<<
>>

19.2. Структура и основные черты правомерного поведения

Социальная ценность того или иного явления предопределяется нормами и стандартами оценок, которые разделяются в данном обществе Оценки, даваемые конкретным проявлениям социального поведения, могут носить, как отмечалось, отрицательный, негатив­ный характер (свидетельствовать о социальной вредности явления), быть социально-нейтральными (считать явление не имеющим об­щественной полезности) или же быть положительными, позитив­ными (относить определенные поступки к полезным, социально ценным явлениям жизнедеятельности людей)

Правомерное поведение представляет собой социально полез­ную деятельность, направленную на удовлетворение государствен­ных и правовых, общественных и личных интересов, ценностей и целей.

Оно является особой ценностью для права именно потому, что сам «человек, его права и свободы являются ценностью» (ст 2 Конституции РФ)

Правовые ценности существуют для общества и гргждан в виде готовых «формул», которые ориентируют личность в социальных реальностях Однако такая ориентированность возможна в том случае, когда дается собственная оценка правовым явлениям, когда «рабо­тает» правосознание, проявляясь в конкретных формах поведения. Потому обосновано можно представить правомерное поведение как правовую ценность, тоща как противоправное поведение — правовая антиценность. Действительно, две формы правового повеления неравноценны" только первое желательно для общества, приносит экономическую и иную пользу, способствует всестороннему разаи-

Принципиальное назначение права — в поддержании и поощре­нии положительной деятельности большинства граждан. Закрепляя образцы должного или возможного поведения, право реализуется, находит практическое выражение в поступках субъектов права Зако­ны, иные нормативные правовые акты остаются лишь пожеланиями правотворческих органов, если они не реализуются в поведении тех, чьи действия правовые нормы призваны регулировать.

В характеристику правомерного поведения, определяющую его ценностные (аксиологические) качества, приемлемо включить сле­дующие основные черты общественную понгзность и массовость в проявлении, добровопность и сознатаьность, убежденность и ответ­ственность личности в своих поступках, ее активность в выполне­нии обусловленных правом действий Однако в реальности качества должного поведения личности не ограничиваются перечисленными чертами, они проявляются намного богаче, рельефнее, они мне гофакторны и не равноценны.

Правомерное поведение всегда рассматривалось как самое мас­совое общественное явление. И это действительно так. Должное пове­дение свойственно подавляющему большинству людей Иначе и быть не может, поскольку никакое общество не могло бы функциониро­вать без соблюдения гражданами его нормативных требований, в условиях преобладания в общем массиве социальных отклонений

В этой связи интересен вопрос перехода количества в качество как фактора, определяющего степень общественной полезности и общественной опасности деяний" становясь массовыми, не пере­стают ли противоправные действия быть таковыми9 В литературе выделяется следующая закономерность' если акты отклоняющегося поведения случаются чаще, чем акты поведения нормального, то

бежно меняются — то, что было нормой, признается отклонением, а то, что долгое время фиксировалось как отклонение, превраща­ется в норму

Правомерное поведение является связующим звеном между правовой нормой и тем социальным эффектом, на достижение кото­рого рассчитана данная норма. Оно — результат осуществления в жиз­ни требований режима законности, а совокупность всех правомерных действий — это, по сути, воплощение правового порядка в обществе

Поведение массовое, поведение большинства должно представ­лять собой и образец социальной терпимости к действиям лиц, чей образ мышления и поступки порой резко не совпадают с собствен­ными представлениями о дозволенном и запрещенном Границы правомерного и противоправного в современных условиях стано­вятся более подвижными, объем и пределы первого из них значи­тельно выросли и имеют устойчивую тенденцию к дальнейшему расширению Но и в этих условиях все еще трудно отказаться от стереотипов прошлого, признать, что демократия — это еще и га-

бодное выражение своих взглядов, права говорить и быть услышан­ным, права быть оспоренным, а не подавленным

циальными приоритетами и ценностями, требовавшими непременно и во веем официозного единомыслия и парадного, декларированно­го единства.

На практике такой подход создавал особый тип лично­сти, наделенной чертами «патриотического конформизма' Послед­ний основывался на якобы разделяемыми всеми без исключения единообразных мнений, суждений и действий, на некритическом отношении к государственно-правовым реальностям Этот тип на­вязывался всему обществу под видом идеала, четко «знающего свое место», активно одобряющего все решения, постановления и инст­рукции. Поощрялась организованная активность, объемы которой приближались к общему количеству взрослого населения, а ее по­каз-степи основывались на числе избирателей, единодушно голосо­вавших за «единый блок коммунистов и беспартийных», а также на огромных цифрах членов массовых организаций, законодательно закрепленных в тексте Конституции СССР, на числе общественных «нагрузок» и поручений у членов трудовых коллективов Этот вари­ант социального управления предполагал отсутствие самостоятель­ности, которая рассматривалась как фактор социально-правовой нестабильности

Общественная активность, в основе которой лежала самостоя­тельная гражданская и нравственная позшщя, противопоставленная господствующем) конформизму и нарушающая «правила игры», рассчитанная на молчаливое большинство, объявлялась в таких ус­ловиях прямым следствием «игнорирования общественных интере­сов», «покушением на свободу всех других членов общества» Ина­комыслие как образ мыслей и тип нестандартного поведения были «общественно нежелательны», а потому преследовались, что, в свою очередь, было одной из причин нежелания правдиво высказывать свои мысли и убеждения, проявлять искренность, инициативу и неформальную самостоятельность в поступках

С позиции сегодняшнего дня нет сомнений в том, что инако­мыслие необходимо обществу. Это опережающее, алармистское (от англ. to alarm — тревожить, беспокоить) поведение тех, кто ранее других стал действовать, борясь за права и свободы личности, фор­мально закрепленные в положениях Основного и иных законов го­сударства. Правозащитные движения в опрелеленной мере способ­ствовали поискам обществом насущных политических правовых решений в области юридических свобод человека, изменению от­ношений между государством и личностью.

Уже показано, что пра­вомерность в повелении большинства людей не исключает, да и не может исключить их различные точки зрения по самым различным вопросам, существование иной личностной позиции И сейчас важно не только признавать неотъемлемое право каждого члена общества на обладание и выражение собственного мнения, ко и последова­тельно учиться жить в условиях «разномыслия» людей, чьи дейст­вия не выходят за рамки правомерного, социальна ответствтного поведения.

Путь человека в общество, подлинность его личной свободы в значительной мере характеризует то, насколько он в своем поведе­нии руководствуется чувством ответственности, которая проявляет­ся в способности личности осознавать социальные последствия своих поступков Причем не только осуществленных поступков, но и неиспользованных возможностей, которые общество предоставило для совершения социально полезных дел Ответственность позво­ляет поставить поведение человека пол контроль его собственного сознания, таких понятий, как честь, достоинство, гордость, стыд, под контроль его совести. Современная жизнь все острее ставит проблему ответственного пользования своими правами и свобода­ми, исключения их применения во вред другим субъектам права Общество существенно потеряло, не воспитывая по-настоящему культурных людей, внешнюю и внутреннюю культуру поведения Отсутствие должного такта в дискуссии, нетерпимость к иным мне­ниям, приклеивание ярлыков, нередко с политической окраской, неуважение к оппоненту в споре, сведение счетов с неугодными — такие черты поведения, неприемлемые в условиях демократии и от­крытости, особенно неуместны в социально-правовых отношениях

Новое понимание и правовая оценка инакомыслия в поведении позволяют существенно расширить рамки аксиологического (цен­ностного) содержания правомерности, в частности, такого ее каче­ства как общественная тнезность. Обществу, общественным инте­ресам должно служить и быть на пользу все, что осуществляется в рамках возможного и дозволенного законом, поскольку тем самым закрепляются приоритеты правового государства.

А граждане живут в атмосфере не запретов, а законных дозволений, используя правом измеренную свою возможность действовать свободно в условиях выбора того или иного варианта поведения.

Социальная ценность правомерного поведения личности заклю­чается и в том, что оно составляет органическую часть цивилизован­ного поведения Цивилизованность — обширное понятие, включающее в себя многие внешние проявления культуры человека и общества В более узком, применительно к теме, понимании цивилизованное поведение включает такие качества культуры поведения, как толе­рантность (терпимость), ответственность, порядочность В форми­ровании черт, характеризующих цивилизованность, важную роль играют самовоспитание, внутренняя требовательность к себе. Ци­вилизованное правомерное поведение — это следование субъекта права нормативным требованиям на основе убежденности в нравст­венно-этическом приоритете общечеловеческих догм, не укради, не убий. не обмани, не оскверни Его содержание зависит и от того, в какой мере человек следует существующим писаным и неписаным

гражданских обязанностей, разделяет и поддерживает обществен­ные представлении о добре и зле, справедливости и долге.

Следует отметить, что цивилизованность как социальная цен­ность основывается не в последнюю очередь на знании норм и предписаний культурно-нравственного, оправданного и защищен­ного правом поведения Что соответственно предполагает доведение до сведения граждан всех основных к ним требований. И потому если ставится задача достижения общепринятых цивилизованных стан­дартов в поведении граждан, то закономерно стремиться и к инфор­мационно просветительскому обеспечению процесса их приобще­ния к духовным ценностям, выработанным человеческой историей И здесь правовая информированность граждан должна стать одной из приоритетных целей

<< | >>
Источник: Оксамытный В.В.. Общая теория государства и права. М.: — 511 с.. 2012

Еще по теме 19.2. Структура и основные черты правомерного поведения:

  1. 12.5. Понятие, основные черты и виды правовых актов управления
  2. 4.12.1. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, МОТИВЫ
  3. 1. Правомерное поведение личности
  4. Глава девятнадцатая. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  5. § 1. Понятие и основные черты административной юрисдикции.Административно-правовой спор
  6. Понятие олигополии и ее основные черты. Показатели измерения концентрации рынка
  7. Тема 6. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ (1917-1922 гг.)
  8. §2. Основные черты правомерного поведения
  9. §3. Виды правомерного поведения
  10. 7.1. Понятие и основные виды правомерного поведения
  11. 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -