<<
>>

13.4. Общественные объединения в политической системе обществ

Общественное объединение — это объединение граждан, создан­ное в соответствии с их интересами и на началах добровольного член­ства. Общественная организация действует по воле граждан, должна соблюдать Конституцию, не посягать на территориальную целостность государства, не создавать вооруженных формирований.
Деятельность таких объединений обеспечивает различные гарантии, которые закре­пляются в особом законе'. Это позволяет реально использовать предо­ставленные им права.

Выделяют следующие признаки общественного объединения:

• добровольное объединение;

• некоммерческое;

• негосударственная структура;

• действует на основании устава.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следу­ющих организационно-правовых форм:

• общественная организация (основанное на членстве обществен­ное объединение, построенное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединив­шихся граждан);

• общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее соци­альные, политические и иные общественно полезные цели, поддержи­ваемые участниками общественного движения);

• общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов, кото­рый представляет собой не имеющее членства общественное объеди­нение; его цель заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели);

• общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным це­лям указанного объединения);

• орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное ре­шение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с до­стижением уставных целей и реализацией программ органа обществен­ной самодеятельности по месту его создания).

Общественные объединения независимо от их оргакизационно-пра- вовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объ­единений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Политическим общественным объединением является обществен­ное объединение, в уставе которого в числе основных целей долж-ны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в вы­борах в органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвы­борной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Политические движения — важнейший компонент политиче­ской системы. Их образование следует отнести ко времени, когда из родоплеменных отношений, в процессе роста общественного производ­ства, общественного разделения труда, имущественной дифференциа­ции стали проявляться контуры общества. Постепенно у человека возникают потребности более высокого порядка — общественные по­требности, которые он начинает осознавать в виде общественных ин­тересов. Среди других важнейшее место в этом спектре занимали по­требности по поводу власти, ее становление, использование для дости­жения определенных целей. Так начали формироваться политические интересы, которые, наряду с имущественным расслоением, относятся к главным факторам формирования общества, зарождения его социаль­ной структуры, классового размежевания. Политические интересы не только не разобщали людей, они служили мощным фактором сплочения людей с общими интересами. Так возникли политические движения, способствующие значительному ускорению общественного процесса.

Уже в глубокой древности были известны движения рабов. В период Средневековья движения крепостных крестьян служили предвестниками нарождающегося класса буржуазии. На рубеже Нового времени многие политические движения способствовали утверждению государства бур­жуазного типа.

В 1830—1840-е гг. в политическое движение вступил рабочий класс. Это движение отличалось большей организованностью, более многообразной разработкой программных целей и тактики.

XX в. по праву следует считать веком расцвета политических дви­жений. Среди общественных движений политические выделяются по­становкой политических целей, использованием средств борьбы за власть или за возможность влиять на нее.

Характеризуя социально-классовую структуру общества, можно привести типологические различия политических движений:

• движения, имеющие классовый характер (рабочие, крестьянские);

• движения, имеющие межклассовый характер (национально-осво­бодительные);

• движения, по своему характеру внеклассовые (экологическое, пра­возащитное)-

Задачи деятельности общественно-политических движений различны, но, как правило, их создание связано с попыткой граждан сообща ре­шить какие-либо проблемы, стоящие перед ними или перед обществом в целом.

Политические движения отличаются рядом признаков:

• организационной нестабильностью, открытым характером;

• многообразным идейным спектром участников движения;

• пестротой социальной базы, разнообразием участвующих в нем групп;

• различием профессиональных установок, мировоззренческих по­зиций участников движения.

В СССР общественные объединения находились под жестким кон­тролем КПСС (например. ВЛКСМ, Комитет защиты мира, профсоюзы) и не могли быть названы в подлинном смысле слова «добровольными объединениями граждан». Первые самостоятельные движения стали возникать только во второй половине 1980-х гг., и в первую очередь — в молодежной среде («неформальные объединения»). Чуть позже по­явились общественные организации, носящие ярко выраженный андег- раундно-политический характер, — ростки будущих политических партий (народные фронты, региональные объединения избирателей). В 1990 г. оформилось общероссийское общественно-политическое дви­жение «Демократическая Россия». Эти объединения не имели жестко очерченной структуры, института членства и охватывали участников разных идейных ориентаций.

Именно благодаря поддержке со сторо­ны «Демократической России» на первых выборах Президента России в 1991 г. победу одержал Б. Ельцин.

В процессе деятельности первых общественно-политических дви­жений сформировались будущие политические лидеры. В частности, из «Демократической России» вышли Е. Гайдар, С. Ковалев, Г. Старо­войтова, А. Собчак и др. Важной функцией данных движений является защита граждан от произвола властей («Хельсинкская группа», «Коми­тет солдатских матерей») и работодателей («независимые профсою­зы»), Л. Даймонд называет их поэтому «практическими лаборатория­ми демократии».

По отношению к политической системе подобные объединения выполняют роль посредников и групп давления. Это особенно прояв­ляется на примере деятельности Союза промышленников и предпри­нимателей А. Вольского.

Сильны позиции в современной России всевозможных экологиче­ских объединений «зеленых». Это и полуэкстремистские «Хранители радуги», «Гринпис» и вполне ангажированные властями региональные движения. Выражая общечеловеческие интересы, «зеленые» не без оснований рассчитывают на поддержку всех слоев населения («Кедр» А. Тарасова).

Неотъемлемой частью политической системы современного демок­ратического общества являются политические партии. По данным американского политолога К. Лоусока, в конце 1970-х гг. более чем в 100 странах функционировали свыше 500 партий, а ныне более чем в 190 государствах мира их число приблизилось к тысяче.

Политическая партия — это весьма формализованная полити­ческая организация со своей структурой (руководящие органы, регио­нальные Отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления опреде­ленной программы, социальных, экономических, политических преобра­зований, достижение неких целей и идеалов, а также обеспечение пря­мых и обратных связей между обществом н государством.

Кроме того, обратная связь помогает партии выполнять уникальную функцию — выявления, согласования, выведения на политический уровень реаль­ных, конкретных, частичных интересов, существующих или вновь за­рождающихся в обществе. Действуя на нескольких уровнях, партии связывают общество и государство. Они выступают как существен­ный, а иногда решающий элемент политической системы общества. По мнению исследователя из США С. Элдерсвельда, партии представляют собой «главные структуры политики в современных обществах». Прин­ципиальной стороной деятельности партий являются их идеологиче­ское воздействие на население, значительная роль в формировании политического сознания.

Процесс формирования и функционирования партий уходит корня­ми в период конца XVII — начала XVIII в.

В политологии распространена предложенная немецким социоло гом и юристом М. Вебером классификация этапов в истории становле­ния политических партий: верхушечные союзы аристократии (коте- рии) (XVI, XVII в.); парламентские (политические) клубы (XVIII в.); современные массовые политические партии (XIX в.).

Три вышеназванных этапа прошли в своем развитии только две партии Великобритании — либеральная (виги) и консервативная (тори).

История других политических партий значительно короче и большин­ство из них сразу формировались как массовые партии. Поэтому фазы кружков и клубов можно считать «предысторией» политических партий, которые в своей зрелой форме выступают лишь как массовые органи­зации. Кроме того, можно ставить вопрос и о наличии протопартий как переходной форме между собственно партиями и движениями. В Англии, например, в годы буржуазной революции между собой боро­лись «кавалеры» (сторонники короля) и «круглоголовые» (защитники интересов буржуазии); в США в XVII в. — федералисты и республи­канцы; во Франции в революции XVIII в. — правые, левые и центр.

Котерии вигов и тори оформились в Англии во второй половине XVII в., причем различия между ними первоначально носили вероиспо­ведный характер (виги — пуритане, тори — англичане), дополняясь династическими предпочтениями (виги — противники Якова II, тори — его сторонники).

Этап политического (парламентского) клуба больше, чем котерии, соответствовал сложной структуре общества. Основной социальной предпосылкой для возникновения клубных партий явилось становле­ние буржуазии как класса, что разрушило единство правящих кругов и вызвало острую идейную и политическую конкуренцию. Политиче­ские клубы обычно возникали как центры формирования и пропаган­ды буржуазной идеологии. В Великобритании они сформировались в 1930-е гг.: тори в 1831 г. основали «Чарлтон Клаб», а виги в 1936 г. — «Реформ Клаб». Первоначально клуб тори был связан с традиционно земельной аристократией, а клуб вигов — с либеральной буржуазией. Но эта прямая соотнесенность вскоре ослабла, так как английская земельная аристократия в относительно короткий исторический срок и практически бесконфликтно преобразовалась в земельную буржуа­зию, ориентированную на рынок.

Политические клубы отличались от аристократических кружков не только социальным контекстом (вовлеченность в классовую борь­бу между феодалами и буржуазией), но и устойчивостью идеологи­ческих связей, развитой организацией, широкими масштабами дея­тельности.

Массовые политические партии в Европе начали формироваться во второй половике XIX в. От политических клубов они отличались тем, что были ориентированы на поиск массового воздействия и вне избирательного периода, на рекрутацию как можно большего числа членов, оперировали арсеналом средств политического воздействия (агитация, пропаганда, политическое просвещение и воспитание, куль­турная деятельность).

Первой массовой политической партией была созданная в 1861 г. либеральная партия в Англии; в 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия — Всеобщий германский рабочий союз, основанный немецким социологом и философом Р. Лассалем. К концу XIX в. мас­совые партии (а основном — социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы. Можно отметить две основ­ные причины возникновения массовых политических партий:

• распространение всеобщего избирательного права, существенно расширившего сферу участия в политике;

• организационное развитие рабочего класса, что проявлялось двоя­ко: организующийся пролетариат создавал массовые партии, защищав­шие его интересы в парламенте и вне его; конкурентная необходи­мость традиционных политических группировок противопоставить массовости пролетарских партий. Так, в Великобритании избиратель­ным правом в 1830 г. пользовалось 200 тыс. человек, в 1832 — 600 тыс., а в 1883 г. — уже 9 млн граждан. В начале XX в. некоторые партии достигли высокого даже по современным меркам уровня массовости, социал-демократическая партия Германии насчитывала в 1913 г. око­ло I млн членов, а на выборах в Рейхстаг в 1912 г. получила 35% голосов — ее поддержали более 4,5 млн человек.

В конце XX в. крупнейшей массовой партией являлась Коммунис­тическая партия Китая — более 50 млн человек.

Процесс становления партийности в дореволюционной России был сходен с европейским лишь по спектрам политических партий.

Идейные разногласия между различными российскими партиями были и по вопросу выбора правящей элиты (помещики — буржуа­зия — пролетариат), формы государственного устройства (самодержа­вие— конституционная монархия— республика), путей обществен­ного развития (феодализм — капитализм — социализм). Формирова­ние партийной системы России происходило специфическим образом. Первой возникла социал-демократическая рабочая партия.

Особый характер имели партии, возникшие в экономически отста­лых странах Азии, Африки и Латинской Америки. Здесь они выраста­ли из национально-освободительных движений, отличались тесной свя­зью с общинными, племенными и религиозными структурами, нередко являли собой своеобразные партии-фронты. Широкое распростране­ние получили национально-демократические и революционно-демо­кратические организации и партии.

lt — «009

В западной политической науке партии определяются чаще всего через ту роль, которую они играют в избирательном процессе. В этом плане под партией понимается нередко любая группа людей, которые имеют одинаковые взгляды по тем или иным вопросам политики и участвуют в выборах, чтобы добиться возможности провести своих представителей в государственный аппарат. Участие в избирательном процессе — одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Более того, первые партии в современном их понимании появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем и парламентаризма. Однако ха­рактеристика современных партий как «машин для выборов» справед­лива лишь до известной степени. Их функции и аспекты деятельности значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Одной из наиболее распространенных характеристик партии является опре­деление, данное известными исследователями Дж. Лапарамбарой и М. Винером. Эти политологи предложили выделять и рассматривать на первом плане такие признаки политической партии, как «непрерыв­ность организации во времени», установившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, «сознательная решимость партийных функционеров как на общенаци­ональном, так н на местном уровне захватить и удержать власть, при­нимать решения единолично либо в коалиции с другими функционера­ми, а не просто влиять на осуществление власти», «забота» со стороны организации о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой «народной поддержки».

Как правило, политические партии обладают внутренней струк­турой, в которой могут быть выделены следующие элементы:

• высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;

• стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;

• активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бю­рократию;

• пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незна­чительной степени участвуют в ее деятельности.

К ним можно добавить также симпатизирующих им меценатов.

В определениях российских исследователей акцент обычно делает­ся на социально классовые основы и функциональные характеристики партий. Политическая партия определяется как «наиболее активная и организованная часть какого-либо класса либо его слоя, выражающая их интересы. Политические партии возникли после раскола общества на классы и являются высшей формой классовой организации. Поли­тические партии преследуют определенные цели, добиваясь реша­ющих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества»'.

Можно сказать, что в основе определения современной политиче­ской партии взаимодействуют четыре критерия:

1) долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на та­кой срок политической жизни, который превышает срок деятельности нынешних руководителей;

2) существование устойчивых местных организаций, поддержива­ющих регулярные связи с центральным руководством;

3) нацеленность руководителей центральных и местных организа­ций на борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на нее;

4) поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов иди других способов.

Политические партии как самодеятельные субъекты политики име­ют с другими общественно-политическими организациями ряд об­щих черт. Среди них:

• наличие определенной организации и аппарата власти и управ­ления;

• существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников;

• фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены открыто или существовать скрыто, только для посвя­щенных;

• наличие массовой базы в лице членов и сторонников.

Основным признаком, отличающим партии от других организаций,

является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, право формирования государственной поли­тики и руководство осуществлением государственной власти.

Сущность политической партии зависит от следующих основных вопросов:

а) каков социальный состав партии;

б) кто руководит, кто возглавляет партию;

в) чьи интересы объективно представляет и защищает руководя­щий центр партии;

г) какова объективная направленность ее политических действий.

Социальная база политической партии — лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на меж­классовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представите­лей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды и каких сил она в конечном счете выражает, защищает и проводит в повседневной практике, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают потребностям прогрессивного развития.

Итак, в результате исторического формирования партия заявила о себе как специализированная, организованно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных на­правлений и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти. Воплощая право человека на политическую ас­социацию с другими людьми, партия отображает общегрупповые инте­ресы и цели разнообразных — социальных, национальных и т.д. — слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии.

Вопрос о функциях политической партии в обществе имеет не мень­шее значение, чем изучение ее характера, членского состава, особенно­стей функционирования. Их целесообразно группировать по сходным признакам, с тем чтобы дать им общую социально-политическую и си­стемную характеристику.

Первая группа функций определяет связи партий с представля­емыми социальными группами и обществом. При этом необходимо иметь в виду, что приводимая группировка функций политических партий весьма условна. В ней можно выделить следующие: представи­тельства, интеграции и идеологическую функцию. Основополагающей является функция представительства интересов, характеризующая ее связь с интересами социальных общностей. Содержание этой функ­ции составляет деятельность по обеспечению политических средств выражения этих интересов, формулирование их в форме целей и идеа­лов, реализация и защита в процессе взаимодействия с другими субъек­тами политики. Функции представительства интересов реализуются, во-первых, путем аккумуляции общих интересов социальных общнос­тей на основе согласования специфических интересов их различных слоев и групп; во-вторых, посредством овладения государственными органами и контроля над ними либо через различные формы давления на эти органы в процессе принятия политических решений и практи­ческого властвования.

Функция политической интеграции направлена на сплочение, кон­солидацию партией тех социально'политических сил, социальной энер­гией которых она питается. Партии, осуществляющие руководство политической системой или представляющие господствующий класс, стремятся умерить объективные противоречия между различными со­циальными общностями, обеспечить поддержку существующей систе­ме власти во всех слоях общества. Партии, борющиеся за политиче­ское руководство обществом либо за ниспровержение данного строя, стремятся обеспечить единство действий своих сторонников, органи­зовать себе поддержку среди союзников.

Партии выступают инициаторами и штабами по разработке страте­гических и тактических концепций, выражающих интересы и волю представляемых ими социальных общностей. В этом заключается со­держание идеологической функции. Помимо разработки концепций идеологическая деятельность партий направлена на широкое распрост­ранение этих концепций и иных идей, отвечающих их целям.

Вторая группа функций, выполняемых партиями, характеризует их роль в политической системе:

• функция разработки и осуществления политического курса выра­жается в определении целей и политических ориентиров развития политической системы и общества в целом. Объем и эффективность выполнения этой функции зависят от положения партии в политиче­ской системе. Наибольшими возможностями обладают в данной сфере правящие партии. Они вырабатывают и формируют политику, которая определяет направленность движения всей социальной системы;

• функция борьбы за политическое руководство или упрочение и удержание своего руководящего положения — одна из главных в дея­тельности партий. Естественно, обладание государственной властью не единственная возможность способствовать удовлетворению н за­щите интересов социально-классовых сил. Этому служат и другие функции, например идеологическая. Вместе с тем основное средство осуществления партией групповых интересов — именно овладение государственной властью;

• организаторская функция выражается прежде всего в определен­ной кадровой политике, т.е. в деятельности по подбору, выдвижению (расстановке) кадров в самой партии и в других государственных и общественных организациях. Эту организаторскую подфункцию партий в политических исследованиях нередко называют функцией полити­ческого рекрутирования — подбора кадров политических руководите­лей. Через свои политические кадры партия проводит политику в го­сударственном аппарате и других организациях, распространяет свое политическое влияние в других институтах политической системы.

Помимо кадровой подфункции организаторская функция включает подфункцию контроля за исполнением принятых политических реше­ний, а также подфункцию координации усилий своих организационных структур с усилиями других участников политического процесса.

Третья группа функций направлена на упорядочение внутрипар­тийной жизни, на обеспечение единства и согласия партийных рядов, на выработку ценностей и норм, сближающих членов и сторонников партии, на осуществление руководства деятельностью партийных рядов и т.п.

Все названные выше функции политических партий важны. Одна­ко среди них целесообразно особо выделить такую функцию, как выра­ботка программных установок, социально-экономической и политиче­ской стратегии для прихода партии к власти или в условиях соответ­ствующих изменений в стране и мире. В том случае, если руководству партии удается разработать идеологически привлекательную и под­тверждаемую практикой ценную доктрину, то это сразу расширяет ее социальную базу, в решающей степени способствует достижению по­ложительных результатов на выборах. И, наоборот, чем крепче держит­ся та или иная партия за устаревший теоретический и концептуаль­ный багаж, тем труднее ей перестроиться и идти в ногу со временем.

Существование в партии нескольких фракций, направлений не ос­лабляет партию, а, наоборот, делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди разнообразных групп изби­рателей, учитывать многообразие социальных, экономических, полити­ческих интересов в обществе. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.

Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отда­ющие ей голоса на выборах, — ее электорат. Традиционной социаль­ной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные партии опи­рались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев. Примерно в середине XX в. ситуация изменилась. Круп­ные партии получают на выборах голоса избирателей, принадлежащих к различным группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают ра­бочие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.

В программах партий обычно подчеркивается их намерение слу­жить интересам различных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Вместе с тем на выборах в европейских странах (в значительной мере и в США) партии продолжают сохранять своеобразие, собственное политическое и иде­ологическое лицо. Например, от социал-демократов избиратели ожида­ют проведения сильной социальной политики, принятия новых или совершенствования существующих программ помощи социально неза­щищенных групп населения.

Политические партии во всем их реальном многообразии обладают не только внешне схожими функциями, но и определенными общими чертами. Это позволяет проводить их классификацию по различным основаниям. В основе типологии партий могут быть такие критерии, как их классовая природа, происхождение, внутренняя структура, осо­бенности отношений членства, политические цели, положение в поли­тической системе и др.

Наиболее часто встречающийся критерий типологизации партий — идейные основания их деятельности, подразумевающие деление на доктринальные, нацеленные на пропаганду и воплощение в жизнь определенной идеологии (коммунистической, нацистской, либеральной, и т.д.), прагматические, ориентированные на защиту интересов опре­деленного социального слоя или группы (предпринимателей, фермеров, лиц наемного труда, национальных меньшинств и т.д.), а также хариз­матические — объединившиеся вокруг лидера и призванные обеспе­чить ему популярность и поддержку.

При этом в каждом из указанных типов существует дальнейшая дифференциация партийных объединений. В частности, среди доктри- нальных партий принято выделять религиозные и идеологические объединения.

Весьма характерно для современной политической науки типоло- гизировать партии в зависимости от социальных (аграрные партии), этнических и национальных (ультралевая баскская партия «Эри Бата- суна», т.е. «Народное единство»[41]; ирландская партия «Шинн фейн», выступающая от имени всех ирландцев, проживающих в Ирландии и в Великобритании), демографических (Объединенная женская партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и в России, стремящиеся отстаивать права потребителей, определенный уровень потребительской культуры) оснований образования этих ин­ститутов власти.

Важное значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. В данном случае принято выделять партии парламентские, лейбористские, авангардные.

Структуру парламентских партий формируют их региональные отделения в различных регионах страны. Лейбористские партии сфор­мированы на основе профсоюзов, когда все члены определенного от­раслевого профсоюза автоматически являются членами связанной с ним политической партии. Авангардные партии построены на прин­ципах территориально-производственного объединения (партийные ячейки в трудовых коллективах, по месту жительства и т.д.).

Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отно­шения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные (т.е. запрещенные и находящиеся вне закона), партии- лидеры (т.е. оказывающие решающее влияние на принятие политичес­ких решений) и партии-аутсайдеры (лишенные такой возможности и находящиеся «на обочине» политической жизни), партии, правящие монопольно (единолично) и правящие в составе коалиции и т.д.

Большое распространение в политологии получила классификация французского ученого М. Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства партии — кадровые, массовые и строго централизованные[42]. Первые из назван­ных отличаются тем, что они формируются вокруг группы политиче­ских деятелей, а основой их организованного строения служит полити­ческий комитет.

Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе раз­личных парламентских групп, групп давления, объединений партийной бюрократии. Они сориентированы прежде всего на участие професси­ональных политиков и элитарных хругов, что предопределяет свобод­ное членство и известную аморфность партийной организации.

В современном мире к числу кадровых партий относятся Республи­канская и Демократическая партии США, Радикальная партия во Фран­ции и др.

Своеобразным антиподом кадровых являются массовые партии, само рождение которых стало результатом роста рабочего движения а кон­це XIX— начале XX в. Наиболее яркий пример массовой партии — основанная в 1875 г. Социал-демократическая партия Германии, на­считывавшая в своих рядах в начале XX в. более миллиона членов. Будучи детищем рабочего движения, массовые партии изначально со­здавались для политической и экономической борьбы, и в качестве их организационной базы чаще всего выступали профсоюзы. Они пред­ставляют собой централизованные образования, хорошо организован­ные и дисциплинированные, с уставным членством.

И наконец, для строго централизованных партий М. Дюверже считал характерным превращение идеологического компонента в ос­новополагающее, связующее эти организации начало. Для таких партий, к которым относятся коммунистические и фашистские, согласно М. Дю­верже, характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий и по­читание политических вождей.

Широко распространена классовая типология политических партий. Основной характеристикой любой партии являются ее клас­совая природа и провозглашаемые ею конечные цели. Классовый об­лик определяется тем, интересы каких классов, социальных групп и слоев она выражает, защищает и проводит в жизнь. Этим во многом обусловливаются ее стратегические задачи, конкретная политическая тактика, особенности и характер руководства и др.

По социально-классовому содержанию и идеологической направ­ленности принято выделять четыре основных модели или типа поли­тических партий: коммунистическую, социал-демократическую, бур- жуазно-реформистскую и консервативную (неоконсервативную).

Политические партии также классифицируют в зависимости от их ориентации на ту или иную идеологию. В соответствии с этим призна­ком выделяются:

• левые партии, т.е. выступающие за ту или иную степень социаль­ного равенства, усиление регулирующих функций государства в эконо­мике, за целенаправленную политику в отношении лиц наемного труда и социально ущемленных слоев (коммунистические, социалистические и социал-демократические партии различных стран мира);

• центристские партии, стремящиеся а своей деятельности прими­рить и согласовать интересы различных слоев общества, проводить политику в интересах большинства граждан (общенациональные и общегражданские партии различных стран);

• правые партии либерального толк о, отстаивающие в своей дея­тельности ценности частной собственности и основанного на равно­правной конкуренции свободного рынка, индивидуальные права и сво­боды и одновременно решительно выступающие против активного вмешательства государства в экономику и частную жизнь граждан (например. Республиканская партия США, Консервативная партия Ве­ликобритании, Христианско-демократический союз в ФРГ);

• правые партии националистического толка, ставящие на пер­вый план интересы нации, сильного государства и общенационально­го единства, нацеленные на укрепление исторических сложившихся ценностей определенного народа и защиту их от разлагающего инос­транного влияния (Национал-республиканская партия ФРГ, Нацио­нальный фронт во Франции, Национал-либеральная партия Румынии и т.д.).

Политические партии, действующие в пределах определенной стра­ны и политической системы, вместе составляют единое целое, имену­емое партийной системой. Понятие партийной системы отображает способ взаимодействия различных партий в борьбе за власть.

Обобщив существующие в современной политической науке и из­вестные нам классификации партийных систем, в зависимости от того, сколько партий реально и эффективно влияют на политическую жизнь общества, их соответственно можно подразделить на:

» беспартийные системы — это немногие сохранившиеся режимы и некоторые сохранившиеся диктатуры, налагающие запрет на дея­тельность других партий. В качестве примеров можно назвать своеоб­разные политические устройства Ирана (после самороспуска Ислам­ской республиканской партии) и Ливии;

• однопартийные, т.е. системы с единственной правящей партией, которые сегодня существуют при тоталитарных (КНДР, Куба), автори­тарных либо переходных режимах (Китай, Сингапур, многие другие страны Азии и Африки). Здесь нужно выделить такое понятие, как партийное государство. В нем функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происхо­дит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В партийном государстве все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль и партийная система превращается в Тоталитарную систему;

• квазимногопартийные системы, при которых существует одна ре­ально правящая партия. Под ее контролем для видимости многопартий­ности создаются и действуют разного рода «карманные партии» (Польша и ГДР эпохи социализма);

• с одной доминирующей партиен — в таких системах могут суще­ствовать и претендовать на власть достаточно большое количество политических партий; при этом в течение десятилетий у власти в стране может бессменно находиться одна наиболее влиятельная и по­пулярная партия, долгое время не имеющая серьезных конкурентов (например, Социал-демократическая партия Швеции, Либерально-демо- кратическая партия Японии, Институционально-революционная партия Мексики);

• двухпартийные системы имеют места, когда при наличии в стра­не большого количества партий общенациональной поддержкой пользу­ются и реально претендуют на власть две наиболее влиятельные, по­очередно сменяющие друг друга у руля государственного управления партии (например, Лейбористская и Консервативная (тори) партии в Великобритании, Республиканская и Демократическая партии в США);

• системы *двух с половиной партий», при которых в масштабах страны действуют и реально претендуют на власть две примерно рав­ные по силам и популярности партии (70—80% поддержки) и незави­симо от них действует гораздо менее влиятельная третья. При этом победу в споре за власть одерживает та одна из двух «сильных» партий, которой удается привлечь на свою сторону (в коалицию) более сла­бую третью. Яркий пример — ФРГ, где регулярно соперничающие в борьбе за большинство в парламенте и право формировать правитель­ство социал-демократы (СДПГ) и демохристиане (ХДС/ХСС) одина­ково стремятся получить поддержку менее сильных — Свободной де­мократической партии (СвДП) либо партии «зеленых»;

• упорядоченные многопартийные системы, для которых свойствен­но наличие ограниченного числа (обычно не более четырех-пяти) вли­ятельных политических партий. Последние способны достичь согла­шения между собой и сформировать устойчивое правительство (Бель­гия, Нидерланды);

• беспорядочные многопартийные системы существуют, когда в стране насчитывается более пяти примерно равных по силе полити­ческих партий, которые находятся в состоянии острой конфронтации между собой, не способны прийти к долговременному соглашению и совместно сформировать и длительное время поддерживать коалици­онное правительство (пример тому— Италия, где лидеры представ­ленных в парламенте многочисленных партий не в состоянии на дол­гое время договориться о создании правительства, и поэтому кабинеты министров могут меняться несколько раз в год).

Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государ­стве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партий­ных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно вклю­чено в процесс принятия государственных решений. Поэтому тнполо- гизация партийных систем по качественным характеристикам их де­ятельности предпочтительнее. В этом контексте, учитывая характер правления, можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах, а учитывая доминирующие в государстве ценности, о системах социалистических и буржуазных.

В формировании партийных систем большую роль играет действу­ющее законодательство, прежде всего избирательные законы. Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, напри­мер, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препят­ствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной на­правленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют избира­тельные системы мажоритарного типа, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорцио­нальные избирательные системы, напротив, давая шансы на представи­тельство в органах власти большему числу политических сил, иниции­руют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облег­чают возникновение новых партий.

В обществе с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами артику­ляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.

Говоря о достоинствах двухпартийной системы, ученые и практики приводят следующие аргументы:

• двухпартийная система способствует постепенному смягчению идеологических конфликтов между партиями и их постепенному пере­ходу на более умеренные позиции. А это делает политическую систе­му более устойчивой;

■ она позволяет одержавшей победу на выборах партии сформиро­вать не подверженное кризисам правительство. Действительно, если в парламенте представлены лишь две партии, то одна из них непременно имеет абсолютное большинство мест и вынести вотум недоверия ее лидеру невозможно;

• с точки зрения избирателя, несомненное достоинство двухпартий ной системы в том, что она облегчит выбор при голосовании. Не нуж­но читать десятки партийных программ или, часами сидя у телевизора, вникать в рассуждения «говорящих голов»; партий всего две, и соотне­сти собственные интересы с их программами не так уж сложно;

• только двухпартийная система позволяет приблизиться к идеалу ответственного правления, который играет важнейшую роль во всех без исключения теоретических моделях демократии. Одна из партий находится у власти, другая — в оппозиции. Если избиратели недоволь­ны работой правительства, они используют выборы для того, чтобы отправить его в отставку.

История политической мысли отводит важное место отношению к политическим партиям. Это отношение не всегда было однозначным. Со времен античности устоявшейся традицией политической мысли является антипартизм, т.е. критическое, отрицательное отношение к партиям. В них видели силу, противостоящую государственному един­ству, причину мятежей, силу подрывающую государственные структу­ры, вызывающую конфликты между согражданами, препятствующую выражению общей воли.

Наряду с антипартизмом постепенно развивалась и укреплялась линия более нейтрального, взвешенного, подчас даже позитивного от­ношения к партиям. Так, итальянский ученый Н. Макиавелли видел полезность партий во взаимном контроле. Английский философ Ф. Бэ­кон считал, что государство, умело маневрируя между париями, может повысить свою политическую стабильность.

Ж.-Ж. Руссо также признавал важную роль партий в совершен­ствовании политической системы, регулировании общественных инте­ресов. Постепенно утвердилась идея о взаимосвязи партий, с одной стороны, и свободы и демократии — с другой. Ш.-Л. Монтескье рас­сматривал их как показатель демократичности политического строя, характеризующий качество и степень свободы. Западные политологи в своем большинстве рассматривают политические партии как необ­ходимый элемент политики, ее двигатель, силу, определяющую направ­ление действий правительства. Ныне политические партии являются важнейшим инструментом парламентаризма и демократии.

Профессиональные союзы — общественные организации, существу­ющие в рамках политической системы существуют и такие обществен­ные организации, как профсоюзы. Профессиональные союзы появи­лись на определенном этапе исторического развития как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий ра­ботников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремес­ленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную эко­номическую и политическую силу. История взаимоотношений госу­дарства и профессиональных союзов также драматична и многопланова.

Политические системы некоторых обществ включали или отторга­ли профессиональные союзы, придавали им различное значение. Диа­пазон здес,ь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государ­ством, то выступали по отношению к нему противоборствующим, раз рушительным элементом.

Различают независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы офи­циальные, поддерживаемые государством, которое в некоторых поли­тических системах даже передавало официальным профсоюзам зако­нотворческие функции в сфере трудовых отношений (например, такими функциями обладал Всесоюзный центральный совет профессиональ­ных союзов — ВЦСПС — в бывшем СССР).

В конвергенционных политических системах, особенно характер­ных для перехода от распределительной к рыночной социальной среде, деятельность профсоюзов придает этим системам своеобразные анар- хо-синдикалистские свойства. В таких системах те или иные профсо­юзные организации выступают от имени своих членов (как правило, работающих в отдельной отрасли производства: шахтеров, энергети­ков, нефтяников и т.п.) и становятся мощным прессом воздействия на правительство для повышения оплаты труда, улучшения условии тру­да и быта, получения льгот, более активного участия в политической жизни и т.п. Угрозы забастовок, экономические и политические требо­вания сопровождают деятельность профсоюзов, заставляя государство попеременно удовлетворять требования то одних, то других групп тру­дящихся.

Возможно, что (как это ни прискорбно) преобразование политиче­ской системы распределительного типа в систему социально-рыночно­го типа лежит через период так называемого анархо-синдикалистско- го состояния общества.

Церковь — общественная организация, объединяющая людей, при­держивающихся определенной религиозной веры или конфессии.

Политическая система большинства обществ формально исключа­ет церковь из своего состава. Таким образом произошло отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся Конституцией, госу­дарство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь не вме­шивалась в государственную жизнь, в политику[43]. В данном взаимодей­ствии реализуется принцип свободной совести, вероисповедания, секу­ляризации политики и автономии религии.

Вообще в истории отношений государства и церкви немало дра­матических страниц: соперничество и открытое противоборство, стрем­ление церковной власти подчинить себе государственную власть и борьба государства за выход из-под влияния и контроля церкви.

Соотношение светской и церковной властей красной ннтью прохо­дит через историю многих государств. Эта идея послужила основой для разработки различных философских теорий, модификации обществен­ных представлений о социальных функциях религиозной идеологии.

В последнее время влияние Церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических госу­дарствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере су­щественным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нрав­ственного возрождения народа.

Рассматривая положение церкви в государственно-организованном обществе, надо отметить, что уже в раннеклассовых государствах, суще­ствовавших в форме городов-государств, имелось три центра управле­ния, административного и идеологического лидерства— городская об­щина, дворец и храм. Храмы выступали как религиозные, организацион­но-хозяйственные, распределительные и информационные системы[44].

Во все последующие времена церковь играла важную роль в обще­стве. Она являлась энергичной проводницей и опорой феодальных порядков, утверждения феодальной собственности, идеологического обоснования верховенства власти в государстве. Церковь оказывала большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения, на межгосударственные отношения.

Становление буржуазных общественных отношений сопровожда­лось, как правило, требованием отделения церкви от государства, созда­нием светской юрисдикции, отстранением церкви от вмешательства в государственную жизнь, в том числе в правовое регулирование. При- надлежность к церкви, к религии провозглашалась частным делом каж­дого гражданина.

Непосредственным результатом «разведения» государства и церкви в сфере социальных отношений в рассматриваемый период стал режим отделения церкви от государства— важнейший принцип, получивший признание во многих странах и закрепление в их конституциях.

Анализ законодательства и практики позволяет выделить два ос­новных вида статуса церкви $ государстве:

• государственная церковь, закрепление ее привилегированного по­ложения по сравнению с другими вероисповеданиями;

• режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудниче­ство государства и церкви, которое охватывает различные сферы об­щественных отношений, а также различные привилегии для религиоз­ных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Вели­кобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус принад­лежал Русской Православной Церкви.

Для статуса государственной церкви характерны следующие осо­бенности:

• в сфере экономических отношений — признание за церковью права собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. Во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 г. Русская Православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей. По данным 1905 г., православной церкви и монастырям принадлежало около 3 млн десятин земельных угодий;

• церковь получает от государства различные субсидии и матери­альную помощь. Например, в Великобритании государство содержит за свой счет капелланов в армии и в тюрьмах. В дореволюционной России православная церковь получала крупные субсидии от государ­ства. По данным В.Л. Куроедова, в 1907 г. на содержание церковного аппарата из казны был отпущен 31 млн рублей, т.е. столько же, сколь­ко и министерству народного образования[45];

• церковь наделяется рядом юридических полномочий: она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев — регулировать брачно-семейные отношения;

• в области политических отношений устанавливается право уча­ствовать в политической жизни страны, в том числе через представи­тельство церхви в государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Во многих странах все руководя­щие государственные должности вправе занимать лишь лица, испове­дующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Шве­ция и др.);

■ в области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов;

• церковь обладает широкими полномочиями в области воспита­ния и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цен­зуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное препода­вание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согла­сия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учите­лей и воспитателен детских садов. В Великобритании обучение ре­лигии — обязательный предмет в начальных и средних государст­венных школах. В Израиле во всех школах общепринято изучать иудаизм.

В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью.

В некоторых странах установлено формальное равенство всех церк­вей, что служит признахом демократичности общества (Ирландия, Ар­гентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 г. правительство и Ватикан подписа­ли конкордат, отменяющий положение католической религии в каче­стве единственной государственной религии Италии, позиции католи­цизма тем не менее очень сильны.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах: в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и ар. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить цер­ковь монополии в выполнении идеологической и интеграционной функ­ций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей.

Л-6009

Содержание режима отделения церкви от государства имеет следую­щие особенности:

• государство и его органы не вправе контролировать отношение сво­их граждан к религии и не ведут учета граждан по данному признаку;

• государство не вмешивается во вкутрнцерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государ­ство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутрен­нее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения ор­ганов религиозных организаций, их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями;

• государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки;

• церковь не выполняет каких-либо государственных функций, не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связан­ными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы.

Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регу­лирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает оп­ределенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству в решении социальных вопросов.

При регламентации правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания сво­боды совести и вероисповедания, т.е. права исповедовать любую рели­гию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. Свобода совести отнесена к общечеловеческим ценностям. Так, со­гласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 18) каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, которая включает свободный выбор религии и убеждений, свободу единолично или сообща с другими публичным или частным порядком в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуаль­ных обрядов и учений. Свобода совести подлежит лишь ограничениям, необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоро­вья, морали, а также прав и свобод других лиц'.

Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фак­тической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступа­ют как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя обще­го блага. В Германии, например, допускается представительство церк­ви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В Конституции 1949 г. за церковью закреп­лено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателями из зарплаты только верующих и перечисляется в фи­нансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Подобные мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь госу­дарство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослу­жителей, например, для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, дея­тельности пастыря в тюрьмах и др.

Согласно Конституции Россия является светским государством (ст. 14). Светское государство— конституционно-правовая характе­ристика государства, означающая отделение церкви от государства, раз­граничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных мень­шинств оказывать их церквям и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Вместе с тем в понятие светского государства входит и ряд его признаков, прямо указанных в нескольких статьях Конституции или вытекающих их данных статей. Это запрещение разжигания религиоз­ной розни (ст. 13), ненависти или вражды (ст. 29), свобода совести (ст. 28), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений, принадлежности к религиозным общественным объединениям и запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам религиозной при­надлежности (ст. 19), недопущение принуждения кого-либо к выраже­нию своих религиозных убеждений или к отказу от них (ст. 29).

Светский характер присущ и многим другим высокоразвитым де­мократическим правовым государствам.

В некоторых демократических странах устанавливаются государ­ственные официальные или традиционные религии, количественно пре­обладающие, но не ограничивающие религиозной свободы иных вероис­поведаний. Такое положение занимают, например, англиканская церковь в Великобритании, евангелическая — в Скандинавских странах, му­сульманская — в Египте, иудейская — в Израиле и т.д.

Конституция, провозглашая светский характер российского госу­дарства, запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в качестве государственной или обязательной (ст. 14).

® Контрольные вопросы

1. Что в себя включает политическая система общества?

2. Каковы элементы, подсистемы и функции политической системы? Как можно их охарактеризовать?

3. Какие теории, типы и модели политической системы вы знаете?

4. Каковы особенности современной политической системы России?

5. Какие признаки и организационно-правовые формы общественного объ­единения вам известны? Что такое политическое общественное объединение?

6. Какова сущность и типы политических движении?

7. Что такое политические партии? Какова их классификация и функции?

8. Каковы этапы становления и структура политических партий?

9. Что такое партийная система? Какова типология партийных систем?

10. Какова сущность антипартизма?

11. Что такое профессиональные союзы? Каковы их виды и значение?

12. Каковы взаимоотношения церкви с государством?

Ш Литература

1. Дюверже М, Политические партии. М.., 2000.

2. Ирхин Ю.В. Политология: Учеб. пособие. М., 1996.

3. Морозова Л А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство н право. 1995. № 3.

4. Основы политологии / Под ред. А. Ьодкара. М., 1990.

5. Партийно-политические элиты и электоральные процессы в России. М., 1996

6. Фарукшин М.Х. Политическая система общества // Социально-поли­тические науки. 1991. № 5.

7. Чиркан В.Е. Глобальные модели политической системы современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5.

<< | >>
Источник: Пиголкин A.C., Головистикова А Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.. Теория государства и права: Учебник ; Под ред. A.C. Пиголкина. — М.: Юрайт-Иэдат, — 613 с.. 2006

Еще по теме 13.4. Общественные объединения в политической системе обществ:

  1. § 4. ГОСУДАРСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
  2. 3.9. Государство и политическая система общества
  3. 3.3.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
  4. 3.3.4. МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
  5. Глава седьмая. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
  6. Тема 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
  7. Тема 2. ГОСУДАРСТВО - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
  8. § 4. Политическая система общества: понятие, структура, функции
  9. § 5. Место и роль государства и права в политической системе общества
  10. § 6. Органы государства и иные субъекты политической системы общества
  11. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
  12. § 1. Политическая система общества: понятие и структура
  13. § 3. Место и роль государства и права в политической системе общества
  14. Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -