеральных идей, события и идео-логиечские установки тех лет вызывают недвусмысленное осуждение. С сожалением говорится о том, что пришедшие тогда к власти радикал-Демократы, обуреваемые разрушительным зудом, «пытались всячески Дискредитировать национальную психологию, высмеять нравы и быт,

1 Золотусский И. Нигилисты второй свежести // Независимая газета. 1998. 25 септ.

Кара-Мурза С. Интеллигенция на пепелище России. М., 1997. С. 162. 3 Мушинский В.О. Сумерки тоталитарного сознания // Сов. государство и право. !992. № 3. С. 80.







представить как нечто уродливое и ненормальное нашу историю, куль­туру, науку, мораль, традиции, менталъность; они смотрели на Россию как бы со стороны (отсюда — уничижительное «эта страна»)»1.

Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ!,, нового уклада жизни и;новых («рыночных») ценностей,• недовольство, переменами, социальные протесы против «шоковых» методов осущест­вляемых преобразований; несогласие с теми или иными политически^ ми решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отри­цание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров; противодействие официальным лозунгам и установкам; «левый» и «правый» экстремизм, национализм, взаимный поиск «врагов».

Среди значительной части населения преобладают фрондистские настроения, негативное отношение к происходящему, ко многим фак­там и явлениям действительности. Инакомыслие не подавляется, но оно существует. Подрываются духовные и моральные основы обще­ства, вместо них утверждаются меркантилизм, потребительство, культ денег, наживы; идеальное вытесняется материальным. Соответственно изменились критерии престижа личности, ее социальной роли, при­знания.

Общественное мнение стало менее чувствительным, мягко говоря, к нарушениям нравственных норм. У многих сохраняется устойчивая ностальгия по прошлому, в их сознании еще живет образ СССР. Сам процесс «смены вех», идеологической переориентации миллионов людей, включая «вождей», трудный и болезненный, он предполагает ломку всей системы старых взглядов и отношений, отказ от укоренив­шихся привычек и традиций.

Нигилизм «сверху» проявляется в форсировании социальных пре­образований, левацком нетерпении добиться всего и сразу путем «крас­ногвардейских атак» на прежние устои, в популизме, конъюнктуре, демагогии, разрушительном зуде, обвальной приватизации, призывах как можно быстрее покончить с советским наследием, «империей зла», коллективистской идеологией и психологией. Были и такие «нигилис-/ ты», которые предлагали без промедления превратить единую страну на 40—60 «независимых государств». Устойчиво развивалась тенден­ция: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...»

Эволюция, этапность, постепенность уже мало кого тогда устраива­ли — только «революция», хотя « план по революциям», как выража-

' См.: Обо что разбила лоб Россия // Российская газета. 1994.4 марта.

ются журналисты, давно Россией перевыполнен. Тем не менее смена режима в'Целом произошла все же мирно, эволюционно. В странах Восточной Европы этот процесс был назван «бархатной революцией». В наши дни заметны сдвиги к силовым приемам решения политико-го­ сударственных проблем.; Дают о себе знать злоупотребления новой постсоветской номенклатуры, бюрократии. Как видим, спектр социаль- ногО'Нигилизма весьма пестр и богат, переливает всеми цветами раду­ ги. Так или иначе, он поразил все слои общества, оба его политических фланга, а также центр.

Этому способствует охвативший Россию глубокий системный кри­ зис — экономический, финансовый, политический, духовный, мораль­ ный, правовой. Ситуация изменилась. Наверх всплыло многое из того негативного, против чего раньше боролиск. Теперь уже от радикал-де­ мократов («либеральных большевиков», «младореформаторов»), за­ ведших страну в тупик, требуют покаяния — старую систему разруши­ ли, новую, более справедливую, не создали. «Реформаторы дискреди­ тировали реформу»1.

<< | >>
Источник: Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, — 776 с. 2003

Еще по теме 1. НИГИЛИЗМ КАК ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ:

  1. 7.6. Нигилизм как общесоциальное явление
  2. 1.ЧТО ОЗНАЧАЕТ ТЕРМИН «ОРГАНИЗАЦИЯ» КАК ПРОЦЕСС и КАК ЯВЛЕНИЕ?
  3. § 4. Преступность как социальное явление
  4. Взаимодействие как простейшее социальное явление
  5. § 2. Преступность как системно-структурное явление
  6. 4.1. Собственность как экономическое явление
  7. § 2. Преступность как системно-структурное явление
  8. § 3. Преступность как социальное явление и его характеристики
  9. 1.1. Политика как общественное явление
  10. 1. Власть как социальное явление
  11. 1.2.2. Конкуренция как рыночное явление
  12. 1. Власть как общественное явление
  13. 1.Государство и право как надстроечные явления
  14. Управление как социальное явление
  15. Вопрос 2. Ораторское искусство как социальное явление.
  16. 14.1. Достоинства и недостатки стратегии как явления
  17. 1. Политический конфликт как социальное явление.
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -