<<
>>

Кутюмы Бовези

С возвышением авторитета и спроса на профессиональные зна­ния юристов, с увеличением потребности в письменно фиксируемом наборе правил разрешения юридических конфликтов повсеместно в городах и государствах с централизованным управлением и законо­дательством стали проводиться записи обычного права и в некото­рых случаях городского права (Магдебургское право и др.).

Кутюмы Бовези (ок. 1282 г.) представляют собой описание мест­ных правовых обычаев (кутюмов), которые применялись в суде и по­вседневной жизни в северо-восточной части Франции в графстве Клермон-ан-Бовези. Они записаны и прокомментированы выдаю­щимся французским юристом, исполнявшим должности судьи и се­нешаля Филиппом де Бомануаром (1247—1295). Запись обычного права стала проводиться в широких масштабах в XIII в., когда в стране применялось одновременно писаное право (на юге Франции) и обычное право, причем последнее имело широкое применение в 60 крупных территориальных районах и еще в 300 малых территори­альных районах королевства. Официальная унификация кутюмного права стала проводиться в 1454 г. согласно ордонансу Карла VII. За­пись Бомануара была произведена около 1282 г. Первая и оставшая­ся незаконченной запись обычного права была подготовлена бальи по имени Пьер де Фонтен по специальному приказу короля и наце­лена на упрощение и облегчение управления страной на основе за­конов и обычаев.

Бомануар жил в период правления Людовика IX, когда завершил­ся процесс собирания земель с последующим разделением королев­ских владений на равные административные округа (бальяжи на се­вере и сенешальства на юге Франции). Королевские назначенцы в этих округах были наделены значительными полномочиями в облас­ти судопроизводства, сбора налогов и созыва ополченцев. Высшим апелляционным учреждением отныне становится королевский суд, в котором могли обжаловаться решения всех нижестоящих судов, включая расположенные на территории домена вассалов. К исклю­чительной юрисдикции королевского суда были отнесены случаи поджогов, похищения женщин, изготовления фальшивых монет и др. В королевском домене были запрещены специальным законом поединки и право частной войны (установлен 40-дневный срок меж­ду началом ссоры и началом частной войны).

Бомануар родился в дворянской семье. В молодости несколько лет провел в Англии и Шотландии. По возвращении написал два больших романа и поэму. Долгое время служил в должности бальи и сенешаля в ряде мест. В 1291 г. он назначается организатором ар­мии, готовящейся к вторжению во Фландрию. За подготовку «Кутю- мов Бовези», изданных в двух томах, он заслужил прозвание «светоч своего времени». Дело в том, что это издание явилось не только компиляцией местных обычаев, но и одновременно собранием таких правил и норм, которые частично были основаны на «правовых нор­мах, общих для всех кутюмов Франции». Автор сборника был истин­ным представителем французской школы легистов (законников). По­мимо обозрения всевозможных законов и обычае! провинции, он использовал также отдельные положения канонического и римского права, снабдив их собственными идеями и обобщениями.

Автор, в частности, проводил мысль о необходимости объедине­ния Франции под властью одного монарха, являющегося единствен­ным и действительным господином для своих подданных.

Одновре­менно он поддерживал устремления к освобождению крепостных (сервов) крестьян, считая их зависимое крепостное состояние боль­шим злом и напоминая своим соотечественникам, что «вначале все люди быши свободны... так как всякий знает, что мы (христиане) все происходим от одного отца и от одной матери».

Оригинал работы не сохранился, но имеется большое число спи­сков, которые отличаются друг от друга лишь по диалекту, что лиш­ний раз свидетельствует о значительной популярности автора в ХУ—ХУП вв., вплоть до первого печатного издания труда в 1690 г. В сочинении Бомануара содержится характеристика правового ста­туса суверена и суверенной власти на уровне королевства и на ниже­стоящих ступенях феодальной лестницы. Здесь дается характеристи­ка статуса городских коммун, основных вариантов фиксации крепост­ной зависимости и имущественных прав, юрисдикции судов, а также положения об обязанностях бальи, адвоката, судьи и других участни­ков разрешения правовых конфликтов.

Вилланские держания и виды личной крепостной зависимости. Бо- мануар различает и описывает следующие виды вилланских держа­ний и личной крепостной зависимости. Вилланское держание полу­чали от сеньора либо за натуральные в^тлаты (шампар), либо за де­нежные выплаты (чинш, рента) за землю, предоставляемую сеньором.

Состояние личной крепостной зависимости передавалось через матерей, если ребенок рожден крепостной (даже если отцом его бу­дет рыцарь). Оно приобреталось обращением в крепостных вместе с потомством, если (это было в старину) в ответ на вызов на войну люди оставались дома без уважительных причин. Оно могло обре­таться также добровольной отдачей себя и потомков и «существа своего» святым. В этом случае человек побуждался к закрепощению «великим благочестием», и это находило выражение в «облагании себя повинностями по своей (доброй) воле». Таких людей заносили в списки, составлявшиеся управляющими церковным имуществом. По поводу этой практики Бомануар замечает, что «в конце концов то, что быгло сделано по доброй воле и благочестию, обращалось во вред и в униженное состояние... потомков» (§ 1438); еще одной фор­мой закрепощения быта самопродажа, «когда кто-либо, впавши в бедность, говорил своему сеньору: «Вы мне дадите столько-то, а я сделаюсь вашим лично зависимым человеком»»; иногда отдавали се­бя в крепостную зависимость для того, чтобы оградить себя от дру­гих сеньоров или от «вражды, некоторыми людьми к ним посыглае- мой».

«По всем этим причинам и завелась личная крепостная зависи­мость, — заключает комментатор, — ибо по естественному праву все свободны; но эта естественная свобода испорчена вышеназванными приобретениями...»

Другими и более частыми случаями были следующие. Например, если люди недворянского рода «проживут на земле один год и один день, то станут крепостными тех, под властью которых они прожи­вали». Крепостное состояние само по себе имело несколько града­ций, что во многом! зависело от степени подвластности сеньору. По­следний мог либо распоряжаться всем имуществом крепостных, ли­бо удерживать их в заключении по собственной воле, за их вину или без вины, и никому за них не отвечать, кроме одного Бога. С други­ми это обращение могло быть более человечным: помимо чинша, работ и повинностей, крепостные обязаны были платить брачный выкуп по усмотрению сеньора (если крепостной женился на свобод­ной) и выкуп за вступление в права наследства (повинность «мерт­вой руки»).

В области Бовези, по наблюдениям Бомануара, обычаи более мягкие по отношению к крепостным, нежели в других областях. Здесь при уплате положенного дозволяется идти «служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров», за исключением некоторых горо­дов, где «всякий житель свободен в силу привилегии или обычая» (§ Н57).

Об обязанностях бальи, адвоката и судьи. Человек, желающий быть справедливым и честным бальи, должен, по мнению Бомануа- ра, обладать десятью добродетелями, из которых одна является глав­ной и «госпожой над всеми другими», без нее не могут существовать другие добродетели местных правителей. Эта добродетель называется мудростью (§ 12). Среди других добродетелей — спокойствие и доб­рота, терпение и умение внимательно выслушать, смелость и энер­гичность без всякой лени, щедрость, повиновение приказам своего сеньора, умение «быть настоящим знатоком своего дела», «испол­нять обязанности, не причиняя вреда другим», а также хорошо счи­тать. Десятая добродетель — она озаряет все остальные — это добро­детель верности.

О роли адвоката в деле пользования кутюмами Бомануар сообща­ет следующее. «Так как большинство людей не знакомо с кутюмами и не знает, как ими надо пользоваться и на что следует опираться в каждой данной тяжбе, то те, которым предстоит судиться, должны искать совета у людей, могущих говорить за них. И тот, который го­ворит за других (в суде), называется адвокатом» (§ 174). Адвокату надлежит вести «только добрые и законные дела», если в ходе судеб­ного разбирательства он узнает, что дело нечестно, то сразу, как только узнает об этом, «бросает» его. Бальи своею властью может от­вести адвоката, если он «обычно говорит дерзости бальи, суду или противной стороне, так как было бы очень плохо, если бы подобно­го рода люди не могли быть отстранены от адвокатской должности». Женщина не должна выступать за плату в качестве адвоката, но без такого вознаграждения она может говорить в суде за себя и за своих детей, хотя и по разрешению мужа.

Самое главное для всех тех, кто вершит правосудие, — это «уме­ние различать поступки, каковы они — велики или малы, и знание того, какого наказания они заслуживают. Ибо так же, как неодина­ковы поступки, неодинаковы и наказания» (§ 823). И далее о сораз­мерности наказания с совершенным преступлением: «Мера наказа­ния должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб...» В разделе под названием «Как следует су­дить» сказано также: «Согласно нашим кутюмам, никто не может быть судьей в своем суде и по своему делу по двум причинам: первая та, что никакой человек никогда не может быть судьей в собствен­ном деле... вторая — что, согласно кутюмам Бовези, сеньор не судит в своем суде. Судят в его суде только его люди» (§ 1883). Так под­тверждалось и разъяснялось правило, известное еще античной пра­вовой мысли, — никто не может быть судьей в собственном деле.

Более распространенным в средние века было требование о суде равных себе по положению участников разбирательства и выработки судебного решения. «Если сеньор желает вызвать в суд дворянина, сидящего на его фьефе (феоде), он должен взять двух людей, являю­щихся пэрами (равными ему по положению), к тому, кого он хочет вызвать...» (§ 58). В наборе следственно-процессуальных требований имелось положение, которое можно считать средневековой форму­лой презумпции невиновности: «Ни один преступник, каковы бы ни были его преступления, до тех пор, пока они не доказаны и недоста­точно известны, не должен быть приговорен к смерти» (§ 47). В на­боре доказательств насчитывалось восемь разновидностей, среди них половина включала сведения, поставленные свидетелями преступле­ния, а среди других имелось доказательство, конструируемое при по­мощи презумпции (действие, доказанное при помощи предположе­ния).

Обычаи, законы и городское самоуправление. В главе «О городских коммунах и их правах» имеются разъяснения о том, что «по новым правилам во Франции ни один город не может стать коммуной без разрешения короля» и что это право должно быть записано в «хар­тии вольностей, выданной королем городу». При этом выдача хартии должна производиться без ущемления прав церкви и дворянства, так как «не могут быть и не должны быть отягощены церкви и уменьше­ны владения дворян» (§ 1517). Городские коммуны, а также города, не имеющие прав коммун, и простой народ должны охраняться за­коном таким образом, чтобы их никто не обидел и чтобы они нико­го не смогли обидеть. «Хартии коммун должны храниться как дока­зательство привилегий, которые могут быть нарушены, так как так же мало стоит печь, негодная к обжигу кирпича, как и хартия, по­вседневно не проводимая в жизнь» (§ 1516). Каждый сеньор, имею­щий в своей власти город-коммуну, должен был «ежегодно узнавать, в каком состоянии находится город и как им управляют мэры и те, которые поставлены его охранять и им управлять. Пусть богатые не сомневаются, что, если они нарушают закон... они будут наказаны, и пусть бедняки указанных городов могут мирно зарабатывать себе на пропитание» (§ 1519).

О суверенной власти короля и баронов. В комментариях выдающе­гося французского юриста школы легистов мы встречаем вполне от­четливые контуры идеи суверенной власти на уровне всего королев­ства и на уровне отдельного феода (поместья). «Во всех местах (сборника), где король не называется, мы, — пишет Бомануар, — подразумеваем тех, кто держит баронию, так как каждый барон (ари­стократ ступенью ниже графа. — В. Г.) является сувереном своей ба- ронии. Следует понимать, что король является сувереном над всеми и на основании своего права охраняет все свое королевство, в силу чего он сможет создать всякие учреждения, какие ему угодно для об­щей пользы, и то, что он устанавливает, должно соблюдаться. И нет над ним никого столь великого, чтобы он мог прийти в его двор (творить суд) о правонарушениях или по жалобам на неправильное решение и по всем делам, которые касаются короля...» (§ 1043). (Бо­мануар Ф. де. Кутюмы Бове-зи // Хрестоматия памятников феодаль­ного государства и права / Под ред. В. М. Корецкого. М., 1961. С. 577-599).

<< | >>
Источник: Графский В. Г.. Всеобщая история права и государства: Учебник для ву- юв. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, — 752 с.. 2007 {original}

Еще по теме Кутюмы Бовези:

  1. Кутюмы Бовези
  2. БОМАНУАР Филипп де
  3. 4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ФРАНЦИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
  4. 21. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ФРАНЦИИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
  5. Право Франции в период феодализма
  6. § 2. Право
  7. 16.4. Основные черты французского средневекового права
  8. 1. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ
  9. Право классического и позднего феодализма Источники права
  10. Королевская власть и законодательство
  11. Королевская власть и законодательство
  12. § 2. Право
  13. 10.1. Характерные черты права и его институтов в Средние века
  14. Источники права
  15. § 36. Развитие французского права в Х – XVII вв.
  16. § 2. Источники гражданского и торгового права Франции
  17. 64.2. Гражданский кодекс 1804 года
  18. Особенности французского законодательства и правоведения
  19. Особенности французскогозаконодательства и правоведения
  20. 10.2. Возрождение юридической науки
- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Международное право - Международное частное право - Муниципальное право - Налоговое право - Наследственное право - Нотариат - Оперативно-розыскная деятельность - Основы права - Политология - Право - Право интеллектуальной собственности - Право социального обеспечения - Правовая статистика - Правоведение - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор - Разное - Римское право - Сам себе адвокат - Семейное право - Следствие - Страховое право - Судебная медицина - Судопроизводство - Таможенное право - Теория государства и права - Трудовое право - Уголовно-исполнительное право - Уголовное право - Уголовный процесс - Участникам дорожного движения - Финансовое право - Юридическая психология - Юридическая риторика - Юридическая этика -